Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 303 с углублённым изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера

Фрунзенского района Санкт – Петербурга
192241, Пражская улица, дом 36, литер А, тел 269-03-54

    Рассмотрено:                                                          Рекомендовано к утверждению:

На заседании МО

Протокол № 1 

от «26»   августа   2015 г.

Председатель МО

_____________/_______________/

      подпись                  расшифровка  

Протокол педагогического совета

№ _1_ от « 31 »  августа 2015 г.

Утверждено

Директор ГБОУ СОШ № 303

Имени Фридриха Шиллера          

Фрунзенского района          

Санкт-Петербурга  

_____________/ А.А. Виноградова /

      подпись                  расшифровка  

приказ № 194

от « 31 »   августа   2015г                                                                          

                                                                                     


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

для обучающихся 5С класса

(на 2015-2016 учебный год)

Составитель:

учитель высшей категории

Романенко Галина Борисовна

                                                                                                                                 

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Приказ министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г.);

3)  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);

4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);

5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;

6) План внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;

7) Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5—6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2014. — 32 с. — (Рабочие программы).

  1. Цели и задачи изучения курса.

Цели:

- создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; - формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;

- проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»;

- формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку;

- углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;

- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитание культуры общения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умения пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

  1. Общая характеристика курса.

Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая она дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в основной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Восполнить этот недостаток возможно дополнительными учебными курсами по русскому языку, которые должны побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

 

Особенности программы

Программа «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» относится к образовательным программам, ориентированным на достижение результатов определенного уровня (первого уровня) и реализует общеинтеллектуальное направление.

Курс состоит из трёх частей:

1) «Звучащая строка»

2) «Таинства лексики»

3) «Слово о словах»

В первой части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Во второй части обучающиеся подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.

В третьей части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к обучающимся

Содержание программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении разделов (лексика, фразеология) предмета «Русский язык»; осуществлять совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний о лексическом, фразеологическом составе русского языка. Развивается Творческая мастерская юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий по работе со словарем.

Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий и Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучения фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной, исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.

В третьей части «Что в имени тебе моем…» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов по теме «Лексика. Фразеология».

I. «Ярмарка идей» (5ч)

Тема 1. Что я умею, что могу? (1ч)

Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов «Лексика», «Фразеология»;

Тема 2. Через тернии к звездам (1ч)

Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний о лексическом, фразеологическом составе русского языка.

Темы 3 -5. Эврика! (3ч)

Составление плана исследовательской, аналитической работы Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

II. «Слово о словах» (20ч)

Тема 6. Имена вещей (1ч)

Работа Творческой мастерской по темам «Уточнение понятия о лексическом значении слова», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями, обогащение словарного запаса учеников.

Тема 7. В царстве смыслов много дорог (2ч) 

Работа Творческой мастерской по темам «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами – омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов – омонимов». Игра «Грамматический аукцион».

Тема 8. Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова (2ч)

Работа Творческой мастерской исследователя по теме «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».

Тема 9. Как появляются новые слова (неологизмы)? (2ч)

Работа Творческой мастерской исследователя по теме «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект – составление презентации «Лингвистический портрет поэта, использующего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.

Тема 10. Откуда катится каракатица, или о словарях, которые рассказывают об истории слов (1ч)

Работа Творческой лаборатории исследователя по теме «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими историческими словарями. Определение первоисточника слова. Групповой проект «Иллюстрируем этимологический словарь».

Тема 11. Об одном и том же разными словами (1ч)

Работа Творческой мастерской исследователя по темам «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова – синонимы: правильное употребление в речи». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).

Тема 12. Слова – антиподы (1ч) 

Работа Творческой мастерской исследователя – беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антиподы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по…», «В походе», «Однажды утром»).  Устное иллюстрирование, лингвистические рисования с использованием антонимов. Коллективный проект: «Легко – сложно» (редактирование текстов сочинений).

Тема 13. Ума палата, или О фразеологических оборотах (2ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке повести А Рыбакова «Приключения Кроша». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Керролла «Алиса в Стране чудес». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».

Тема 14. Словари «чужих» слов (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».

Тема 15. «Он весь свободы торжество» (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».

Тема 16. Мы говорим его стихами (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование сочинений).

Тема 17. Слова уходящие (2ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

Тема 18. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (2ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения паронимов.

Тема 19, 20. Словарь – грамотей.

Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.

III. «Что в имени тебе моем…» (9ч)

Тема 21. Научная этимология (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов «вол», «волк» и «волынка»», «Родственные слова «запонка» и «запятая»?».

Тема 22. Какие бывают имена? (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.

Тема 23. Древнерусские имена (2ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения древнерусских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина).

Тема 24. Отчество и фамилия (1ч)  

Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворений С. Михалкова).

Тема 25. Времена года (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?». Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала».

Тема 26. О том, что мы носим (1ч)  

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».

Тема 27. Растения – почему их так называют? (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Индивидуальный проект: «Название некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».

Тема 28. Птицы и звери – почему их так называют? (1ч)

Работа Творческой мастерской юного исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.

  1. Описание места курса в учебном плане общеобразовательной организации.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» рассчитана на 1 год (34 часа, 1 час в неделю).

  1. Информация о внесённых изменениях в авторскую программу.

Изменения в авторскую программу не вносились.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей 5С класса. Данный класс является сборным, дети пришли из разных школ. В составе этого класса дети обучаются первый год. Класс состоит из 2-х спортивных команд, занимаются баскетболом с начальной школы, команды девочек и команды мальчиков, Дети дружелюбные, общительные, готовы прийти на помощь друг другу. Занятия спортом помогают детям быть более собранными, ответственными. Дети класса имеют достаточно высокий уровень мотивации, у них сформированы  навыки  применения  изучаемого  материала  в практической деятельности, они адекватно реагируют на поставленные вопросы, творчески относятся к решению проблем, способны к самообразованию. Большая часть  учеников в классе обладает высоким уровнем способностей. Работоспособность коллектива хорошая. Дети очень эмоциональные и активные, склонны к проявлению фантазии, творческому решению задач. Большинство учащихся обычно внимательны на занятиях, у многих хорошо развита память, они умеют выстраивать логические закономерности, рассуждать и репродуктивно воспроизводить тексты. В целом уровень обучаемости класса выше среднего.

  1. Информация об используемом УМК.

Название учебной программы

Используемые учебные пособия

Пособия для учителя

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5—6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2014. — 32 с. — (Рабочие программы).

Нет

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

  1. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Программа «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» рассчитана на 1 год (34 часа, 1 час в неделю) и ориентирована на учащихся 5 класса. В программе предусмотрено 24 часа аудиторных и 10  внеаудиторных часов.

  1. Информация об используемых технологиях обучения.

Формы проведения занятий:

- практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных - материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая

Основные методы и технологии:

- технология разноуровневого обучения;

- технология обучения в сотрудничестве;

- коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Учебно-иссследовательская и проектная деятельность:

В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Название проектов, осуществляемых в рамках данной программы:

- «История одного слова»

- «Имена нашего класса»

- «Музей одного слова»

- «Словарь языка А.С. Пушкина»

- «Откуда есть пошли фамилии».

  1. Виды и формы входящего, промежуточного, итогового контроля.

Формы и виды контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.

  1. Соответствие требованиями ГИА.

Планируемые результаты изучения курса полностью соответствуют требованиям ГИА.

  1. Планируемые результаты изучения курса.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться:

Раздел «Звучащая строка»

- проводить фонетический анализ слова;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности

- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Разделы «Таинства лексики», «Слово о словах»

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методические материалы:

1.Иллюстрации к произведениям.

2. Тексты художественной литературы (А.С. Пушкина, А. Рыбакова  и др.)

3. Словари:

- Толковый словарь

- Этимологический словарь

- Словарь имен

- Словарь антонимов

- Словарь синонимов

- Фразеологический словарь

- Словарь паронимов

- Словарь иностранных слов

- Орфографический словарь

Аудиозаписи, слайды по содержанию программы:

1. Электронные словари

2. Электронные энциклопедии

ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

1.Компьютер

2. Проектор

3. Принтер

Список литературы:

  1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка. – изд. Русский язык, 2007.
  2. Арсирий,  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
  4. Вартаньян, Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Васильев, С. В. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.
  6. Горбаневский, М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
  7. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Даль, В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – Изд. Рипол Классик, 2007.
  9. Иванова, В.А., Потиха, Э. А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.
  10.  Иванова, В.А., Панов, Г.А., Потиха, З.А., Сергеев, Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – изд. Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
  11. Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
  12. Круглов,Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.
  13.  Лапатухин, Моисей Семенович. Школьный толковый словарь русского языка [Текст] : пособие для учащихся / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. - М. : Просвещение, 1999. - 608 с.
  14.  Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. : Просвещение, 2009г.
  15.  Никонов, В. А. Словарь русских фамилий / В. А. Никонов ; сост. Е. Л. Крушельницкий; предисл. Р. Ш. Джарылгасиновой. - М. : Школа-Пресс, 1993. - 222 с. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.

Тематическое планирование:

№ п/п

Содержание

Количество часов

аудиторно

внеаудиторно

I четверть

«Ярмарка идей» - 5 часов

1

Что я умею, что могу

1

2

Через тернии к звездам

1

3

Эврика!

1

2

«Слово о словах» - 4 часа

4

Имена вещей

1

5

В царстве смыслов много дорог

1

1

6

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

1

IIчетверть

«Слово о словах» - 7 часов

6

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

1

7

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

2

8

Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов

1

9

Об одном и том же разными словами

1

10

Слова-антиподы

1

11

Ума палата, или О фразеологических оборотах

1

III четверть

«Слово о словах» - 9 часов

11

Ума палата, или О фразеологических оборотах

1

12

Словари «чужих» слов

1

13

«Он весь свободы торжество»

1

14

Мы говорим его стихами

1

15

Слова уходящие

1

16

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова

1

1

17

Словарь-грамотей

2

«Что в имени тебе моем…» - 1 час

18

Научная этимология

1

IV четверть

«Что в имени тебе моем…» - 8 часов

19

Какие бывают имена?

1

20

Древнерусские имена

2

21

Отчество и фамилия

1

22

Времена года

1

23

О том, что мы носим

1

24

Растения – почему их так называют?

1

25

Птицы и звери – почему их так называют?

1


Поурочно - тематическое планирование

№ п/п


урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Практика

Формы контро

ля

ИКТ-поддерж

ка

Планируемые результаты обучения

Личностные УДД

Метапредметные

(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Предметные

I четверть

«Ярмарка идей» - 5 часов

1

1

Что я умею, что я могу?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности):формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении в изучении учащимися разделов проекта "Русский язык" (лексика,фразеология)

 Формирование "стартовой" мотивации на изучение нового материала, саморазвитию в исследовательской и творческой деятельности

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: объяснить языковые явления, процесссы,связи и отношения, выделяемые в ходе исследовательской, проектной работы

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности.

2

2

Через тернии к звездам

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления исследовательской, творческой, проектной работы.

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности

3

3

Эврика!

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; в ходе проведения "Ярмарки идей" происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать коллективной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слов, исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения; производить само- и взаимопроверку результатов изучения темы.

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности. Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной деятельности.

4

4

Эврика!

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; в ходе проведения "Ярмарки идей" происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать коллективной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слов, исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения; производить само- и взаимопроверку результатов изучения темы.

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности. Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной деятельности.

5

5

Эврика!

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; в ходе проведения "Ярмарки идей" происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать коллективной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слов, исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения; производить само- и взаимопроверку результатов изучения темы.

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности. Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной деятельности.

«Слово о словах» - 20 часов

6

1

Имена вещей

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи.

7

2

В царстве смыслов много дорог

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: "Знакомство с многозначными словами", "Способы и причины образования нескольких значений слова".

Проект: "Отличие многозначных слов и слов-омонимов (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра "Грамматический аукцион".

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе выполнения тестовых заданий.

Научиться выполнять индивидуальный проект при консультативной помощи учителя.

8

3

В царстве смыслов много дорог

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: "Знакомство с многозначными словами: трудные случаи полисемии", "Знакомство со словами-омонимами: трудные случаи омонимии", "Способы и причины образования нескольких значений слова" составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему". Продолжение работы над проектом "Отличия многозначных слов и слов-омонимов"  (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов).Редактирование творческой работы. Игра "Грамматический аукцион".

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе выполнения тестовых заданий.

Научиться корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя

9

4

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема: "Многозначность слова" (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра "Прямое и переносное значение слов". Игра "Кулинарный поединок. Многозначные слова".

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.

Научиться планировать и реализовывать игровую деятельность

II четверть

10

5

Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема: "Многозначность слова" (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра "Прямое и переносное значение слов". Игра "Кулинарный поединок. Многозначные слова".

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.

Научиться планировать и реализовывать игровую деятельность

11

6

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема: "Многозначность слова" (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра "Прямое и переносное значение слов". Игра "Кулинарный поединок. Многозначные слова".

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.

Научиться планировать и реализовывать игровую деятельность

12

7

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема "Исследование художественного произведения С.Есенина, В.Маяковского и др."

Коллективный проект: составление презентации "Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы". Защита презентаций

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения пунктуационных правил, конструирования словосочетаний и предложений.

Научиться производить исследование

13

8

Откуда катиться каракатица, или о словарях, которые рассказывают об истории слов

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема "Строение словарной статьи этимологического словаря". Понятие "Этимология". Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточника слова.

Групповой проект: "Иллюстрируем этимологический словарь".

Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать эффективной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться производить исследование

14

9

Об одном и том же разными словами

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы : "Изучения особенности синонимического ряда слов", "Слова-синонимы: правильное употребление в речи", "Лексические нормы синонимов".

Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов ( "описание зимнего неба", "воспоминания о летнем дожде", "в степи"). Устное иллюстрирование, лингвитическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов).

Коллективный проект: "Какого цвета не хватает?" (редактирование текстов школьных сочинений)

Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включения и новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы

Научиться производить исследование

15

10

Слова-антиподы

Формироваие у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа Творческой мастерской исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В.Полторацкого "Слово о словах". Понятие "антонимы". Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка.

Индивидуальный проект: Составление тематических словариков антонимов. Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов.

Коллективный проект: "Легко - сложно" (редактирование текста школьных сочинений)

Формирование умения оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: выделять и осозновать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Научиться выполнять индивидуальное задание при консультативной помощи ученика-эксперта

16

11

Ума палата, или «О фразеологических оборотах»

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой мастерской исследователя. Темы: "Особенности фразеологических сочетаний", "Фразеологический оборот", "Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи".

Индивидуальный проект: "Иллюстрирование фразеологизмов в отрывках из повести А.Рыбакова "Приключения Кроша"

Коллективный проект: "Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л.Кэролла "Алиса в стране чудес". Игра "Инсценирование запомнившихся фразеологизмов".

Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации.

Коомуникативные: слушать и слышать друг друга; с дасстаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами у условиями коммуникации

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной деятельности.

Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания.

III четверть

17

12

Ума палата, или «О фразеологических оборотах»

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа Творческой мастерской исследователя. Темы: "Особенности фразеологических сочетаний", "Фразеологический оборот", "Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи".

Индивидуальный проект: "Иллюстрирование фразеологизмов в отрывках из повести А.Рыбакова "Приключения Кроша"

Коллективный проект: "Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л.Кэролла "Алиса в стране чудес". Игра "Инсценирование запомнившихся фразеологизмов".

Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации.

Коомуникативные: слушать и слышать друг друга; с дасстаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами у условиями коммуникации

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной деятельности.

Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания.

18

13

Словари "чужих слов"

Формирование у учащихся умений построений и реализации новых знаний (понятий,способов действий); работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы :"Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов", "Устойчивые обороты".

Индивидуальный проект: "Определение значения иностранных слов"

Коллективный проект:" Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских".

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексики.

Научиться выполнят творческие задания при консультативной помощи учителя.

19

14

Он весь свободы торжество

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А.С.Пушкина» Понятия «Литературный язык», «живая народная речь».

Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С.Пушкина»

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и процессы, выявляемые в ходе выполнения заданий

Научиться участвовать в коллективной деятельности

20

15

Мы говорим его стихами

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».

Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С.Пушкина (Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)).

Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений)

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Коммуникативные:формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудническтва и проектные формы работы)

Регулятивные: Применять методы информационного поиска, втом числе с помощью компьютерных средств

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы

Научиться исследовать поэтический текст

21

16

Слова уходящие

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Тема : «Лексические, исторические нормы употребления историзмов,архаизмов в речи». Понятия «архаизмы», «историзмы». Игра «Грамматический аукцион»

Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов»

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и представлять его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правил, конструирования ответов.

Научиться выполнять индивидуальное задание в составе группы.

22

17

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа в реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя. Понятие «Паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в письменной и устной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что?Где?Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования».

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать коллективной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Э выявляемые в ходе исследования паронимов.

Научиться участвовать в творческом диалоге со сверстниками

23

18

Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа в реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя. Понятие «Паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в письменной и устной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что?Где?Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования».

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать коллективной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Э выявляемые в ходе исследования паронимов.

Научиться участвовать в творческом диалоге со сверстниками

24

19

Словарь - грамотей

Формирование у учащихся к рефлексии коррекционно-контрольного типа м реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа творческой мастерской исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря.

Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря ( «Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитано Немо»).

Индивидуальный проект:« Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы

Научиться составлять словарную статью по алгоритму выполнения аналитического задания.

25

20

Словарь - грамотей

Формирование у учащихся к рефлексии коррекционно-контрольного типа м реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа творческой мастерской исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря.

Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря ( «Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитано Немо»).

Индивидуальный проект:« Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы

Научиться составлять словарную статью по алгоритму выполнения аналитического задания.

«Что в имени тебе моем…» - 9 часов

26

1

Научная этимология

Формирование умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой лаборатории исследователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря».

Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «Родственники ли слова «запонка», и «запятая»?» 

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Научиться находить необходимую информацию.

IV четверть

27

2

Какие бывают имена?

Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя. Понятие «ономастика»

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для выражения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий  самокоррекции.

Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

Научиться выполнять индивидуальные задания по алгоритму.

28

3

Древнерусские имена

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения русских имен».

Индивидуальный проект: «Первые русские имена»

Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С.Пушкина)

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Научиться выполнять индивидуальный проект в составе группы.

29

4

Древнерусские имена

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения русских имен».

Индивидуальный проект: «Первые русские имена»

Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С.Пушкина)

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Научиться выполнять индивидуальный проект в составе группы.

30

5

Отчество и фамилия

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя. Темы: История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика»

Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С.Михалкова)

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языкаовые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

Научиться проводить самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательской работы

31

6

Времена года

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя. Тема «Названия месяцев»

Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы на Руси?». Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения пробем творческого и поискового характера.

Научиться выполнять коллективный проект.

32

7

О том, что мы носим.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской исследователя.

Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

Научиться производить лингвистическое иллюстрирование

33

8

Растения – почему их так называют?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя. Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что?Где?Когда?»

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения пробем творческого и поискового характера.

Научиться применять алгоритм проведения грамматической игры.

34

9

Птицы и звери – почему их так называют?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской исследователя.

Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи (инсценирования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса "К тайнам слова: занимательная лексика"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» ФГОС ООО, 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поко...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика" ФГОС ООО 5-6 класс

Программа  предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способству...

Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи»

Программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи» рассчитана в 10 классе на 34 ч. в год (1 час в неделю). Рабочая программа имеет следующие цели:  обобщи...