Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Чернова Татьяна Вениаминовна

Урок "Односоставные предложения" может быть использован как заключительный урок, так и при при повторении темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosostavnye_predlozheniya_8_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок русского языка  в 8 классе «Односоставные предложения»

Тема: « Не может быть здоровья тела без здоровья души»

Тип урока: повторительно-обобщающий

 Цели урока:

учебная:

  • закрепить знания о  видах  односоставных предложений;
  • совершенствовать умение видеть и различать их в контексте и выделять пунктуационно;
  • правильно строить односоставные предложения;
  • умение использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

развивающая:

  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
  • продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • учить детей делать выводы и выражать свое мнение;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать творческую сторону мышления;
  • формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения;

воспитательная:

  • пропагандировать  здоровый  образ  жизни среди обучающихся
  • научить коллективному виду работы

Надо быть ясным умственно,

 чистым нравственно,

опрятным физически.

 А.П.Чехов

Ход урока

Организационный момент:

Всем доброе утро! Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

Покажите мне, пожалуйста, свое настроение. У меня оно такое (дети показывают карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой или тучки).

Сообщение темы урока:

Сегодня у нас повторительно-обобщающий  урок по изучению темы «Односоставные предложения». Наша задача – обобщить и закрепить полученные знания по этой теме, потому что именно односоставные предложения помогут вам в дальнейшей жизни (при написании официальных бумаг, умению правильно и красиво выражать свои мысли).

А поможет нам в этом - ЛЕСТНИЦА ЗДОРОВЬЯ (на доске обозначена Лестница Здоровья):

Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

Чтоб нескучным показался наш сегодняшний урок,

Предлагаю всем нам дружно по лесенке взобраться впрок.

Наша лестница необычная: по ней можно подняться высоко вверх к здоровому образу жизни, но с нее можно и упасть в глубокую пропасть «вредных привычек», сделав лишь один неверный шаг. Все это мы будем делать, употребляя только односоставные предложения. К концу урока каждый из вас может набрать максимум 20 баллов, в зависимости от набранных вами баллов я выставлю вам оценки за урок. Запишите число в тетрадях и тему урока.

Обобщение изученного материала 

Поднимаемся на первую ступеньку нашей лестницы «Правила здорового образа жизни».  Что вам известно о здоровом образе жизни? Скажите, пожалуйста, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? На какие группы подразделяются односоставные предложения? Запишите, пожалуйста, текст и определите наличие грамматических основ в каждом предложении:

Что пьем мы? Что едим? Чем дышим?

Ответы на вопросы так важны.

Ведь правила здоровой жизни мы знать неукоснительно должны! ( ученики объясняют)

Какие виды предложений по своему составу вы видите? Докажите. Каковы особенности данного вида односоставных предложений? (определенно-личные; нет подлежащего, но его можно подставить – «мы»).

Вторая ступенька нашей лестницы является - Режим дня.

Перед вами на слайд выведены предложения. Прочитайте внимательно эти предложения. Вы должны из данных предложений выписать номера только тех, которые являются определенно-личными:

  1. Во время выполнения домашних заданий правильно ли чередуешь труд и отдых?
  2. Люблю утром делать зарядку на свежем воздухе.
  3. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима.
  4. Чтобы не болеть гриппом – закаляйся везде: в школе, дома и даже на улице.
  5. Лучшим отдыхом является не полный покой, а активный отдых.
  6. Ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.
  7. Не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса.
  8. Выполнение домашнего задания  мы всегда начинаем с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным.

Ответы: 1,2,7 (выставление баллов: 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3)

     Дома вы должны были подобрать примеры определенно-личных предложений с обобщённым значением о здоровом образе жизни, о режиме дня (проверка)

Немаловажным аспектом в здоровом образе жизни является и правильное питание. Что вы знаете о правильном питании? Следующее задание будет таковым: I уровень составляет 4 определенно-личных предложения, а II – записывает какой-либо рецепт, употребляя определенно-личные предложения, связанные с правильным питанием. На всю работу отводится 4 минуты. Кто готов поделиться своим рецептом? (проверка выполнения задания).

Третья ступень лестницы – Личная гигиена

      Большое влияние в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. А что входит в ваше понятие «личная гигиена»? Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. На этой ступеньке мы поработаем с неопределенно-личными предложениями. Что важнее в неопределенно-личных предложениях: само действие или лица, которые его производят? (действие) Какую форму имеет сказуемое в неопределенно-личных предложениях? Перед вами карточки с текстом.I уровень находит «пятое лишнее предложение», объясняет свой выбор; II уровень, продолжая текст, составляют и записывают еще 2 предложения.

Мальчишки подбежали к умывальнику. Сначала вымыли руки с мылом под струей воды из-под крана. Намылив их два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыли мыльную пену, проверили чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками вымыли лицо, шею, уши. После умывания вытерлись насухо чистым, сухим полотенцем.

 А какие советы вы могли бы дать по привитию гигиенических навыков – неотъемлемой части культурного поведения?

 Итак, легко перешагнув ступеньку «Личной гигиены», мы оказываемся на четвёртой ступени «Движение»: Бег, велосипед, лыжи, плавание, физический труд. Где бы ты ни жил: в большом городе или небольшой деревне, на знойном юге или холодном севере, по крайней мере, одно из пяти движений вполне доступно. Не упускай ни малейшей возможности «ощутить мышечную радость», как говорил И.П.Павлов (физиолог, психолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии).
  Итак, мы перешли к безличным предложениям. Какие предложения называются безличными? Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении?

О каких односоставных предложениях мы не говорили? Приведите примеры этих предложений.

Физкультминутка. Под музыку «Где же ваши ручки?» выполняются танцевальные движения.

 А теперь  поговорим о «вредных привычках». Что относится к вредным привычкам? Почему их так называют – «вредные привычки»? Чем они вредны?  Перед вами лежат карточки с текстом, подчеркните грамматические основы в каждом предложении и определите, чем они выражены.

Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушение закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе.  Вот к чему могут привести вредные привычки.

Какие предложения были использованы в тексте? Почему их так называют? Как может распространяться подлежащее в предложениях? (взаимопроверка с выставлением баллов: 2 ошибки – 4, 3 и 4 ошибки – 3).

А сейчас, когда мы повторили все правила здорового образа жизни и всё об односоставных предложениях, я предлагаю вам игру на внимание

«Быстрые вопросы и ответы»:

 Я произношу фразу, а вы мне должны быстро сказать: «да» или «нет»

Определённо-личные предложения – это односоставные предложения? (Да)

Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (Да)

Можно ли в неопределённо-личном предложении восстановить подлежащее? (Да)

Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1,2 лица? (Нет)

Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)

Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)

Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да)

Назывные – двусоставные предложения? (Нет)

А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока: Надо быть ясным умственно,

 чистым нравственно, опрятным физически. А.П.Чехов

 Давайте разберём его и выясним смысл этого предложения ( ответы учеников)

Итог урока. Самостоятельно подведите итог сегодняшнего урока:

 -Что дал вам этот урок?

-Чему научил?

-На какой же ступеньке нашей лестницы здоровья вы хотели бы быть?

Теперь посчитайте общее количество полученных вами баллов за сегодняшний урок и поставьте оценку по указанным критериям:

20 баллов – отлично,

16-19 баллов – хорошо,

10-15 баллов – удовлетворительно,

Менее 15 баллов – неудовлетворительно.

Домашнее задание. Составьте небольшую памятку – совет о том, как вести здоровый образ жизни (I уровень), составить синквейн  (II уровень).

На этом наш урок закончен. И постарайтесь запомнить, что ни государство, ни медицинская наука - ничто не сможет сделать человека здоровым, если он сам не позаботится о своём здоровье и если ко всему этому вы будете красиво, с применением односоставных предложений выражать свои мысли, то, я думаю, что вы будете успешным человеком.

  Примите от меня небольшое наставление, которое называется

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути! 

Покажите мне, пожалуйста, свое настроение. Дети показывают карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой или тучки).

Всем спасибо за работу! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...