ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_kak_pisat_sochinenie.docx123.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.


Многих волнует вопрос: 
какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

Данная информация оглашению не подлежит.


Как сформулировано задание 15.1?

Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные 
требованияк сочинению. 
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. 
Внимательно прочитайте задание.

http://4.bp.blogspot.com/-k4xwWDTfC1I/Usr-4NbHxEI/AAAAAAAADno/DHUDPwiEOeo/s1600/%D1%81%D0%BE%D1%87.bmp


Итак, озвучим
 основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:

1.
 раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания
 на лингвистическом материале;

2. привести
 не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 

3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять
 не менее 70 слов.

МОЖНО:

1. приводя примеры,
 указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

2. писать работу
 в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение
 с высказывания.

НЕЛЬЗЯ: 

1. писать сочинение
 без опоры на прочитанный текст;

2. вместо сочинения
 пересказывать или переписывать исходный текст.



Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.




Шаг 1.
 Знакомимся с высказыванием


Внимательно 
прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания


Выясните, о каких 
свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.


Шаг 3.
  Составляем план сочинения

Предлагаю  3 варианта.

План 1


1. Объясняем смысл высказывания.


2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.


3. Делаем вывод.


План 2

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

4. Делаем вывод.


План 3

1. Цитируем высказывание.

2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.

3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.

4. Объясняем смысл высказывания.

Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3. 
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.


Пишем сочинение по плану 2.


Шаг 4.
 Цитируем высказывание и объясняем его 

смысл

Не забудьте о логическом переходе к аргументам! 

В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.


        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, 

чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее 

точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё 

многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного 

высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:

  • утверждал
  • рассуждал
  • отмечал
  • считал и т.д.

Можно обойтись и без цитированиянапример:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

или:

        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

или:

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.


Другие варианты
 формулировки последнего предложения данной части:

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
  • Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста...
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 


Шаг 5.
 Аргументируем свой ответ примерами из 

прочитанного текста

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

http://3.bp.blogspot.com/-HU2V6_I83NI/UJzB3JhjKmI/AAAAAAAACVQ/wTDcWkYRlbo/s640/%D0%B0%D1%80%D0%B31.bmp

http://4.bp.blogspot.com/-cFdE36gUcGM/UJzCD1oNXOI/AAAAAAAACVY/gfdhy0RyXSk/s640/%D0%B0%D1%80%D0%B32.bmp



Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из прочитанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.


Например: 

Аргумент 1. 
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).



Аргумент 2.
 
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).


При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 6. Пишем заключение



В заключительной части сочинения делается 
вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.


Начать вывод можно следующими словами и фразами:


Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

и т.д.




Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.



Примерный образец экзаменационного сочинения:




    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

   
 Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.



     Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.


Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Материал для подготовки и алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Выполнение задания С2.1  (сочинение-рассуждение на тему: "Зачем нужна пунктуация?")...

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по заданному тексту

Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста....

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему  ...