Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 классов "Дальние родственники"
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему

Малышева Ольга Александровна

Театрализованное мероприятие поможет  младшим школьникам в игровой формепознакомиться с устаревшими словами и составить этимологический словарь частей и органов тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_dlya_3.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов по русскому языку

" Дальние родственники"

Цели:

1) познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова» на примере названий частей тела человека, с причинами устаревания слов в русском языке;

2) воспитывать интерес к истории родного языка, родной страны.

Действующие лица:

Маша и Вика - ученицы 6 класса

 Домовой.

В класс входит девочка Маша, читает книгу Пушкин "Сказки"

Маша:Только вымолвить успела....И в светлицу входит царь...Куда-куда входит? (далее читает про себя. Произносит еще несколько фраз. Садится на стул, засыпает).

Появляется Домовой. Он весь в пыли, чихает и кашляет.

Домовой:Ох,ох,охохонюшки. Апчи, апчи!  Ну и грязищу развели! Маша. ((Посыпается.  Недоуменно смотрит на домового). Ой, моя головенка! Очи да вежды песком позасыпало, ланиты в саже, дланью выю потер- там паук, как между перстами -шмыг- и под пол. Ох,ох,охохонюшки. Апчи, апчи!  

Маша: Будьте здоровы!

Домовой: И вам не хворять! А ты кто?

Маша: Маша, ученица 6 класса. А Вы?

Домовой: Я- Домой, Дармедонт Дармедонтович! Ох,ох,охохонюшки. Апчи,

 апчи!  

Маша: Будьте здоровы!

Домовой: И вам не хворять!

Маша: А я поняла? Это Вика меня решила разыграть, потому что я литературу не читаю.  

Домовой: Не ведаю, что молодица молвишь. Ой, моя головенка! Очи да вежды песком позасЫпало, ланиты в саже, длань выю....

Маша: Да что вы там бормочите. На каком языке?

Домовой: Как на каком- на русском знамо!

Маша: Нет, уважаемый, вы что-то путаете . Таких слов в русском языке нет!

Очи, длань...

Домовой: Как это нет! Как это нет!

Маша: А вы вот у ребят спросите. Разве есть у нас такие слова? (дети отвечают, что нет)

Домовой: Как же нет! Как же нет! Отродясь были, а теперь нет! Куды жа подевались!? Вот ведь очи есть? (показывает на глаза) Есть! Длань есть? (показывает ладонь) есть! Ну и как же нет-то!

Маша: Нет!

Домовой: Есть!

(начинают спорить. Входит Вика)

Вика: Маша! Ты что, со старшими споришь? Как тебе не стыдно! Здравствуйте уважаемый Домовой!

Маша: А зачем он непонятные слова придумывает! Ланиты, длань..

Домовой: Ничего я придумываю! Не придумываю! (снова начинают спорить)

Вика: Маша. Домовой прав. Такие слова на самом деле есть. Вернее были в русском языке. Мы называем их устаревшими. Уважаемый Домовой, давайте поможем Маше и ребятам разобраться с такими словами.

Домовой: (делает серьезный вид. Берт книжку, читает)

(Во время исполнения имитирует смех, пожимает плечами, подмигивает глазами, пощелкивает пальцами рук согласно тексту.)

...И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И пощелкивать перстами...

Маша: Вот, что опять за персты такие?

 Домовой: (показывает картинки)

 –  Что объединяет эти слова? (ответы детей)

Домовой: Палец и то, что надевается на палец.

Маша.  Я знаю, эти слова являются  называются  родственными?

Вика: Не все слова родственные.

Маша: Какое слово не является родственным?

Домовой: Палец.

Маша: Почему слово палец не входит в эту группу?

Вика: Потому что слова перст и палец – синонимы, слова близкие по значению.

Домовой: Составьте предложение с предложенными словами. I команда: перстень

II команда: наперсток
III команда: перчатки

(Дети выполняют задание.)

Прочитайте полученные предложения.

Маша: Я тоже составила! В ювелирном магазине мама купила красивый перстень.
– Бабушка связала мне новые перчатки.
– При шитье портные надевают на палец наперсток, чтобы не уколоться.

Домовой: Давайте поиграем. Когда я говорю пальцы- вы мне их показываете, наперсток- изображаете шитье, перчатки- идем гулять, перстень- прячем руки за спиной. (слова называются в произвольном порядке, дети показывают)

Мы немного отдохнули, не забыли про здоровье. В народе говорят: "Здоровье надо беречь, как зеницу ока".

Маша: Мне снова два слова из этого выражения  непонятны!

Домовой: Зеница да око?

Вика: Зеница – это зрачок, око- глаз. Ребята, как вы понимаете это выражение – беречь, как зеницу ока? (ответы детей)

Домовой: Беречь, как зеницу ока, – это значит тщательно, заботливо относиться к чему-либо.

Слайд с картинками  Что  на табличках? Око, глаз, очки, окно)

Домовой: Какое из этих слов мы еще не произносили?

Маша: Рядом со словом око я поставлю слово окно, потому что в Толковом словаре я читаю: "Очко, окно – отверстие для воздуха и света в стене". Но, как свидетельствуют археологи, первоначально оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. То есть оно уподоблялось оку, глазу, было небольшим по размеру.

Домовой:   Мы еще раньше говорили " глазкы стекляныи", т.е. «стеклянные шарики».

Маша: В окошке тоже стекло есть.

Вика: А с польского głaz «камень, скала», głaźny «гладкий, ловкий», niegłaźny «неловкий, ухабистый», македонский- Глазна река, буквально «Каменка». Вероятнее первоначальное значение «шар» или «камень». Значит «глаз, око» .

Маша: Получается, что слова окоочкиокно можно назвать однокоренными. Вот уже немного понятно. Уважаемый домовой, а какие   ты еще непонятные словечки говорил?

Вика: Слова, которые мы не употребляем сейчас в речи, называются устаревшими, архаизмами.
Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы.

Домовой: Давайте сыграем в мою любимую игру "Лото". Ребята, перед вами карточки-лото.  Положите на картинку ту карточку с надписью, которую считаете нужной.

Игра «Лото»

Вика: У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.
Многие слова ушли из языка после изменения устройства нашего государства. Названия прежних сословий, чинов, в том числе и воинских, ушли из жизни. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их.

(Маша вносит различные фразеологические и толковые словари).

  Маша: Я все поняла! Язык – это наше богатство, наше наследие, которое надо беречь, потому что даже в устаревших словах прослеживается история русского народа. Эти словари помогут вам правильно разговаривать на современном русском языке.

– А теперь проверим, как вы запомнили слова, с которыми мы сегодня познакомились. Подпишите на листочках, как назывались в старину различные части лица.   (Детям раздаются листочки со схематичным изображением лица.

выполняют работу)

Давайте и мы попробуем составить свой этимологический словарь частей тела

(На доске листочки, дети приклеивают названия).

Домовой: Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода. 
Слова исчезают, как 
пестери
Как 
пряслицы и веретена.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять
И есть ли такие средства?

Вика: Как вы думаете, почему же так важно не растерять нам это наследство, это богатство нашего языка? Как этому способствовать?

Домовой : А я еще к вам приду и расскажу о других устаревших словах. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....