Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Задачи урока:

Обучающие:

-познакомить учащихся с общим значением имен прилагательных

-углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Коррекционно-развивающие:

-коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имен прилагательных

-развивать орфографическую зоркость ,память, внимание.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к урокам русского языка
-воспитывать положительную мотивацию к обучению


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс

Цели урока:

Обучающие:

 •познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;

•углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Коррекционно–развивающие:

 •коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;

•развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные:

 •воспитывать интерес к урокам русского языка;

•воспитывать положительную мотивацию к учению;

•воспитывать бережное отношение к природе.

Методическое оснащение и оборудование урока:

 •иллюстрации животных;

•Красная книга РФ;

•набор карточек с заданиями по теме “Имя прилагательное”, словарные слова;

•ТСО (магнитофон, диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер, мультимедийная презентация);

•карточки для индивидуальной работы;

•памятки для учащихся “Имя прилагательное”;

•рабочие тетради.

План урока.

 1.Организационный момент урока.

2.Сообщение темы урока.

3.Массаж пальчиков рук.

4.Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.

5.Объяснение нового материала.

6.Физкультминутка для глаз.

7.Закрепление темы урока.

8.Физкультминутка.

9.Закрепление темы урока (продолжение).

10.Контроль и закрепление новых знаний.

11.Домашнее задание.

12.Итог урока, рефлексия.

Ход урока.

Презентация. Слайд 1–3.

1. Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями, рапорт дежурного).

Слайд 4–5.

2. Сообщение темы урока.

Учитель.

–  Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни,

Мы для сердца – живая отрада,

Украшенье родимой земли.

–  Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Тихо и чудно в лесу вековом,

Сосны с прямым красноватым стволом

 Высятся точно колонны, рядами,

И в вышине меж густыми ветвями

 Синее небо лазурью сквозит,

Луч шаловливый украдкой скользит,

Веет прохладой в лесу тишина...

Слайд 6.

3. Массаж пальчиков рук.

Учитель.

 Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).

А потом они в тетради

 Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

 Не сидится им опять.

Постучали, повертели

 И работать захотели.

–  Откройте тетради, запишите число, слова “Классная работа”, тему урока: “Имена прилагательные”.

Слайд 7–11.

4. Орфографическая разминка.

Учитель.

 А сейчас мы вспомним некоторые слова, написание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)

1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурную сосал.

А проснувшись стал реветь,

Этот зверь – лесной … (Медведь.)

2. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт

 В деревне кур крадёт. (Лисица.)

3. По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком. (Заяц.)

4. И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих,

Мыши прячутся дрожа.

Очень уж суровы

 Филины и………..(Совы.)

– Какое из этих слов не является словарным? Почему?

Слайд 12–13.

5. Объяснение нового материала.

Учитель.

– Давайте послушаем ученика – консультанта. (Ученик заранее подготовил сообщение о сове.)

Сова.

 Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.

Учитель.

 – Рассмотрите сову.

– Сова какая птица? (Крупная.)

– Какие лапы? (Короткие, мощные с кривыми острыми когтями.)

– Какой клюв? (Загнутый.)

– Какие у неё глаза? (Большие.)

– Какое оперение? (Коричневое, мягкое.)

– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной.)

– Что обозначают подобранные слова? (Признаки совы.)

– Задайте вопросы к этим словам.

Слайд 14–15

Учитель.

 – Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Называются прилагательными.

 А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным.)

Учитель об имени прилагательном:

 Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 17.

6. Физкультминутка для глаз.

 Слайд 18–21.

7. Закрепление темы урока.

Учитель.

 – Давайте откроем карточки – памятки, прочитаем правило.

Карточка – памятка.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Задание 1.

 –  Прочитайте текст, выпишите из текста имена прилагательные.

Сова.

 Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства. Она занесена в Красную книгу.

Слова – вопросы подсказки:

 – Сова птица какая?

– Лапы какие?

– Клюв какой?

– Глаза какие?

– Оперение какое?

– Организм сов приспособлен к какой охоте?

Слайд 22–23.

8. Физкультминутка.

 У медведя дом большой (руки вверх, потянуться)

А у зайца – маленький (руки вверх, присесть)

Наш медведь пошёл домой (ходьба на месте)

А за ним и заинька (прыжки)

Мы зверяток провожаем (марш)

И урок наш продолжаем.

Слайд 24–25.

9. Закрепление темы урока (продолжение).

Учитель.

 – Дети! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из – за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде! Помогите им!”

Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано.

Мы познакомились сегодня с совой, которая занесена в Красную книгу.

А животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.

Слайд 26.

Учитель.

 На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Ёж.)

– Послушаем ученика – консультанта. (Ученик – консультант подготовил сообщение о животном “Ёжик”.)

Ёжик.

 Ёжик несёт очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ёжики – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры.

Учитель.

 – Ёжик приглашает вас в лес. Он предлагает поиграть в игру.

Задание 27.

Игра “Запомни словечко”.

 Ёжик – колючий,

Медведь – косолапый,

Лисичка – хитрая,

Белка – пушиста,

Волк – серый,

Лось – большой (через 1–2 минуты вторые слова стираются.)

– Ориентируясь на первое слово, запишите сочетания полностью.

Устно задайте вопросы к прилагательным.

Как мы называем слова, которые вы дописывали сами?

Что они обозначают? (Признак предмета.)

– А сейчас я проверю, умеете ли вы правильно применять прилагательные в речи.

Задание 3.

Учитель.

 – Прочитайте предложение, найдите ошибки.

На красивой лесной полянке растут красивые незабудки и красивые колокольчики.

 Слова для справок: живописной, милые, миловидные.

Задание: замените повторяющиеся слова (имена прилагательные) подходящими по смыслу прилагательными.

Правильная запись предложения:

 На живописной лесной полянке растут красивые незабудки и милые колокольчики.

 Учитель.

 – Почему не использовали слово “миловидный”? (Это качество человека.)

– Молодцы, ребята! Вы хорошо подумали и справились с заданием. Теперь вы знаете, что нельзя допускать повторов одних и тех же слов в предложении.

– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.

10. Контроль и закрепление новых знаний.

Учитель.

 – А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.

Задание 4.

Тренировочное упражнение.

I уровень.

 Вставить подходящее по смыслу прилагательное.

Сова охотится на (каких?)…мышей (полевых, серых, больших).

По лесу бродит (какой?)…волк (серый, голодный, добрый).

У лося (какие?)…рога (ветвистые, круглые, большие).

II уровень.

Подобрать подходящее по смыслу прилагательные.

Сорока (какая?) …

Лиса (какая?)…

Сова– (какая?)…

Мышка – (какая?)… Животные – (какие?)…

III уровень.

 Составить предложение со словом “прекрасный”.

Слайд 28.

11. Домашнее задание в рабочей тетради.

 Слайд 29.

12. Итог урока, рефлексация.

Учитель

 – Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?

– Что вы знаете о прилагательном?

– Сделаем вывод.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета (признак предмета) и отвечающие на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие?

 Приведите свои примеры имён прилагательных.

– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся).

– Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

– Какое задание вызвало затруднение? Почему?– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните мне правила друзей природы.

Слайд 30.

– Не срывать цветы.

– Не ломать деревья.

– Не ловить бабочек.

– Не убивать животных.

Учитель.

 – Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова

Я сорвал цветок – он завял,

Я поймал жука – и он умер.

И тогда я понял, что прикоснуться

 К красоте можно только сердцем.

Приложение 1. Приложение 2.

Литература:

 1.“Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школе” (А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская) Москва “Просвещение”, 1991г.

2.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва “Просвещение” 2010 г. Русский язык (А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская).

3.Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) М.: Просвещение, 2010 г.

4.Рабочая тетрадь 2 по русскому языку: "Имя прилагательное" для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Москва “Просвещение”, 2005 г.

5.“Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. Русский язык”. (В.В. Волина) М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»

На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...

Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида.

Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида....