Тестирование "Комплексный анализ текста. Орфографическая и пунктуационная грамотность"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Арутюнян Виктория Александровна

Самостоятельная работа учащихся с текстом, информационная переработка текста ( материал с ФИПИ), типовые задания ( в рамках подготовки к ГИА-9 по русскому языку). Состоит из 8 тестовых заданий и одного задания повышенной сложности - ответ на вопрос, создание собственного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование по теме «Текст как речевое произведение. Правописание слов и пунктуационный анализ.»

Цель: проверка ЗУН обучающихся по данной теме, выявление уровня готовности выпускников к итоговой аттестации.

Методическое обеспечение: текст.

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...  

(7)Я очнулся  в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. 
(12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. 
(23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– (27)Сынок, сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– (33)Мама, мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.

 

(По Ю.Я. Яковлеву)*

  1. Какова главная тема данного отрывка?

1.Тема войны.

2. Тема материнской любви.

3. Тема ответственности.

4. Тема памяти.

    2. Почему главный герой чужую мать принял за свою?

1. Он был ранен и не видел, кто ему помогал.

2. Всех матерей объединяет любовь к детям, забота, нежность, в этом они похожи.

3. Он давно не видел своей матери и не узнал её.

4. Потому что он никогда не видел свой матери.

       3. В каком предложении есть слово,  правописание которого подчиняется правилу: «В суффиксе прилагательного –енн- пишется –НН-».

1. 11.

2. 12.

3. 34.

4. 13.

       4. В каком предложении есть слово, правописание приставки которого зависит от значения?

1. 14.

2. 32.

3. 26.

4. 34.

     5. Какое средство художественной выразительности использовано в предложении 50?

1. Метафора.

2. Олицетворение.

3. Сравнение.

4. Фразеологизм.

    6. В каком предложении есть обособленное обстоятельство?

1. 15.

2. 17.

3.42.

4.44.

    7. В каком предложении есть средство художественной выразительности – олицетворение?

1. 12.

2.17.

3.39.

4.1.

    8.  Укажите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных частей.

1.8.

2.41.

3.13.

4.15.

    9.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Ответы.

1.2.      2. 2.   3.4.  4.3.  5.1.  6.2.  7.4.   8. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА с использованием информационных технологий

Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы «в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С. Пушкин...

Формы и методы при выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности.

Из опыта  работы  учителя  русского языка  и  литературы....

Контрольно-диагностические материалы по проверке орфографической и пунктуационной грамотности в 5 - 7 классах.

данный материал позволит проверить уровень сформированности у обучающихся орфографических и пунктуационных навыков....

Опыт работы по теме:«Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту».

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:1) «...

Формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся через применение таблиц, схем, памяток.

Современная система образования требует новых подходов к обучению. Внедрение в школу компьютерных технологий создаёт дополнительные возможности для деятельности учителя по выработке у обучающихся опре...

Использование онлайн-тренажера «Веб-Грамотей» для формирования орфографической и пунктуационной грамотности при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

Доклад на муниципальном семинаре «Школа эффективного педагога. Панорама методических идей для руководителей школьных методических объединений  «От ВПР через ОГЭ к ЕГЭ»...