Школьный тур олимпиады по русскому языку. 5-9 классы.
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Балакшина Людмила Александровна

Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку. 5-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_russkomu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

  1. Расставьте ударение в словах.  

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр.

  1. Определите, сколько раз встречается звук ж в следующем предложении.

Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

     3. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.

     4. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?

5.Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях:

живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.

     6.Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

     7. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой употреблены в переносном значении.

     8. У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбки» дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?

     9.Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах подделка, конный, воссоединение, ссора.

     10.  Составьте небольшой текст, закончив предложение:

Лето – это_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 класс

  1. Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки препинания.

      Р…стаял мокрый снег.

     Осталось на ст…кле пр…клеивш…еся  птич…е  пер…шко. Смятое. Тусклое и до боли с…ротливое. Может, птаха малая стучала ноч…ю по ст…клу просилась в т…пло, а я, тугой на ухо ч…ловек, (не) услышал ее (не) пустил. И пер…шко это как укор б…леет на ст…кле.

     Потом обсушило со…нцем ст...кло. Ун…сло куда-то перышко. А т…ска осталась в сер…це.

 

  1. Объясните, как вы понимаете, почему тоска и чувство вины поселились в сердце автора.
  2. Найдите во втором абзаце фразеологизм, объясните его значение.
  3. Подберите синонимы к словам тоска, тусклое, обсушило.
  4. Сколько раз встречается гласный звук о во втором предложении? Выпишите все слова, в которых он произносится.
  5. Подберите однокоренные слова к слову перышко. Найдите в них корень.
  6. Испытывали ли вы когда-нибудь чувство тоски, в связи с чем? Составьте небольшой текст.

     ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 класс

     1.Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки препинания.

     Ноч…ю (в) переди тепл…хода на голубой воде ро…черком играл лунный блик. Он сер…брился зел…нел ширился изв…вался змейкой уб…гал шустрой ящеркой. Вер…лось с (не)торпением ждалось: вот-вот настигн…т  тепл…ход живую тень луны сомнет ее среж…т плугом носа.

     Но проходили м…нуты. Прош…л час другой а о…блеск далекой луны все бежал и бежал перед  тепл…ходом.

      И было в этой ночной картине что(то) похож…е на жизнь. Казалось, вот-вот пойма…шь ухват…шь смысл ее разг…даешь и постигн…шь вечную загадку бытия.

2. Как вы понимаете подчеркнутое в тексте выражение?

3. Определите значение в тексте слова нос. Какие еще значения имеет это слово?

4. Сколько раз в предложении 5-6 встречается звук ч? Выпишите все слова, в которых он произносится.

5. Сколько правил орфографии регулирует написание приставок в выделенных жирным шрифтом словах? Назовите и сформулируйте эти правила.

6.Опишите в небольшом тексте какой-нибудь пейзаж, передавая свое душевное состояние, настроение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 класс

  1. Восстановите текст, вставляя, где необходимо пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

     Капуста одна из древних овощных культур. В Древн…й  Греции и Риме капуста сч…талась  св…щен…ой пищей богов. Когда (то) капусту называли садовой головой, так как в…лок капусты по форме напом…нает голову человека. А в значении… «огород» употр…бляли  слово «сад». Таким образом употр…бляя  выр…жение «голова садовая» мы шутливо сравниваем голову человека с к…чаном капусты. Пог…ворка  эта имеет значение  «(не) сообразительный, (не)расторопный, (не) ловкий человек, разиня».

     Квасить капусту заг…товляя ее (в) прок первыми научились древни… сл…вяне.  Осенью собрав урожай пр…ступали к рубке капусты для квашения. В этой работе пр…нимали участие все члены семьи (не) редко и соседи. Это кол…ективное  мер…приятие назван…ое капустником сопров…ждалось шутками песнями веселыми играми и забавами. Слово «капустник» дож…ло до наших дней но пр…обрело переносный смысл.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите основную мысль текста.
  4. Определите стиль и тип текста, докажите свое мнение.
  5. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: тире между подлежащим и сказуемым, запятая между однородными членами.
  6. Назовите современное значение слова «капустник».

     

9 класс

Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

   «Св…е море», «св…тое озеро», «св…тая вода» так называли Байкал с (не)запам…тных времен и корен…ые жители и русские пр…шедшие на его берега уже в 17 веке и пут…шествующие иноземцы пр…клонялись перед его величествен…ой (не) земной тайной и красотой. Это покл…нение Байкалу и диких людей и людей для своего врем…ни  просв…щен…ых было одинаково полным захватывающим (не) смотря на то что у одних прежде всего затраг…вало   м…стические чувства а у других эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала потому что он (не) вмещался н… в духовные н… в материалистические предст…вления человека. Байкал действовал на душу (н…) так как действу…т обычно «равн…душная» природа. Это было (н…) что особое (не) обыкновен…ое.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите тему текста.
  4. Определите стиль и тип текста.
  5. Какую проблему (или какие проблемы) поднимает автор в этом тексте?
  6. Запишите ряд однокоренных слов к слову научный и разберите их по составу.
  7. Подберите синонимы к слову святое.
  8. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса

Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса...

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)

Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7 класса

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7-8 класса...

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 8 класса

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7-8 класса...

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 9 класса

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 9 класса...