Урок в 7 классе по теме "Понятие о причастном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Что такое   причастный оборот и какую роль он выполняет в русской речи. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.7_kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7-м классе

Тема: "Понятие о причастном обороте".

Цели урока

Образовательные:

дать понятие о причастном обороте;

показать роль причастного оборота в русской речи.

Развивающие:

формирование умения определять границы причастного оборота в предложении, видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;

РР обучение выразительному чтению и конструированию предложений с причастными оборотами;

предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов;

наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами.

Воспитательные:

эстетическое воспитание.

Оборудование:

компьютерная презентация урока, виртуальная школа: Кирилл и Мефодий.

Методы:

репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц.

Тип урока: комбинированный.

Ход и содержание урока.

Орг. момент. Постановка цели урока в соответствии с темой.

Орфографическая пятиминутка. 

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Митрофан (подаёт книгу Правдину). Вот, грамматика…

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что же вы о ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Учитель. Какие ошибки допустил Митрофан? Почему? (Он неправильно определил части речи, потому что он их не знал).

Учитель. Сам того не зная, Митрофан употребил особую форму глагола (на доску прикрепляются карточки со словами: навешена, приложена).

Чтобы не остаться в его положении, мы должны изучить эту тему. Мы начали изучать особую форму глагола и поэтому вспомним, что дома вы должны были, повторяя тему «Причастие», подбирать примеры, отвечающие теме «Заснеженный лес».

II. Оперативно-исполнительский этап.

Учитель. Итак, назовите признаки прилагательного, глагола.

(Прикрепляю на доске карточки с этими признаками).

Признаки прилагательного

       Признаки глагола

Признак
Род
Число
Падеж
Определение
Может иметь определяемое слово

Действие
Вид
Время
Переходность\непереходность
Возвратность
Может иметь зависимое слово

Учитель. Как вы думаете, зачем мы повторили прилагательное и глагол? (Потому что причастие имеет  общие признаки, и с глаголом, и с прилагательным). ( Слайды №№ 2 – 3).

Что обозначает причастие? (Причастие обозначает признак предмета по действию. Особая форма глагола называется причастием, потому что причастна  глаголу и прилагательному).

Ш. Основная часть.

Учитель.                                                                                                                              - Сравните предложения. (Слайд № 4).                          

- В чем особенность сочетаний слов? (блистающие снежинки, нахохлившиеся воробышки, воробышки, нахохлившиеся от холода, сверкающая королева-сосна). (Слайд №5).

(Это причастия с словами, от которых ставим вопрос).

Вывод: То слово, от которого ставится вопрос, называется определяемым. (Слайд №6).

 - Обратите внимание на следующее предложение.  В мир, полный грёз, …  (Слайды №7). 

- Какая информация содержится в данном изображении? (Вопрос ставится ко всему синтаксически цельному определению «В мир( , ) – какой? – полный грёз ( , ) где всё вокруг светло…»).

IV. Словарь: мир грёз – грёза, -ы. Светлая мечта, призрачное видение, сновидение.

 В мир, полный грёз, где всё вокруг светло.  

- В чем особенность сочетаний слов  мир, полный грез,  .(Это причастие с зависимым словом).

- ЗНАЧИТ, ВЫ ПОНЯЛИ, О ЧЕМ ПОЙДЕТ НАША РЕЧЬ СЕГОДНЯ? (ТЕМА УРОКА «ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ»). (Слайд №8)

Цель учащихся (Слайд №9)

(Слайд №10) Причастный оборот = причастие + зависимое слово                                                  Наступившая назаметно зима окутала усталую землю покоем. 

(Слайд №11) Зима , наступившая назаметно , … - синтаксически цельное определение, т.е. причастный оборот (Запятая после определяемого слова, причастный оборот обособляется)

                                                                                                                                                                   

V. Физкультминутка.

VI. Словарно – терминологическая работа (Слайд №12).

Сообщение сильного ученика на основе опережающей домашней работы со словарем С.И.Ожегова

Обособить – выделить особо, ограничить

Особенный – не такой, как все, исключительный

Обособленный – стоящий особняком, отдельный

Обособление – выделение, ограничение

Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое положение.

Значение причастий и ПО для литературной речи.                                                       А.С.Пушкин говорил: «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

«Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С.Пушкин).

Поисковая учебная ситуация.                                                                                          Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота? (Причастный оборот является обособленным определением после определяемого слова).  (Слайд №13).

Схемы причастных оборотов (Слайды №№14,15).

Итак, отправимся в лес, так как «всю прелесть застенчивой русской природы» мы ощутим в зимнем лесу.                                                                                                                                          - Что же происходит там, в сказочном лесу?                                                                     (Учащиеся зачитывают подготовленный дома материал).

Поляна, белеющая вдали

Простор, озаряемый солнцем

Утро, дышащее свежестью

Ветка, колеблемая ветром

Слышимый вздох зимы 

 

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Использование электронного учебника Кирилл и Мефодий: виртуальная школа.

Вывод: - Сформулируйте приемы определения причастия. (Слайды №№ 16,17)                                                                      

                                                                Памятка                                                                                                                                               1. Выделить слово.                                                                                                                             2. Определить, обозначает ли оно признак по действию и какое слово определяет.                  3. Есть ли зависимые слова. 4. Если это причастный оборот, то где он стоит.

Учитель.

Я назову слова разных частей речи. Если вы услышите глагол – наклон направо, прилагательное – налево, причастие – вперед, если затрудняетесь определить – круговые движения головой.

Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережет, бережливый, летящий, изящный, горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший,

VII. Рефлексивно-оценочный этап. 

1. Укажите словосочетание “прич. + сущ. ”, где существительное - главное слово.

Зеркальная поверхность

Сидящие на дереве

Бушующее море

Выполнивший задание.

2. Выполним буквенно - цифровой диктант. Запишем в тетради следующий числовой ряд.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нужно указать под цифрами буквами п, г, о, какое прозвучало слово.

п – прилагательное, г – глагол, о – особая форма глагола.

Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.

Ответ: П-О-П-О-Г-П-Г-П-Г-О

3. (Задание 1-го ряда для 2-го). - Переделайте прилагательные в причастия. Как вы будете это делать?

Белый, красный, синий.

Вывод:

1. Какая была основная цель нашего урока? (Научиться находить и обособлять причастный оборот после определяемого слова)

2. Какой алгоритм вы составили?

4. Оцените свой уровень усвоения темы.

VIII. Домашнее задание.

Подобрать текст с причастными оборотами из художественной литературы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Знаки препинания при причастном обороте"

Использование данной презентации на уроке позволит: углубить и закрепить представление о причастном обороте;  находить причастный оборот в предложении; уточнить роль причастного оборота в пр...

Открытый урок по русскому языку по теме «Причастный оборот»

Урок-путешествие с использованием лингвистической сказки ...

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Понятие о причастном обороте.

Урок изучения нового материала в 7 классе по теме «Понятие о причастном обороте». На данном уроке дается понятие причастного оборота, учащиеся учатся устанавливать связь причастия с определяемым...

Презентация к уроку по теме: "Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку соответсвует требованиям ФГОС, содержит практический и теоретический материал по теме, работу с текстом. Урок ориентирован на учащихся суворовских училищ, содержит военный компонен...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Выделение причастного оборота"

Урок закрепления изученного материала по теме "Причастный оборот" в 7 классе....