Школьный тур олимпиады по русскому языку. 5-9 классы.
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку. 5-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
- Расставьте ударение в словах.
Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр.
- Определите, сколько раз встречается звук ж в следующем предложении.
Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
3. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.
4. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?
5.Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях:
живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.
6.Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?
7. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой употреблены в переносном значении.
8. У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбки» дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?
9.Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах подделка, конный, воссоединение, ссора.
10. Составьте небольшой текст, закончив предложение:
Лето – это_________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 класс
- Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки препинания.
Р…стаял мокрый снег.
Осталось на ст…кле пр…клеивш…еся птич…е пер…шко. Смятое. Тусклое и до боли с…ротливое. Может, птаха малая стучала ноч…ю по ст…клу просилась в т…пло, а я, тугой на ухо ч…ловек, (не) услышал ее (не) пустил. И пер…шко это как укор б…леет на ст…кле.
Потом обсушило со…нцем ст...кло. Ун…сло куда-то перышко. А т…ска осталась в сер…це.
- Объясните, как вы понимаете, почему тоска и чувство вины поселились в сердце автора.
- Найдите во втором абзаце фразеологизм, объясните его значение.
- Подберите синонимы к словам тоска, тусклое, обсушило.
- Сколько раз встречается гласный звук о во втором предложении? Выпишите все слова, в которых он произносится.
- Подберите однокоренные слова к слову перышко. Найдите в них корень.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство тоски, в связи с чем? Составьте небольшой текст.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 класс
1.Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки препинания.
Ноч…ю (в) переди тепл…хода на голубой воде ро…черком играл лунный блик. Он сер…брился зел…нел ширился изв…вался змейкой уб…гал шустрой ящеркой. Вер…лось с (не)торпением ждалось: вот-вот настигн…т тепл…ход живую тень луны сомнет ее среж…т плугом носа.
Но проходили м…нуты. Прош…л час другой а о…блеск далекой луны все бежал и бежал перед тепл…ходом.
И было в этой ночной картине что(то) похож…е на жизнь. Казалось, вот-вот пойма…шь ухват…шь смысл ее разг…даешь и постигн…шь вечную загадку бытия.
2. Как вы понимаете подчеркнутое в тексте выражение?
3. Определите значение в тексте слова нос. Какие еще значения имеет это слово?
4. Сколько раз в предложении 5-6 встречается звук ч? Выпишите все слова, в которых он произносится.
5. Сколько правил орфографии регулирует написание приставок в выделенных жирным шрифтом словах? Назовите и сформулируйте эти правила.
6.Опишите в небольшом тексте какой-нибудь пейзаж, передавая свое душевное состояние, настроение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 класс
- Восстановите текст, вставляя, где необходимо пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.
Капуста одна из древних овощных культур. В Древн…й Греции и Риме капуста сч…талась св…щен…ой пищей богов. Когда (то) капусту называли садовой головой, так как в…лок капусты по форме напом…нает голову человека. А в значении… «огород» употр…бляли слово «сад». Таким образом употр…бляя выр…жение «голова садовая» мы шутливо сравниваем голову человека с к…чаном капусты. Пог…ворка эта имеет значение «(не) сообразительный, (не)расторопный, (не) ловкий человек, разиня».
Квасить капусту заг…товляя ее (в) прок первыми научились древни… сл…вяне. Осенью собрав урожай пр…ступали к рубке капусты для квашения. В этой работе пр…нимали участие все члены семьи (не) редко и соседи. Это кол…ективное мер…приятие назван…ое капустником сопров…ждалось шутками песнями веселыми играми и забавами. Слово «капустник» дож…ло до наших дней но пр…обрело переносный смысл.
- Озаглавьте текст.
- Докажите, что это текст.
- Определите основную мысль текста.
- Определите стиль и тип текста, докажите свое мнение.
- Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: тире между подлежащим и сказуемым, запятая между однородными членами.
- Назовите современное значение слова «капустник».
9 класс
Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
«Св…е море», «св…тое озеро», «св…тая вода» так называли Байкал с (не)запам…тных времен и корен…ые жители и русские пр…шедшие на его берега уже в 17 веке и пут…шествующие иноземцы пр…клонялись перед его величествен…ой (не) земной тайной и красотой. Это покл…нение Байкалу и диких людей и людей для своего врем…ни просв…щен…ых было одинаково полным захватывающим (не) смотря на то что у одних прежде всего затраг…вало м…стические чувства а у других эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала потому что он (не) вмещался н… в духовные н… в материалистические предст…вления человека. Байкал действовал на душу (н…) так как действу…т обычно «равн…душная» природа. Это было (н…) что особое (не) обыкновен…ое.
- Озаглавьте текст.
- Докажите, что это текст.
- Определите тему текста.
- Определите стиль и тип текста.
- Какую проблему (или какие проблемы) поднимает автор в этом тексте?
- Запишите ряд однокоренных слов к слову научный и разберите их по составу.
- Подберите синонимы к слову святое.
- Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса
Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса...
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...
Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)
Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе
Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7 класса
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7-8 класса...
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 8 класса
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7-8 класса...
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 9 класса
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 9 класса...