Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Продан Татьяна Николаевна

Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продан Татьяна Николаевна.
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное образовательное учреждение «Бугровская средняя общеобразовательная школа» посёлка Бугры Всеволожского района Ленинградской области.

Конспект урока по   русскому  языку  в 9 классе

Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки.

Цель. Ознакомить учащихся с придаточными предложениями следствия, уступки; показать их отличительные признаки; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные навыки ; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, схемы.

Тип урока: комбинированный

                Ход урока

I.Организационный этап

II.Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Беседа.

- Дайте понятие придаточных условия, причины, цели; чем они отличаются от других видов придаточных.

- Прочитайте строки из стихотворения русского поэта К.Кулиева

Умеет выбрать истинный стрелок

Мгновение, чтобы спустить курок,

И золотом зовется не молчание,

А мудрость слова, сказанного в срок.

- Что обозначает  придаточное? ( Придаточное цели обозначает цель действия: «мгновение умеет выбрать истинный стрелок». Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится, «о мудрости слова». И все это осуществимо при условии, что «слово золотое» будет сказано в срок.)

  1. Определим ошибочную информацию от правильной

«Да – нет» (выскажите свое согласие/несогласие с данными утверждениями)

Утверждение

Да

Нет

1

Придаточные цели обозначают цель действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы почему? Каким образом?

2

Придаточные цели присоединяется к главному союзами чтобы, затем чтобы (чтоб), для того чтобы и др.

3

Предложение Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать содержит придаточное условия.

4

Придаточные причины обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении

5

Придаточные причины присоединяется к главному союзами : так как, потому что, оттого что.

6

Предложение Мне грустно, потому что весело тебе содержит придаточное причины.

7

Слова потому что или оттого могут стоять в главном предложении, а слово что - в придаточном.

8

В составе СПП придаточные условия указывают на условие, при котором осуществляется , или возможно, или могло быть возможно то, о чем говорится в главной части.

9

Придаточное условия присоединяется к главному союзами если, раз, коль, коли.

10

Условное значение имеют также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения, употребленной в значении условного.

  1. Определи придаточные предложения цели, выделив целевые союзы. Укажи устаревший союз цели.
  1. Идущий впереди встряхнулся, чтобы ноша удобнее легла на плечи.
  2. Воины разделились на два отряда с тем, чтобы окружить врага.
  3. Они прилагали все усилия, дабы дать возможность подойти к берегу поближе.
  4. Чтобы плыть по реке на плоту, надобно умение и сноровка.

III. Работа над темой урока.

  1. Объявление темы урока.

Слово учителя.

  1. Самостоятельное определение учащимися целей и задач. Заполнение таблицы.

Предполагаемые ответы.

Узнаю

Научусь

Пойму

-  какое предложение называется придаточным обстоятельственным следствия и уступки;

-  средства связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия и уступки.

-  различать сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными следствия и уступки в тексте;

-  указывать средства связи при данном придаточном предложении;

-  различать употребление ССП и придаточных уступительных

Структуру сложноподчиненного предложения с придаточными обстоятельственными следствия и уступки;

-  каковы смысловые отношения между главным и данными придаточными в составе СПП

  1. Работа над теоретическим материалом учебника.
  2. Самостоятельное заполнение таблицы (использован проектор). Учащиеся на полях используют определенные обозначения.

«v» - это мне известно;

« - » - это противоречит моим первоначальным представлениям;

« + » - это для меня новое;

« ? » - информация, которая вызывает интерес или удивление.

Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос что из этого следует?

Придаточные следствия относятся ко всему главному предложению , всегда стоят после него и присоединяются к нему союзом так что.

Например: [Зной все увеличивался], ( так что становилось тяжело дышать).

Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части которой есть есть наречие так, а в придаточной – союз что : За лето он вырос так, что стал выше всех в классе; это СПП с придаточным меры и степени.

Придаточные уступки относятся ко всей главной части и имеет уступительное значение – называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части  можно поставить вопросы несмотря на что? Вопреки чему?

Придаточные уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами  кто ни, где ни, сколько ни и др.

На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером. Средства связи – союз хотя.

Уступительный союз может быть двухкомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов:

Как ни странно , но вид бумажек немного успокоил председателя. И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать , но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать.

  1. Выполнение упражнений из учебника.

IV. Закрепление.

  1. Слово учителя. Выделим главное.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание. Прочитайте, укажите придаточные условия. Какие союзы характерны для разговорного стиля, а какие – для научного и официально-делового?

Карточка №1

Коль ты старый человек, дядей будешь нам на век. Если бы воробьям да силу побольше или бы, как быкам, рога, они бы до смерти закатали один другого. Какая же мы голь, когда кругом столько народу хуже нас живут! Ежели уж вы приглашаете, то я останусь.

       Карточка №2

               Водителю запрещается занимать левые полосы, если свободны правые полосы. Водители и пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика, даже если сигналы противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Карточка №3

    В том случае, если краски наложены толстыми, с избытком масла мазками, происходит оседание красок. Если разбавленные маслом краски

 Нанесены на недостаточно просохшие нижележащие краски, также возникает оседание красок.

V. Подведение итогов.

1. Беседа.

Вспомните, что вы узнали о придаточных следствия и уступки.

- вопросы;

- средства связи;

- место в предложении.

2. Заполните таблицу

Знаю

Умею

Хочу узнать и научиться

  1. Оцени свою работу на уроке, оставив на полях смайлик.
  2. Оценивание проводят сами учащиеся, аргументируя выбор оценки. Учитель корректирует и выставляет оценки.

VI. Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал учебника по теме.
  2. Выполнить письменно упражнение ( по выбору учителя)
  3. Творческое задание. Записать несколько советов своим друзьям, используя придаточные предложения следствия и уступки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными...

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Закрепление и обобщение по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Данный материал  разработан для коррекционных школ I вида, позволит закрепить знания обучающихся по теме и подготовиться к контрольной работе...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Использование сложноподчиненных предложений в речи, определение видов придаточных предложений....

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...