Неопределенные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Соловьева Наталья Викторовна

Урок русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №153

Соловьевой Натальи Викторовны

Тема урока: Неопределенные местоимения.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: знакомство с неопределенными местоимениями.

Образовательные задачи:  

-  закрепить знания о местоимении;

-  дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и способах их образования;

-  расширять словарный запас.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать творческие способности, память, внимание; развивать аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать речь, коммуникативные способности.

Воспитательные: 

-  воспитывать бережное отношение к родному языку;

-  воспитывать дисциплинированность;

-  воспитывать культуру работы в парах.

Оборудование:

- электронная презентация «Неопределенные местоимения»;

- раздаточный материал.

Ход урока

Основные этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Ведущие УУД

1

Организационный этап

Включение в деловой ритм, эмоциональный настрой на работу.

Подготовка к уроку, настрой на работу.

Регулятивные: саморегуляция эмоциональных и  функциональных состояний.

2

Актуализация знаний

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Активация знаний о местоимении как части речи. 

3

Постановка цели и задач урока

Редактирование формулировок задач урока.

Формулирование цели урока и задач урока.

Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, самостоятельное формулирование познавательной цели и задач.

4

Первичное усвоение новых знаний

Стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль  выполнения заданий. Организация исследования учебной проблемы, формирование новых понятий.

Выполнение  задания поискового  характера, работа в парах по решению предложенных задач. Наблюдение за языковым материалом, формулирование выводов. Представление результатов работы, устное высказывание.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения их существенных признаков, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания.

Коммуникативные:  умение слушать и слышать текст; умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение принимать чужую точку зрения.

5

Первичное закрепление

Стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль выполнения заданий.

Использование нового содержания совместно с ранее изученным материалом при решении творческой задачи: создание собственного текста. Представление результатов работы, устное высказывание. Работа в парах.

Личностные: самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников.

6

Контроль усвоения

Контроль выполнения опорной схемы-конспекта.

Составление опорной схемы  –конспекта. Выполнение самостоятельного творческого задания.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач. 

7

Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Планирование деятельности по выполнению домашнего задания.

Регулятивные: планирование, целеполагание.

8

Рефлексия

Организация рефлексии. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников, достижение поставленной цели.

Определение своего эмоционального и интеллектуального  состояния на уроке.

Регулятивные: промежуточная оценка; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив выводов,  выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств; анализ и синтез.

Коммуникативные: эффективное сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга.

Личностные: самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников.


Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

      Предметные:

  • Распознавать местоимения в тексте.
  • Корректировать  индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью.
  • Анализировать и характеризовать особенности местоимений.
  • Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей  высказывания.

Метапредметные:

  •  Адекватно понимать письменные высказывания

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Формировать умение работать с разными разрядами местоимений.
  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач.
  • Извлекать нужную информацию.


1.- Откройте тетради. Запишите число – 25 февраля, Классная работа.

- Сегодня на уроке, чтобы успешно выполнить все задания, вам необходимо быть очень внимательными, впрочем,  как и всегда. А, если вы будете еще активно работать, то у вас будет возможность получить хорошую отметку.

2. - Предлагаю начать работу с решения кроссворда. Отвечая на вопросы, вы определите ключевое слово, которое будет составной частью темы нашего урока.

  1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их? (местоимение)
  2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет? (существительное)
  3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях? (вопросительные)
  4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного? (относительные)
  5. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (возвратное)
  6. Какие местоимения изменяются по лицам? (личные)
  7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже (нас)
  8. Назовите возвратное местоимение (себя)

3. - Назовите ключевое слово. Сформулируйте тему урока и запишите в тетради.

- Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?

- Местоимения, с которыми мы будем знакомиться очень таинственные? Давайте разбираться почему. Я хочу прочитать вам одну загадочную историю. Послушайте и скажите, о чем идет речь.

 

4. В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто.

- О ком говорится в тексте?

- Что с ним произошло?

- Почему не понятен смысл текста?

- Какой частью речи являются выделенные слова?

- На что обычно указывают местоимения?

- А эти местоимения на что указывают? (на что-то неопределенное) Поэтому они так и называются.

- Как вы понимаете значение слова «неопределенный».

Неопределенный (Толковый словарь С.И. Ожегова: 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый.

Выпишите из текста выделенные местоимения в два столбика, определив критерии деления на группы (РАБОТАЮТ В ПАРАХ).

каком-то

каких-то

чем-нибудь

о чем-либо

какой-либо

некто

некоторое

кое-что

несколько

нечто

- По какому признаку вы разделили местоимения на два столбика?

- Эти местоимения я записала в таблицу. Как ее можно озаглавить?

- Рассмотрите таблицу и объясните образование неопределенных местоимений.

Вопросительные

местоимения

Неопределенные местоимения

Кто?

некто

кое-кто

Что?

нечто

что-то

Который?

некоторый

Сколько?

несколько

сколько-нибудь

- Прочитайте местоимения, образованные приставочным способом. Какая гласная стоит в приставке.

Правило на стр. 77

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО ПРИСТАВКА НЕ-  ВСЕГДА НАХОДИТСЯ ПО УДАРЕНИЕМ И ПИШЕТСЯ СЛИТНО.

- А  хочу вам хочу раскрыть еще одну тайну неопределенных местоимений.

1) Аню попросили спеть (какую-то, какую-нибудь) песню.

2) (Кое-кто, кто-то) уже прочитал эту статью.

3) Геннадий искал в шкафу (чью-то, чью-нибудь) книгу.

- Каждый ряд записывает только одну пару предложений. Затем, работая в парах, вы должны сформулировать, чем они будут отличаться.

Какую-то -  «неизвестно какую, но конкретную»

Какую-нибудь – «ту или иную, любую»

Чью-то – «принадлежащую неизвестно кому, но конкретную»

Кое-кто – «некоторые, немногие»

- Какой можно сделать вывод?

При использовании различных неопределённых местоимений, указанных в скобках, меняется и смысл предложения.

5. - А теперь давайте вернемся к тексту, который я вам прочитала в начале урока, и исправим его. Вам нужно заменить неопределенные местоимения любыми другими частями речи так, чтобы получилась история со смыслом. Она может носить фантастический, сказочный или вполне реальный смысл.

- Прочитайте историю своему соседу и спросите, понравилась ли она ему.

Выслушать 1-2-3. Чья понравилась и почему?

6. Наш урок подходит к концу, давайте повторим, в тайне каких местоимений мы разбирались. А поможет нам в этом опорный конспект.

7. Дом.задание. Подберите 5 пословиц, которые содержат неопределенные местоимения.

8. Вспомните, какие задачи мы ставили сегодня на уроке, и смогли мы их решить.

ОТМЕТКИ!!!!!

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

 определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,

владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование

 постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;

поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи;  подведение итогов,

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия);  контроль (сличение знаний с эталоном);  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы


КРОССВОРД

1  

2

3

4

5

6

7

8

КРОССВОРД

1  

2

3

4

5

6

7

8

КРОССВОРД

1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их?

2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет?

3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?

4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?

5. Какое местоимение не имеет именительного падежа?

6. Какие местоимения изменяются по лицам?

7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже.

8. Назовите возвратное местоимение.

КРОССВОРД

1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их?

2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет?

3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?

4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?

5. Какое местоимение не имеет именительного падежа?

6. Какие местоимения изменяются по лицам?

7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже.

8. Назовите возвратное местоимение.

КРОССВОРД

1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их?

2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет?

3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?

4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?

5. Какое местоимение не имеет именительного падежа?

6. Какие местоимения изменяются по лицам?

7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже.

8. Назовите возвратное местоимение.

КРОССВОРД

1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их?

2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет?

3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?

4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?

5. Какое местоимение не имеет именительного падежа?

6. Какие местоимения изменяются по лицам?

7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже.

8. Назовите возвратное местоимение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

?

Слайд 2

Кроссворд 1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их? 2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет? 3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях? 4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного? 5. Какое местоимение не имеет именительного падежа? 6. Какие местоимения изменяются по лицам? 7. Назовите личное местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже. 8. Назовите возвратное местоимение.

Слайд 3

Неопределенные местоимения

Слайд 4

Познакомиться с неопределенными местоимениями Учиться находить существительные в тексте Познакомиться со способами образования неопределенных местоимений Учиться грамотно писать неопределенные местоимения Познакомиться с местоимением Задачи урока

Слайд 5

В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто .

Слайд 6

1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка Неопределенный

Слайд 7

В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто . каком-то каких-то чем-нибудь о чем-либо какой-либо несколько некто некоторое кое-что несколько нечто

Слайд 8

Вопросительные местоимения Неопределенные местоимения Кто? не кто кое -кто Что? не что что- то Который? не который Сколько? не сколько сколько- нибудь Образование неопределенных местоимений

Слайд 9

1) Аню попросили спеть ( какую-то, какую-нибудь) песню. 2) ( Кое-кто, кто-то ) уже прочитал эту статью. 3) Геннадий искал в шкафу ( несколько, сколько-то ) книг.

Слайд 10

В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто .

Слайд 12

ПИШИТЕ ГРАМОТНО! Домашнее задание: записать в тетрадь 5 пословиц, которые содержат местоимения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"

Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...

Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе

Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ...

презентация "Неопределенные местоимения"

презентация по русскому языку, 6 класс...

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"

Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...

презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс

Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....

Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».

Урок на  тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков  «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ...

Конспект урока русского языка. Неопределенные местоимения. 6 класс.

Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения....