"Роль прилагательного в русской речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ившичева Ольга Юрьевна

Конспект урока по русскому языку. Обобщающий урок по теме "Роль прилагательного в русской речи" 6 класс. Технология группового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 6 класс22.14 КБ

Предварительный просмотр:

                               Урок  русского языка в 6 А классе ГБОУ школа № 48.

                         «Обобщающий урок по теме  «Роль прилагательного в нашей речи».

                                                      Учитель: Ившичева Ольга Юрьевна.

     Цель:  Показать  значимость имени прилагательного в русской речи.      Систематизировать знания по теме «Имя прилагательное».

     Знать: Грамматические признаки имени прилагательного.  Наиболее распространенные тропы( эпитеты, метафоры).

     Уметь: Находить метафоры и эпитеты в тексте, вставлять по смыслу  прилагательные в текст.

      Средства обучения: раздаточный материал,  сказка Л. Петрушевской «Пуськи Бятые».

Методика: работа по группам, исследовательская работа, игра.

                                                             Ход урока.

   На уроке работа будет происходить по группам. Оценивать работу буду с помощью цветных смайликов. В конце урока подведем итог и увидим лидера. На доске  записаны  эпитеты к слову ветер. На партах лежат заготовки  с текстами и заданиями, чистые листы, ручки. Обучающиеся рассаживаются по группам.

  1. Приветствие, объявление темы урока.
  2. Опрос.

- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное? С какой частью речи согласуется? Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении?

-Ответы детей.

-Для чего нужны прилагательные в речи?

-ответы.

  1. Вам, должно быть, приходилось слышать рассказы о неопознанных летающих объектах (летающих тарелках)?  Давайте  представим себе, что инопланетяне посетили Землю. Это бы было, допустим, так…

      На летающих мисках и блюдцах,  

      В сковородках летучих котлет

      Прилетели однажды на Землю

      Существа с отдаленных планет.

Вот как они описали свои впечатления о Земле и ее жителях.

- Но, похоже, у нас случились неполадки. Инопланетные гости не знакомы с именем прилагательным и поэтому не смогли закончить свое сообщение. Теперь нам придется помочь им. Вставьте , пожалуйста, прилагательные в стихотворение. Постарайтесь  соблюдать рифму.

 На огромной  ……………………..    полянке,

У ……………….., земноводной реки,

Есть  …………- ……………. землянки,

А в землянках живут  земляки.

В безземельном пространстве летают

Мухи, голуби и комары,

А …………………… мальчишки гоняют

По площадкам ………………………. шары.

                И гуляют их землепроходцы

По дорогам туда и сюда,

Землеройки копают колодцы,

И бегут под Землей поезда.

                    Жизнь на этой планете ………………,

Потому что она ………………………….!

  -Давайте посмотрим, что у вас получилось. Зачитываются варианты.   Оцениваются работы.

-А теперь, давайте прочитаем  вариант, который задумали инопланетяне, но не смогли осуществить.

На огромной  землистой    полянке,

У большой, земноводной реки,

Есть  большие- большие землянки,

А в землянках живут  земляки.

В безземельном пространстве летают

Мухи, голуби и комары,

А земные мальчишки гоняют

По площадкам земные шары.

                И гуляют их землепроходцы

По дорогам туда и сюда,

Землеройки копают колодцы,

И бегут под Землей поезда.

                    Жизнь на этой планете отличная,

Потому что она земляничная!

  1.  Искусству красивой речи учат нас  писатели и поэты, которые, по выражению М. Горького, «сделали чудо». Один из приемов создания образности речи- употребление  слов в переносном значении. При этом образуются т р о п ы , то есть специальные обороты речи, усиливающие образность и выразительность.(Слово тропы записано на доске).

Предлагается детям прочитать определение метафоры и эпитета.

    Изучением тропов занимаются лингвисты с давних пор. Существуют даже специальные словари, в которых собраны ценные наблюдения за художественными тропами. Например, в «Словаре эпитетов русского языка» К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло. В нем содержится почти 600 эпитетов к существительному лицо: бессмысленное, нежное, дерзкое итд.

-Посмотрите на доску. Здесь  записаны эпитеты известных русских поэтов к слову  ветер.

А. Пушкин: быстротечный, летучий, майский, ненастный, поздний, пустынный, холодный, шумный.

А. Блок: дикий, буйный, черный, злой.

А. Ахматова: прохладный, черный, лебединый, вольный.

С. Есенин: неуемный, резвый, желтый, синь-студеный.

- Составьте свои предложения с понравившимися эпитетами.

  1. Зарядка.  Повторяем за мной.

Проведение: все стоят в кругу. Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут - топаем ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому - хлопаем ладошами по коленям. По камням - бьем кулаками по груди. По болоту - чвакаем ладошками. Через барьер скачут - хлопаем. Два барьера - два хлопка. Трибуна джентльменов - половина круга кричит. Трибуна леди - половина круга визжит. После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

-Молодцы! Продолжим.

  1. На  листочках записаны существительные , запишите к ним  эпитеты. На работу отводится 3 минуты.  Дальше дети зачитывают свои эпитеты, подсчитываем результаты.
  2. -У нас сегодня необычный урок, я хочу предложить вам очень интересную  сказку, которую написала известная писательница, наша современница – Л. Петрушевская.

Я прочитаю эту лингвистическую сказку, а вы послушайте.

Людмила Петрушевская. Лингвистические сказочки

ПУСЬКИ БЯТЫЕ.                                (1984)

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазилаБутявку, и волит:

    - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушатаприсяпали и Бутявкустрямкали. И подудонились.

    А Калуша волит:

    - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

КалушатаБутявкувычучили.

Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

    А Калуша волиткалушатам:

    - Калушаточки! Не трямкайтебутявок, бутявкидюбые и зюмо-зюмонекузявые.

От бутявокдудонятся.

    А Бутявкаволит за напушкой:

    - Калушатаподудонились! Зюмонекузявые! Пуськибятые.

-Как вы думаете, о чем  она??? Я предлагаю одной группе заняться переводом сказки , а другой- найти в этой сказке прилагательные и доказать свою точку зрения. Почему вы решили, что это прилагательное?

 Слушаем выступления ребят.

-Ребята, а хотите услышать настоящий перевод сказки???? Пожалуйста!

Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!
Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.
А курица говорит:
- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!
Цыплята божью коровку выплюнули.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
А курица говорит цыплятам:
- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся.
А божья коровка говорит за опушкой:
- Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!

  1. Если останется время, можно использовать дополнительное задание.

  1.  –Давайте подведем итог нашей работе.  Чем мы сегодня с вами занимались? Какова роль прилагательных в речи? Какой вывод можем сделать?
  2. Посчитываются смайлики, выставляются оценки.

  Спасибо за работу!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....