Урок ФГОС "Бессоюзные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Арутюнян Виктория Александровна

Урок по УМК Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. по теме "Бессоюзные предложения", возможно преобразование некоторых пунктов и использование для урока по подобной теме в 8 классе.  Урок можно адаптировать под другой УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta.doc59 КБ
Файл klass9.pptx152.14 КБ

Предварительный просмотр:


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сегодня мы углубим знание о сложных предложениях и будем совершенствовать пунктуационные навыки.

Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу

Настраиваются на плодотворную работу

Регулятивные

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

 Синтаксический анализ

Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна.

Возгласы мальчика долетали ещё до моего слуха, когда стало совсем темно и я огибал край леса.

Но вот ветер набежал, зашумели верхушки деревьев.

Дождь перестал – дети побежали на улицу.

Перед вами сложные предложения. Выделите основы и назовите средства связи простых предложений в сложное.

проверяют в парах, работают на ИАД

Познавательные,

коммуникативные

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентностно-  ориентированное задание.  Работа с текстом

Чтение параграфов учебника,

заполнение таблицы

Организует беседу, консультирует учащихся. «В БСП нет союзов. Смысловые отношения между простыми предложениями выражаются при помощи знаков препинания».

заполняют таблицу, работают с текстом.  

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– подведение под понятие)

Коммуникативные

Работа по теме урока

Работа в парах

1) Все крыльями машут, но не все летают.

2) Когда птицы приумолкли, то жди грома.

3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето.

4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться.

5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь.

6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

7) Коля смутился, потому что весь этот допрос был ему неприятен, тягостен .

8) Я доверяю любящим, потому что  они великодушны.

Преобразуйте союзные предложения в бессоюзные.

Работают в парах

Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям)

Коммуникативные

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-

гия, классификация– построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;

– доказательство)

IV.  Физминутка

Наш дом, улыбнувшись ответил, сверкающий на снегу, отвечать правильно, город солнца.

Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Вспомним виды подчинительной связи в словосочетаниях.. Я буду называть словосочетания. Если это: согласование – сидим,

управление – встаём,

примыкание - хлопаем.

Выполняют физминутку

Регулятивные

Познавательные

Закрепление знаний

Грамматико-орфографическая работа

Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день...

Ноги вязли по щиколотку  идти было трудно.

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.

Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.

Выполняют указанные виды грамматических разборов

Познавательные

Регулятивные

Самостоятельная работа с учебником

Задаёт номер упражнения

Выполняют упражнение

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Подготовка к ГИА

Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. 

Работа с ИАД

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

V. Подведение итогов,

 рефлексия

 Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Организует работу

Делают вывод о том, какова роль знаков препинания в БСП

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных

 

Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание

Выписать 5 БСП из «Мёртвых душ»



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Все жаловались на холод и дождь стучал в окна. 2. Возгласы мальчика долетали ещё до моего слуха когда стало совсем темно и я огибал край леса. 3. Но вот ветер набежал, зашумели верхушки деревьев. 4. Дождь перестал – дети побежали на улицу.

Слайд 2

Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях (БСП)

Слайд 3

Знаки препинания в БСП , ; значение перечисления – значения следствия, времени, противопоставления : значение причины, пояснения, дополнения.

Слайд 4

Объясните постановку двоеточия. Какими союзами можно заменить этот знак препинания? Одного боюсь: сплетен боюсь. (Ф. Достоевский) Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. (А. Пушкин) Он покраснел : ему было стыдно убить человека безоружного... (Лермонтов)

Слайд 5

Объясните постановку тире. Какими союзами можно заменить этот знак препинания? Посмотрит - рублём подарит. Биться в одиночку - жизни не перевернуть. (Н. Островский) Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай. (Н. Гоголь)

Слайд 6

Работа в парах. Преобразуйте сложные союзные предложения в БСП. 1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди. 7) Коля смутился, потому что весь этот допрос был ему неприятен, тягостен . 8) Я доверяю любящим, потому что они великодушны.

Слайд 7

Расставьте недостающие знаки препинания, нарисуйте схемы предложений. Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... Ноги вязли по щиколотку идти было трудно. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.

Слайд 8

Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. (4)Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам. (5)Лёва начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (6)Я не слышала, как он играл: я волновалась. (7)И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза – так слушают хорошую музыку.

Слайд 9

Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. (1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как это бывает у больного человека, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2) Когда он был дома, он всё лежал постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл его кабинет. (4) В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Слайд 10

Домашнее задание Выписать 5 БСП из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: Сложносочиненное предложение

УМК Бабайцева.В.ВОткрытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: "Сложносочиненное предложение"(закрепление темы)....

Открытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: Сложносочиненное предложение

УМК Бабайцева В.ВОткрытый урок по русскому языку в 9 классеТема урока: "Сложносочиненное предложение"(Закрепление темы)....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема урока "Простое предложение".

Разработк урока "Простое предложение"-первый урок по теме "Грамматическая основа предложения"....

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки  к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...