Открытый урок в рамках районного конкурса педагогического мастерства "Учитель года -2016". Тема «Корни с чередованием а-о»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мелькова Светлана Владимировна

Открытый урок в рамках районного конкурса педагогического мастерства "Учитель года-2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lag-lozh_5_klass.docx318.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Звучит музыка к песне « Голубой вагон». Учащиеся входят в класс и рассаживаются по парам. СЛАЙД 1

    Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
   Не хочется играть сегодня в прятки,
  И недосуг дуть на корабль бумажный-
   Сегодня у ребят урок уж очень важный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. (Слайд 2)

- Эта страна имеет много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы проехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители.

- В стране Русского Языка много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете на поезде . Все заняли свои места. А какое впечатление от путешествия вы получите, мы узнаем в конце урока.

Оценивать свою работу вы будете по листам самооценки, которые лежат у вас на столе

СЛАЙД 3

- Итак, начинаем наше путешествие. Вперёд навстречу знаниям!

Раздается гудок. Звучит музыка. Слайд4

II.  Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

- Ребята, наш поезд прибыл на первую станцию. Это Станция Догадок (слайд 5).

Откроем свои тетради и запишем число, классная работа

- Давайте вспомним, на какие группы делятся слова с безударной гласной в корне? (на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся)

- Что значит проверяемые? (Это значит, что мы можем подобрать такое слово, где эта бы гласная стояла в сильной позиции или под ударением)

- Что значит непроверяемые? (Это значит, что проверочное слово подобрать нельзя, т. е. в случае затруднения надо обратиться к словарю)

- Что значит чередующиеся? (Это значит, что выбор нужной гласной зависит от какого-либо условия)

- Внимание! На доске вам даны слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными в корне (слайд 6). Распределите их на 2 колонки: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

- Давайте с вами проверим. (Возле доски один человек)

- Докажите правильность вашего ответа.

- Молодцы! Путь свободен, можем двигаться дальше!

Оцените свою работу в парах и поставьте балл в лист самооценки

  1. Целеполагание и проблемно-учебное действие

- А теперь наш поезд прибывает на станцию Новых Знаний. Здесь каждый попробует заполнить свой рюкзак знаний новыми идеями. (слайд 7)

IV. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Обратите внимание на эту группу слов.

На слайде слова: (слайд 8)

Излагать, слагать, касаться, касается, изложить, сложить, коснулся, прикосновение

-Оставьте строчку для записи темы урока и запишите эти слова к себе в тетрадь

- Давайте в этих словах выделим корни и поставим ударение.

- Что мы можем сказать о гласных в корне? (безударные)

- Подчеркнём их.

- Мы с вами видим, что в этих словах происходит чередование гласных. (подписать)

- Какие гласные чередуются? (а\\о)

- Можем ли мы проверить безударную гласную в корне? (нет, здесь будет «работать» другое правило)

- Какая проблема стоит теперь перед нами? (Проблема – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.)

- Сформулируйте тему урока. ( Корни с чередованием о-а)

- Запишем тему урока. (слайд 9)

- Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву а? а в словах 2-го столбика – букву о?

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корнях –лаг- - -лож-? Попробуйте сформулировать правило, обратившись к опорному материалу учебника на стр.166

Выслушивание предположений детей

- Прочитаем правило. (слайд 10)

- В учебнике вы можете прочитать об этом правиле в параграфе 51.

- Сделаем вывод, какая версия оказалась верной?

- Ребята, кто знает, что такое полог? (слайд 11)

- От чего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- - -лож-, -кас- -кос-?

- Какой цели мы должны достичь на уроке?

Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм.

- Молодцы! Продолжаем наше путешествие!

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А вот и станция «Напиши-ка» (слайд 12) Здесь мы с вами будем закреплять наши знания разными заданиями.

1. Работа с сигнальными карточками.

- У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами А и О. (а- красная карточка, о – зелёная). Я буду называть слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне  и поднять соответствующую карточку.

Предлагать, положительный, располагающая, положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное, сложение, приложение, предложение, слагаемое., разложить, излагать.

А теперь давайте немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и наблюдайте глазками за воздушными шариками

Физминутка (Слайд 13)

2. Упр. 566 (работа в парах) (Слайд 14)  

Предлагать - предложение                        

предполагать -предположение                    

слагать - сложение                              

прилагать - приложение

возлагать - возложение      

соприкасаться- соприкосновение

касаться- касание .      

Отметьте свой результат в листах самооценки

3. Наше путешествие подходит к концу и билетом на выход будет проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

о

а

о

о

а

а

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог рас-

пол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Оцените свою работу и выставьте балл в листы самооценки

- А теперь давайте проверим!  Шторка (слайд 14)

- Итак, это была последняя остановка в нашем сегодняшнем путешествии. Но в стране Русский Язык есть ещё очень много других городов и станций, и там мы с вами тоже обязательно побываем.

Давайте оценим свою работу в парах и выставим итоговый балл  и соотнесем его с оценкой за урок.

  1. Домашнее задание
  1. с. 70 (теория) – правило
  2. Упр.570
  3. Решите лингвистическую задачу: из сказок А.С. Пушкина выписать 2-3 предложения, в которых

встречаются слова с изученной орфограммой

  1. Рефлексия учебной деятельности (Слайд 15)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол.

Урок понравился – выберите карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

- Спасибо вам за урок! Можете быть свободны!

Лист самооценки урока

пары_________________________________________________________________________

0 баллов – 3 ошибки и более; 1 балл –с 2 ошибками;  2 балла –с 1 ошибкой, 3 балла – без ошибок)

Вид деятельности

Баллы

1

Распределить слова на группы: 1 – проверяемые гласные , 2- непроверяемые гласные

2

Упр. 566

3

Вставить пропущенные буквы в таблицу

Итог

8-9 баллов – отлично;

6-7 баллов – хорошо;

5-4 баллов – удовлетворительно;

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Распределите их на группы: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне. ( задания на партах)

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

Проверочная работа ( вставьте пропущенные буквы в таблицу)

1

2

3

4

5

6

1. Имей ум, всё остальное прил..жится.

2. Прил..гай труд к справедливому делу.

3. Душу и сердце в работу вл..жи, каждой минутой труда дорожи.

4. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

5. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

6. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка «Welcome to my birthday» в рамках районного конкурса «Учитель года - 2013»

Урок  английского языка «Welcome to my birthday»  в рамках районного конкурса  «Учитель года - 2013» Класс: 3Учебник:  «Enjoy English, 3», Биболетова М.З., Денисенко О.А., Тру...

Открытый урок по русскому языку в рамках районного конкурса "Учитель года-2016"

. Урок русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» является результатом  проектирования учебного занятия в соответствии с системно- деятельностным подходом, который является методолог...

Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"

Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

Открытый урок в рамках конкурса "Учитель года" по теме: "Реки"

Открытый урок в рамках конкурса "Учитель года" по теме: "Реки"...

Презентация к открытому уроку в рамках районного семинара

Апробация авторской программы разновозрастного обучения...

ОТКРЫТЫЙ УРОК В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2020»

ОТКРЫТЫЙ УРОК В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО  КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2020»...

Справка-подтверждение о проведении открытых уроков в рамках районной экспериментальной площадки

Справка-подтверждение о проведении открытых уроков в рамках районной экспериментальной площадки...