Изложение: опыт интеллектуальной и творческой деятельности (предпрофильный курс для 9 класса)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Цурикова Елена Викторовна

Перед современной школой стоит задача формирования личности, способной к самообучению и саморазвитию. Эта цель может быть достигнута через работу с текстом... В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения, большую роль играет изложение. Данный предпрофильный курс поможет учителю русского языка подготовить учащихся основной школы к написанию изложения во время Государственной итоговой аттестации, продолжить развитие интеллектуальных умений как основы профессионального становления личности, совершенствовать практические умения по различным видам речевой деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 предпрофильного курса по русскому языку в 9-х классах

«Изложение: опыт интеллектуальной и творческой деятельности»

учителя русского языка и литературы

 МОУ Ленинской СОШ

 Цуриковой Е.В.

Пояснительная записка

Перед современной школой стоит задача формирования личности, способной к самообучению и саморазвитию. Эта цель может быть достигнута через работу с текстом. В процессе работы с текстом формируются языковая и коммуникативная компетенции школьников, развивается дар слова, рождается языковая индивидуальность ученика.

В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения, большую роль играет изложение - традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи.

Изложение письменного текста, как и устное пересказывание услышанного или написанного, можно рассматривать как процесс, как вид деятельности учащихся и вместе с тем как результат этой деятельности.

Школьники создают текст, отражая в нём своё понимание речевого произведения. Творческий процесс (т.е. деятельность человека, направленная на создание чего-либо) всегда требует усилий, кропотливой работы, связанной с обдумыванием замысла и поисками средств его воплощения. Учащимся необходимо настроиться не только на воспроизведение того, что они запомнили, но и на создание произведения, безукоризненного по содержанию и языку.

Анализируя содержание текста, школьники учатся выделять главное и второстепенное, доказательства и выводы, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять план и др. Это важные общеучебные умения, которые связаны с коммуникативно-речевыми и интеллектуальными умениями и навыками. Овладение ими необходимо для будущей практической деятельности выпускников школы.

В дальнейшей профессиональной деятельности человеку важны навыки пересказывания текста. Это не только аналитическая, но и творческая работа. Поэтому курс призван решить следующие задачи:

- во-первых, подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА за курс основной школы;

- во-вторых, развить интеллектуальные умения (выделение главного, существенного, логики изложения, развёртывание мысли в тексте и способов её распространения и т.д.) как основы профессионального становления личности.

          - в-третьих, совершенствовать практические умения по обучению различным видам речевой деятельности учащихся (слушания, говорения, чтения, письма).

Содержание программы по подготовке девятиклассников к успешной сдаче выпускного экзамена, одной из частей которого является работа над сжатым изложением, базируется на требованиях Обязательного минимума раздела "Речь" за курс основной школы,  который опирается на умения:

  • слушать и воспринимать текст, осознавая тему и основную мысль, логику изложения, ведущий функциональный тип речи и особенности авторского стиля;
  • запоминать конкретные факты, последовательность изложения;
  • осознавать взаимообусловленность микротем, индивидуальный стиль автора;
  • воспроизводить услышанное в сжатом пересказе  в соответствии с функциональным типом и стилем речи;
  • совершенствовать текст в соответствии с задачей исходного текста, его темой, основной мыслью и стилем;
  • грамотно оформлять текст изложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Цель данной программы - совершенствование коммуникативно-речевых умений учащихся на основе теоретических обобщений (речеведческих понятий) и практического применения (воспроизведение текста и грамотное его оформление).

Практические умения изложения текста совершенствуются на содержании разнообразных по тематике текстов: информативно-значимых, проблемных, эстетических, этических, нравственных, экологических, культурологических и т.д., что соответствует интересам и склонностям учащихся.

Знакомясь с текстами разных типов речи, школьники практическим путём усваивают особенности повествования, описания, рассуждения.

В процессе работы с текстами (отрывками из них) ученики систематизируют знания о стилях речи (разговорном и книжных: научном, научно-популярном, официально-деловом, публицистическом,  художественном).

Системный подход по развитию и совершенствованию коммуникативных умений написания изложения основывается на комплексной работе с текстом - основной единицей обучения всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).

Слушание - основной вид речевой деятельности, на котором строится работа над изложением. От умения слушать зависит смысловое восприятие звучащей речи. Слушание предполагает три взаимосвязанных вида восприятия текста: глобальное, детальное, критическое.        

Эффективность и результативность обучения обеспечивают следующие приёмы организации учебной деятельности школьников: составление плана, словарная работа, свободный диктант, устный пересказ, языковой разбор текста, составление текста по опорным словам, лексический и грамматический анализ исходного текста, стилистический эксперимент и т.д. Основным компонентом каждого занятия является орфографический и пунктуационный разборы, направленные на совершенствование практической  грамотности обучающихся при работе над изложением.

Выбор форм занятий (практикумы, групповая работа, лабораторные занятия), различные методы и приёмы работы позволяют учителю рационально организовать самостоятельно-творческую деятельность школьников, осуществить дифференцированный подход к ученикам с учётом их интеллектуального развития, уровня языковой подготовки, интересов и склонностей. Различные формы контроля (задания тестовой формы, защита проектов, самостоятельный подбор текстов и их анализ) могут стать накопительной оценкой "языкового портфеля" обучаемых.

Программа рассчитана на 17 часов, построена по модульному принципу, т.е. предлагаемые темы могут быть углублены, расширены, переструктурированы в зависимости от уровня подготовленности учащихся каждого

Учебно-тематический план

№ п/п 

Тема 

Количество  часов 

Виды деятельности учащихся 

Формы контроля 

1 

Изложение - это тоже текст!

 

3

Анализ текста (составление плана, озаглавливание, нахождение ключевых слов), составление схем предложений по определению видов связей. Основные виды компрессии текста.

Подбор текстов на тему: "Моя будущая профессия", "Образование за рубежом", "Мои увлечения", "Научные достижения", "Спорт в моей жизни" (по выбору учащихся). Речеведческий анализ текстов.

2 

Разберёмся   в композиции текста

5

Составление плана; определение типов вступления, заключения; определение особенностей построения основной части; сравнительно-сопоставительный анализ текстов

Анализ самостоятельно подобранных текстов по выявлению особенностей их построения

3 

Умение     слушать   -  залог успешного воспроизведения текста

4

Озаглавливание текста, выписывание ключевых слов, составление плана на основе прослушанного текста

Выполнение заданий тестовой формы на основе прослушанного текста

4

"Писать хорошо - это вычёркивать плохо написанное"

 (А. П. Чехов)

5

Работа со словарями, составление синонимического ряда, лексико-семантический диктант, редактирование текста, стилистический эксперимент, взаимопроверка, работа с электронным учебником

Составление таблицы "Классификация ошибок", защита проекта "Я - редактор"

содержание курса

Тема 1. Изложение - это тоже текст!

Текст - основа общей культуры человека. Происхождение текста.

Что мы знаем о тексте (повторение).

Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, связность.

Заголовок как прогноз содержания текста, один из признаков текста как единого целого. Способы озаглавливания текста, роль в этом ключевых (опорных) слов.

Тема и основная мысль как проявление смысловой цельности текста.

Способы связи предложений: цепной и параллельный. Средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимение, однокоренные слова, слова близкой семантики (целое и его части), синонимы, антонимы, деепричастные обороты, союзы и т.д.

 Основные виды компрессии текста.

Тема 2. Разберёмся в композиции текста

Трёхчленная композиция, отражающая логику и правила коммуникации. Типичное построение текста: зачин (вступление), основная часть, концовка (заключение).

Зачин (вступление) - отправная точка при воспроизведении текста. Типы вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое, лирическое.

Основная часть - раскрытие содержания и главной мысли текста. Микротема. Абзац. Типы вступительных абзацев: риторический вопрос, сообщение цели текста, обращение к читателю, общее рассуждение, толкование.

       Концовка (заключение) - скрепление текста в единое целое, придание тексту завершённости. Типы заключения: выводы, следствия, общая оценка события (в повествовании), словесного образа предмета (в описании), доказанной мысли (в рассуждении) и т.д.

     Вариативность построения текста, отступление от типичной, обычной схемы построения.

     План как отражение строения текста. Виды планов: простой, сложный, тезисный, цитатный.

Тема 3. Умение слушать - залог успешного воспроизведения текста

      Слушание - активный мыслительный процесс, направленный на восприятие, узнавание и понимание текста.

Виды слушания: глобальное (восприятие  в  целом, когда важно понять, о чём идёт речь,  какова  основная  мысль, что главное в позиции автора); детальное (с установкой на сжатие текста); критическое (выработка своей точки зрения на то, о чём и как говорится в тексте).

Способы восприятия и запоминания текста. Погружение в эмоциональную атмосферу текста. Сопереживание автора. Подключение воображения ("увидеть" то, о чём идёт речь).

Задачи первичного слушания:

  • вникнуть в содержание текста, определить тему и найти вид соответствия между заголовком и темой (прямое, переносное, опосредованное);
  • определить основной функциональный тип (повествование, описание, рассуждение) и стилистическую принадлежность текста;

       -запомнить отдельные смысловые блоки в их логической     последовательности.


Задачи вторичного слушания:

  • уточнить, правильно ли вы запомнили последовательность частей текста;
  • обратить внимание на факты (даты, фамилии, имена, место действия и т.д.);
  • отметить временные, причинно-следственные связи;
  • отметить выразительные средства и приёмы, используемые автором.

Тема 4. "Писать хорошо - это вычёркивать плохо написанное" (А.П. Чехов)

     Анализ содержания изложения (полнота, точность, последовательность, соотношение частей, связь между предложениями, микротемами, абзацами). Способы правки.

Анализ формы изложения. Речевые, грамматические ошибки, их классификация. Способы правки; приёмы устранения речевых ошибок.

Анализ грамотности изложения. Способы исправления орфографических и пунктуационных ошибок. Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста.

        Совершенствование написанного в соответствии с нормами литературного языка.

Литература для учителя

  1. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5-9 классы. М., 1995.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М., 1994.
  3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.
  4. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М.,1984.
  5. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М., 1988.

Литература для учащихся

  1. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Русская культура. Пособие для уроков русского языка, литературы и истории: 5-11 класс. М., 1997.
  2. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложения. Пособие для учащихся. М., 2003.
  3. Лимонад Т.В. С изложением на «ты». Пособие для абитуриентов и школьников. М., 2001.
  4. Руссова Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. Н.Новгород, 1996.
  5. Соловьева Н.Н. Изложение без шпаргалки. Пособие для школьников и абитуриентов. М., 2004.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике предпрофильный курс 8 класс

Рабочая программа по информатике предпрофильный курс 8 класс "Алгоритмизация и программирование". Внеурочная деятельность...

Рабочая программа предпрофильного курса 9 класса «Функция: просто, сложно, интересно».

Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в раз­ных классах, не поз...

Развитие у обучающихся способностей к различным видам интеллектуальной и творческой деятельности

В системе внеучебной работы реализую следующие цели: формирование представлений о  культурно-исторической ценности математики в развитии мировой науки, создание условий для развития интеллектуаль...

Развитие у обучающихся способностей к различным видам интеллектуальной и творческой деятельности

В системе внеучебной работы реализую следующие цели: формирование представлений о  культурно-исторической ценности математики в развитии мировой науки, создание условий для развития интеллектуаль...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Физика (предпрофильный курс ) 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовате...

«Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»

laquo;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»...