Жизнь и деятельность Д.С.Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно - нравственном становлении обучающихся (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему

Гришина Ирина Егоровна

Материал статьи может быть использован как на уроках русского языка, так и литературы в классах среднего и старшего звена основной школы.  В данной статье предлагаются различные формы уроков по нравственному воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности Д.С.Лихачева,методическая разработка одного из таких уроков на тему "Жизнь-это драгоценнейший дар"( по книге Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь и деятельность Д.С.Лихачева- пример высокой гражданственности в   духовно  -  нравственном становлении обучающихся (из опыта работы)

В настоящее время наша страна переживает многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно-политический строй, экономический уклад. Но это еще и кризис культуры, происходящий в душах людей. Система дожных ценностей массовой культуры неизменно распространяется: куль силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственност и- вот те «приоритеты», которые господствуют среди молодежи в особенности. Особенно настораживает то, что в последние годы появилась тенденция к сокращению объема знаний гуманитарного цикла. А ведь имнно такие знания способствуют формированию  и нравственных нормативов, и норм общения разных поколений, и взаимопониманию людей разных культурных традиций.

Мы говорим сегодня о воспитании национальной гордости, о патриотизме, как, впрочем, было и всегда, но эти слова могут обретать смысл лишь тогда, когда когда каждый из нас станет сознательным гражданином своей страны, ориентирующимся в новом мире разных предложений и возможностей. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву принадлежат слова: « Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне- будет много дюдей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.»

Таких мыслей, высказываний, бесценных своим содержанием, у академика Лихачева огромное количество. И было бы преступлением не воспользоваться ими в работе учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников. Да и сам жизненный путь Д.С.Лихачева- образец служения своей Родине, своему народу, своему делу.

На уроках русского языка можно и нужно использовать пример жизни и деятельности величайшего нашего современника, исследователя-филолога, просто настоящего Человека для воспитания нравственных, духовных, эстетических качеств наших школьников. Педагог должен учить своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но и как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.

Основными критериями в духовно-нравственном воспитании обучающихся для меня на уроках русского языка и литературы стали:

  • развитие традиций духовно-нравственного воспитания обучающихся:
  • создание условий для развития духовной личности;
  • повышение компетентности детей и подростков в области нравственности;
  • рост социального оптимизма обучающихся.

Предлагаю вашему вниманию перечень различных форм уроков по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в связи с указанной темой этой статьи, которые можно проводить в каждом классе:

  • библиотечный урок по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» (6 класс);
  • урок-беседа «Самая большая ценность- жизнь» (по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном») (7-8 класс);
  • урок-дискуссия «Человек должен быть интеллигентным?» (по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном») (9 класс);
  • читательская конференция по книге Д.С.Лихачева «Земля родная» (9 класс);
  • урок- презентация «Защитник русской культуры»(10 класс);
  • литературная гостиная « Д.С.Лихачев- старейшина отечественной культуры и литературы» (11 класс);
  • урок развития речи «Мои размышления и Д.С.Лихачева об интеллигентности», «Уроки высокой гражданственности и нравственности, преподнесенные Д.С.Лихачевым» (9-11 класс).

Смею утверждать, что такие уроки не оставят равнодушными наших учеников, будут способствовать формированию духовно-нравственных принципов в их сознании, укреплять из национальное самосознание и патриотические чувства.

                                   Конспект урока- беседы:

Тема урока « Жизнь- это драгоценнейший дар» (по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»)                                                        (9 класс)

Цели урока: раскрыть гражданскую значимость и своеобразие творчества ученого;

развивать мышление и речь, учить аргументировано отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам;

воспитывать личность человека- гражданина и интеллигента, сохраняющегосвое достоинство в любых жизненных ситуациях.

Оборудование урока: портрет Д.С.Лихачева; стенд, посвященный жизни и деятельности Д.С.Лихачева; выставка книг Д.С.Лихачева.

Подготовительная работа:

  1. поделить класс на микрогруппы ( по количеству выбранных для обсуждения глав);
  2. распределить обязанности в каждой группе:

докладчики в тезисной форме излагают основные положения глав;

содокладчики подкрепляют аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика;

оппоненты предлагают иную точку зрения;

3.изготовить таблички для каждой группы выступающих;

4. вывесить вопросник по теме (За 7 дней);

5.подготовить по каждой выбранной главе плакат-вывод.

 ХОД УРОКА:

  1. Учитель: На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: в чем вы видите смысл жизни? Он ответил: « жизнь –это драгоценнейший дар…Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что живет незря». (сообщается о теме и целях беседы)
  2. Докладчик рассказывает об ученом, о том, как складывалась его судьба, о его трудах, трудностях, достижениях.
  3. Учитель зачитывает вопросы для беседы:
  • Что такое духовные ценности, достояние народа, о которых говорит в своей книге Д.С.Лихачев?
  • «Молодость- это вся жизнь»- каково значение содержания этой главы в жизни человека?
  • Какие ценности можно пронять для себя из книги Д.С.Лихачева?
  • Размышления Д.С.Лихачева и мои об интеллигентности…
  • Какова роль чтения в формировании внутреннего мира человека?
  • Каковы основные положения главы « О дурных и хороших влияниях»?
  • Могут ли оставить нас равнодушными вопросы, поставленные в книге в главах 15,16,17?
  • Нравственные уроки, которые мы извлекли из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

      4.Докладчики излагают основные положения глав книги.

      5. Содокладчики (после каждого докладчика) подкрепляют аргументами, обосновывают . иллюстрируют позицию докладчика.

      6.Оппоненты предлагают иную точку зрения по каждому пункту и работают с классом, предлагая с ними не согласиться.

      7. Учитель обобщает весь материал, оценивает работу микрогруппы и каждого ученика, ставит вопрос из перечня вопросов для обсуждения. Затем на доске вывешивается плакат-вывод:

  • Если есть у человека благородная цель, то она должна проявляться во всем.
  • Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные- усложнят ее и затруднят.
  • А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире.
  • Надо быть открытым к людям, терпимым, искать в них прежде всего лучшее.
  • Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
  • Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то…он ставит себе цель, достойную человека.

Интеллигентность- это способность к пониманию, к восприятию. Это терпимое отношение к миру и людям.

Рефлексия:  Итак, ребята, ваша глубокая исследовательская деятельность помогла раскрыть гений замечательного деятеля нашей современности Д.С.Лихачева и  огромную пользу  его книги «Письма о добром и прекрасном». Вы хорошо потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы обобщать, делать выводы. Все это вы выполняли в процессе коллективной работы, в процессе сотрудничества. А теперь каждый из вас может проявить свою индивидуальность, выполнив домашнее задание.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Какой пример подает мне Д.С.Лихачев как публицист и человек?»

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Презентация о жизни и деятельности Д.С.Лихачева

В презентации представлена информация о жизни и творчестве Д.С.Лихачева - петербургского ученого, краеведа, общественного деятеля. Есть ссылки на его научные труды, работы ученых, упоминающих...

Статья «Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»(из опыта работы)

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы....

Сообщение на педсовете «Духовно-нравственное воспитание в семье» (из опыта работы)

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.                  ...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...