Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Колесникова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_8a_kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА № 4 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель СП

                 С. Н. Кремнева

«____»                   2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

        Педагогическим советом школы

Протокол № ____ от ______________ 2014 г.

РАССМОТРЕНО

                                                                                                                                                                 Методическим объединением учителей старших классов

протокол № ____ от                                  2014г.

Председатель МО учителей старших классов

                         И. А. Терехова  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

8 «А» КЛАСС

Составитель:

учитель первой  категории

Колесникова Татьяна Сергеевна

Москва, 2014 г.

Рабочая программа по русскому языку в 8 «А» классе

 Пояснительная записка

     Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой Программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксёнова и др. Программный материал расположен концентрически.

Программа рассчитана на 135 часов (4 часа в неделю). Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская: Москва Просвещение 2008г.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших  классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учащиеся должны:

  • Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
  • Повышать уровень общего развития учащихся;
  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Развивать нравственные качества школьников.

На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.
  • Слово.
  • Предложение.
  • Текст
  • Связная речь.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Также продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

          Начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке).  Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

            Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

          Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

           В программе выделяется 3 уровня: первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме, второй уровень предполагает меньший объем программного материала, третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениями. 

Содержание рабочей программы по русскому языку (8А класс)

(135 ч в год, 4 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Предложение. Текст.(Повторение)

Предложение простое и сложное. Их сравнение.

Союзы и, а, но в простом предложении. Составление предложений с опорой на данные однородные члены предложения. Сложные предложения. Знаки препинания. Составление сложных предложений с опорой на рисунки, схему предложения, предложенную ситуацию. Обращение. Знаки препинания. Выбор и включение обращений в диалог.

Деловое письмо. Объяснительная записка.

 (7ч)

Уточнить понятие о простых и сложных предложениях,  предложениях с однородными членами без союзов, с одиночным союзом И. Тренироваться в постановке знаков препинания в предложении, в составлении предложений с заданными однородными членами предложения.  Повторить знания об обращении. Упражняться в дополнении текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки). Тренировать в составлении объяснительной записки.

Уточнить знания о предложении: правилах их написания и связи слов. Тренироваться  в дополнении текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки).

Повторить правила составления объяснительной записки.

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, дидактические игры.

 Различает простые и сложные предложения. Делит текст на предложения, восстанавливает текст по опорным нераспространенным предложениям, располагает части текста в соответствии с планом, дополняет текст фактами, подтверждающими основную мысль  с опорой на рисунки.

С минимальной помощью различает простые и сложные предложения, делит текст на предложения, восстанавливает текст по опорным нераспространенным предложениям, располагает части текста в соответствии с планом, дополняет текст фактами, подтверждающими основную мысль  с опорой на рисунки.

С максимальной помощью учителя делит небольшие тексты на предложения. Называют количество предложений в тексте и количество слов в предложении.

Состав слова

Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Разбор по составу слов, относящихся к разным частям речи. Образование слов при помощи приставки и суффикса. Правописание слов на знакомые орфограммы. Правописание ударных и безударных гласных в корне слова. Гласные и согласные в приставках. Приставка и предлог. Различение приставки и предлога.

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о,е и без соединительных гласных.

 (13 ч.)

Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Упражнять в правописании гласных согласных в приставках, слов с разделительным твердым знаком. Обогащать словарь сложными словами, тренировать в составлении словосочетаний с данными словами.

Тренироваться в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Упражняться в правописании приставок, слов с разделительным твердым знаком. Тренироваться  в составлении словосочетаний со сложными словами.

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

Проверяют написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов, составляют словосочетания со сложными словами.

Разбирают слово по составу.

С помощью учителя проверяют написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов.

Разбирают слово по составу.

С максимальной помощью учителя разбирают слово по составу (корень, окончание)

Части речи

Части речи их различение. 

Имя существительное.

Значение существительного в речи.  Существительные, близкие по значению, использование их в словосочетаниях и предложениях. Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж, склонение. Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Составление словосочетаний с существительными во множественном числе. Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными во множественном числе.

Имя прилагательное.

Значение прилагательных в речи, прилагательные близкие по значению. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний.

Продолжать знакомить учащихся с различными частями речи. Упражнять в нахождении заданных частей речи в предложении.

Уточнить и расширить знания учащихся об имени существительном (склонение существительных во множественном числе, правописание безударных падежных окончаний). Расширять знания об имени прилагательном (склонение   прилагательных во множественном числе, правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе). Расширять знания о глаголе, (неопределённая форма глагола, лицо глаголов в настоящем и будущем времени,  

Упражняться в нахождении заданных частей речи в предложении.

Расширить знания об имени существительном (склонение существительных во множественном числе, правописание безударных падежных окончаний). Расширить знания об имени прилагательном (склонение   прилагательных во множественном числе, правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе). Расширять знания о глаголе (неопределённая форма глагола, лицо глаголов в настоящем и будущем времени,

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, тестовые задания, развивающие дидактичес-кие игры, словарная работа.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов). Отличать одну часть речи от другой. Образовывать одну часть речи от другой. Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Списывать текст с изученными орфограммами, находить в тексте слова на заданные орфограммы (с помощью учителя). Решать орфографичес-кие задачи с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизичес-ких возможностей учащихся.

Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Использование местоимений как средства связей предложений в тексте. Замена местоимениями повторяющихся существительных  и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях. Лицо и число местоимений. Склонение и правописание личных местоимений.  Раздельное написание предлогов с местоимениями.  Употребление местоимений в тексте.                             Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы, близкие по значению, их использование в предложении. Неопределённая форма глагола, изменение глаголов по временам и числам. Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1,2,3-е лицо глаголов единственного и множественного числа. Списывание текста с изменением лица местоимения и глагола в предложениях. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы глагола (-тся, -ться.) Изменение глаголов с ударным окончаниям по лицам и числам.  

 

        72 ч.)

1,2,3-е лицо глаголов единственного и множественного числа). Учить определять время и число глаголов.

Расширять знания о местоимении. Тренировать в использовании местоимений 1, 2 и 3-го лица, раздельном написании местоимений и предлогов.

Познакомить с частью речи – наречие, учить образовывать наречие от прилагательных

Расширять словарный запас учащихся.

1,2,3-е лицо глаголов единственного и множественного числа).

Тренироваться  в определении времени и числа глаголов. Тренироваться  в использовании местоимений 1, 2 и 3-го лица, раздельном написании местоимений и предлогов.

Познакомиться с частью речи наречие.

Наречие. Значение наречий в речи. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? Где? Когда? Куда? Откуда?. Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных (весёлый-весело). Подбор наречий к глаголу по смыслу. Распространений предложений наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой. (89 ч.)

Предложение и текст

Простое предложение с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Сложное предложение без союзов и с союзами и, а, но. Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих союзы и, а, но. Сравнение сложного предложения с простым. Нахождение простых и сложных предложений в тексте.  Нераспространенные простые и сложные предложения. Распространение их в тексте. (9ч.)

Учить различать простые и сложные предложения, находить в простом предложении однородные члены. Познакомить с простыми и сложными  предложениями с союзами а, и, но и знаками препинания в них.  

Учиться различать простые и сложные предложения, находить в простом предложении однородные члены. Познакомиться с простыми и сложными  предложениями с союзами а, и, но и знаками препинания в них.  

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, тестовые задания, развивающие дидактичес-кие игры

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов). Находят в тексте простые предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но. Различают простое и сложное предложение.

Списывать текст с изученными орфограммами. Находят в тексте простые предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но, различают простое и сложное предложение с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя находить в тексте повествовательные, вопроситель-ные, восклицатель-ные предложения.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Контрольные работы

1

Предложение (повторение)

7

1

2

Состав слова

13

1

3

Части речи

89

4

4

Предложение. Текст

12

1

5

Повторение пройденного материала.

6

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Развитие умения коммуникативно - оправдано пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность произносительных предложений, связного устного высказывания.

2. Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

3. «Языковое чутье» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка, что обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.

Основные требования к умениям учащихся:

      1-й уровень 
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80
  слов);
      • писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
      • находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя;
      • использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
      • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
      • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
      • находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.
      
2-й уровень
      
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
      • принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
      • исправлять текст;
      • составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
      • решать орфографические задачи с помощью учителя.

Литература:

  1. «Программа воспитания и обучения детей со сложной структурой дефекта» под редакцией И.М.Бгажноковой.
  2. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений     8 вида. 5 – 9 классы. Сборник 1». Москва. Владос. 2000г.
  3. Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Москва. Владос. 2001г.
  4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.,   «Русский язык. 8 класс». Москва. Просвещение. 2008г.
  5.  Аксенова А.К., Якубовская Э.В.  «Русский язык 3 класс» М., «Просвещение», 2008г.
  6. Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь по русскому языку.       2, 3 класс           «Читай, думай, пиши». Москва. Просвещение. 2009г.
  7. Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь по русскому языку.       5-9класс           1 – 4 тетради». Москва,  «Просвещение», 2010г.
  8. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания», Москва, «Просвещение», 2004г.

Материально – технические средства обучения:

  1. Презентации  к урокам;
  2. Наглядный демонстрационный и раздаточный  материал;
  3. Касса букв для учителя и учащихся;
  4. Разрезные буквы;
  5. Схемы слов;
  6. Разрезные картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс в коррекционной школе VIII вида

Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеНРК...

рабочая программа по математике 7 класс в коррекционной школе VIII вида

пояснительная запискакалендарно-тематическое планирование...

рабочая программа по математике 5 класс в коррекционной школе VIII вида

Пояснительная запискаПеречень компонентов учебно-методического комплексаЦОРыДемонстрационное оборудованиеОсновные требования к знаниям и умениям учащихсяКалендарно-тематическое планированиеНРК...

рабочая программа по географии 8 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена с учётом психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной  недостаточностью на основании нормативно-правовых документо...

«Программа по татарскому языку» Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида ( для русскоязычных учащихся 1- 4 классов)

«Программа по  татарскому языку в С(К)ОШ VIII вида» (для  русскоязычных учащихся  1- 4 классов), разработана в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образ...

Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)

Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта...

Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...