конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСПЕКТ34.42 КБ
Файл ТАБЛИЦА16.23 КБ
Файл ПРЕЗНТАЦИЯ309.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Конспект урока в 7 классе по теме «Разряды частиц».

Предмет: русский язык.

Класс : 7

Автор УМК: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. - Москва. - Дрофа. - 2009.

Тема урока: «Разряды частиц».

Тип урока: урок открытия «новых» знаний.

Цели: - формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: коллективная работа, творческая работа, проектирование выполнения домашнего задания;

            - формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;

            - формирование у учащихся умения работать в группах.

Задачи:  - развитие познавательного интереса;

    - формирование мотивации исследовательской и творческой деятельности;

                - формирование умения осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - развитие умения проводить познавательную и личностную рефлексию;

    - развитие умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

                -  развитие умения публично выступать.

Формируемые УУД: Предметные:  научиться различать частицы по их значению;

                                      Метапредметные:

 Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия;

 Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Познавательные: объяснять языковые явления,процессы,связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц;

                                     Личностные: формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала.

Оборудование: Учебник, раздаточный материал, электронная доска, компьютер, проектор,доска.

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

2 мин.

-приветствие

Парта это не кровать 
И на ней нельзя лежать.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Целеполагание.

Совместная деятельность учеников и учащихся.

7-10  мин.

-проверка домашнего задания фронтально.

«Ромашка» на доске

Учитель: «Ребята! С какой частью речи вы познакомились на прошлом уроке?»

Ученики: «С частицами.»

Учитель: «А что это за часть речи?»

Ученики: «Частица- это служебная часть речи,которая служит для образования форм слова и вносит различные оттенки значения в предложение.»

Учитель: «Молодцы!Давайте мы с вами закрепим материл, изученный  вами вчера Откройте тетради: запишите число,классная работа.Оставьте строчку для темы»СЛАЙД  2.

(Ученики выполняют задание самостоятельно, затем меняются тетрадями и  проверяют работу.)

СЛАЙД 3.

Учитель: « Чем же частица отличается от других частей речи? »

Ученики: «Она не связывает слова в предложения, не связывает однородные члены предложения, а нужна для дополнительных оттенков значения и образования форм наклонения глагола».

Учитель: «По значению частицы делятся на три разряда: смысловые или модальные, формообразующие и отрицательные.»

Учитель: «.И сегодня мы поговорим с вами о последней функции частиц(образовании форм глагола) мы сегодня и поговорим.
 Запишите тему урока:«Формообразующие частицы».

Ученики записывают тему.

Сообщение новых знаний

10-15 мин.

Учитель: «Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат?
 для образования наклонения глаголов. Какие наклонения глагола вам известны?»

Ученики: «изъявительное, условное, повелительное».
Учитель: « Для образования каких наклонений нам необходимы частицы?Обратите внимание на табличку,которая лежит у вас на столах»

Ученики: «условного и  повелительного наклонений.»
Учитель: Молодцы ребята! Итак, записываем в тетради: «Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глаголов».СЛАЙД 4

Учитель: «Откройте учебник на стр. 166 и прочитайте, какие частицы относятся к формообразующим?»

Ученики читают: «бы, да, давай, давайте, пусть, пускай.»

Учитель: «Давайте запишем их в форме схемы»Рисует схему на доске.СЛАЙД 5

Ученики записывают за учителем.

Вывод:

Учитель: «Ребята!Что нового вы узнали о частицах?»

Ученики: «Частицы делятся на смысловые, формообразующие и отрицательные.(Перечисляют).Мы изучили формообразующие частицы.(да,давай,давайте,пусть,пускай-образуют форму повелительного наклонения и бы-образует условное наклонение)»

Учитель: « Давайте запишем домашнее задание:

На «4» -Упражнение 363, стр. 167;

На «5»   -Выпишите из художественных текстов  5 предложений с формообразующими частицами.»СЛАЙД 9

Ученики записывают задание на дом

Учитель: «Молодцы!А теперь давайте немного отдохнем.Вставайте!

Физминутка

1-2 мин.

Закрепление

10 мин.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон!
Зашумел листвою клен! 

Учитель: «Ребята!А теперь давайте закрепим материал по теме.»

Работа по вариантам: СЛАЙД 6

От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:

Например: Воевать - давай воюй, давайте воевать, воевал бы, воевали бы

1 вариант- Бежать – давай (пусть бежит) беги, давайте бежать, бежал бы, бежали бы

2 вариант Атаковать – пусть атакует, пусть атакуют , атаковал бы, атаковали бы

Ученики выполняют задание.Затем проверкаСЛАЙД 7

Учитель: «А сейчас ребята,давайте поработаем вместе». У доски. Укажите формообразующие частицы и формы слов, образованные с их     помощью 

а) Щепотки волосков Лиса не пожалей,    б) Пусть всегда будет солнце,

Остался б хвост у ней (И.Крылов);                Пусть всегда будет небо,

в) Нет такой платы, которая была бы         Пусть всегда будет мама,

велика за веру в человека;                                Пусть всегда буду я;

г) Пускай же в век сердечных ран

Не растравит воспоминанье (А.С.Пушкин).

Учитель: «Теперь работа в группах.» 3 группы.

Учитель: «Ребята,разделитесь на 3 команды. Сочините сказку на тему: «Жила была

 частица…с использованием частиц.Троим ученикам- индивидуальные карточки.»

Ребята выполняют задание.СЛАЙД 8.

Подведение итогов по теме.

Задавание работы на дом.

5-7 мин.

Учитель: «Ребята,какой разряд частиц мы с вами сегодня изучили?»

Ученики: «Формообразующие частицы.»

Учитель : «Какие частицы нужны для образования условного наклонения,а какие для образования повелительного?»

Ученики: «Условное- бы, повелительное-да,давай,давайте,пусть,пускай.»

Учитель: «Верно! А теперь обратите внимание на слайд,где записано домашнее задание.Запишите себе в дневник. »

Заключительная часть

1 мин.

Учитель: «Всем спасибо за внимание!»СЛАЙД 10



Предварительный просмотр:

                                                                       Разряды частиц

Модальные(смысловые)

Формообразующие

Отрицательные

  1. Вопросительные:

ЛИ,НЕУЖЕЛИ,РАЗВЕ

Н-р: Хорошо ли сделана домашняя работа?

  1. Восклицательные:

КАК,ЧТО ЗА

Н-р: Что за уха!

  1. Ограничительные:

ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ИКЛЮЧИТЕЛЬНО,ПОЧТИ

Н-р: Гласные состоят только из голоса.

  1. Указательные:

ВОТ,ВОН

Н-р: Вон там за горой виднеется лес.

  1. Усилительные:

ВЕДЬ,ВСЕ-ТАКИ,ДАЖЕ, НИ,ЖЕ,УЖ,ВСЕ

Н-р:  Уж солнце встало!

  1. Уточнительные:

ИМЕННО,КАК  РАЗ

Н-р: Как раз сегодня у меня день рождение!

  1. Значение сомнения:

ЕДВА ЛИ,ВРЯД ЛИ

Н-р: Вряд ли кто-то не читал Пушкина.

БЫ (для образования условного наклонения)Н-р: Сходил бы за хлебом!

ПУСТЬ,ПУСКАЙ,ДА,ДАВАЙ ДАВАЙ-КА(для образования повелительного наклонения)

Н-р: Давай помечтаем о будущих победах!

БЫЛО, БЫВАЛО (для образования особых форм прошедшего времени)

Н-р: Пусть каждый ученик готовится к уроку!

НЕ

Н-р: Писем и телеграмм не было.

НИ

Н-р: Ни писем, ни телеграмм не было.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Частицы Разряды частиц

Слайд 2

Включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.Объясните пропущенные орфограммы. Ты нап ..сал домашн ..е сочинение ? (ли) Вы научились находить и испр .. влять грамматические ошибки? (разве) Можно нап .. сать хорошее сочинение в один вечер? ( неужели ) Задание 1

Слайд 3

Проверь себя Нап и сал ли ты домашнее сочинение? Разве вы научились находить и испр а влять грамматические ошибки? Неужели можно нап и сать хорошее сочинение в один вечер?

Слайд 4

Формообразующие частицы Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глаголов.

Слайд 6

От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц: 1 вариант - бежать 2 вариант - атаковать

Слайд 7

Бежать – давай (пусть бежит) беги, давайте бежать, бежал бы, бежали бы Атаковать – пусть атакует, пусть атакуют , атаковал бы, атаковали бы

Слайд 8

Самостоятельная работа -Задание по группам ; - Индивидуальное задание.

Слайд 9

Задание на дом: Упражнение 363, стр. 167; Выпишите из художественных текстов 5 предложений с формообразующими частицами.

Слайд 10

Все молодцы!!!Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

конспект урока по теме "Мир элементарных частиц"

Данный урок проводится в 11 классе....

конспект урока "Раздельное и дефисное написание частиц"

Урок предназначен для обучающихся 7 класса. Учебник Ладыжинская  Т.А.,.Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Русский язык: учебник для 7 класса....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урока обобщение пройденного материала по теме PAST SIMPLE трудные неправильные глаголы

Конспект урока  по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урокаобобщение пройденного материала по ...