Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Тарасова Лариса Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_novyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Технология

Применение ИКТ.

-Снижение  динамики качества знаний учащихся;

-Невысокая мотивация к изучению предметов;

-Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающихся;

-Отсутствие  навыка работы  с информационными ресурсами сети Интернет.

На всех типах и этапах урока

-на этапе мотивации;

-на этапе актуализации знаний;

- на этапе проблемного объяснения нового материала;

-на этапе первичного закрепления;

-этап- включение в  систему  знаний и  повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

-Овладение учащимися ключевыми компетентностями;

- Рост динамики качества знаний  и эффективности урока;

-Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.

-Формируется  активная учебная деятельность, самостоятельное мышление, познавательные интересы,

-Повышается активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся

-Углубляются межпредметные связи

-Усиливается практическая направленность знаний,

-Формируется устойчивый

познавательный интерес обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности,

-Повышается воспитательное воздействие во всех формах  деятельности;

-Осуществляется индивидуализации и дифференциации

-Развивается способность свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

- Обучающиеся обучаются методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

становятся активными субъектами учебной деятельности, овладевают практическими способами работы с информацией,

- Проведение уроков на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

-Развивается умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

Технология индивидуального обучения (автор Г.А Кузнецова) – частично.

•применение заданий разного уровня

-этап - включение в  систему  знаний и  повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

•развитие умения самостоятельного выполнения работы

•умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения.(автор В.Д.Шадриков)

•развитие сотрудничества в ученическом коллективе

•развитие коммуникативных навыков учащихся

-на этапе первичного закрепления;

-этап - включение в  систему  знаний и  повторение.

•повышается интерес к предмету

•развитие навыков коллективной деятельности

•повышается успеваемость и качество знаний по предмету

Интеграция уроков (частичная)

●всевозможная интеграция уроков русского языка и литературы, частично – литература - история.

На всех типах и этапах урока

-на этапе мотивации;

-на этапе актуализации знаний;

- на этапе проблемного объяснения нового материала;

-на этапе первичного закрепления;

-этап - включение в  систему  знаний и  повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

•уметь извлекать знания в межпредметной деятельности

Игровые технологии (автор Б.П.Никитин)

● повышение мотивации учащихся

- на этапе проблемного объяснения нового материала;

-на этапе первичного закрепления;

-этап- включение в  систему  знаний и  повторение.

•повышение интереса к изучаемому предмету

Здоровьесберегающие

Здоровье нации - одна из актуальнейших проблем современного общества.

-снижение готовности учащихся к школе  на 28%, кроме того, 65% моих детей проживают  в плохих социально – бытовых условиях;

-Интенсификация процесса обучения;

-перегрузка учащихся, снижение двигательной активности,

-отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;

-несформированность навыков здорового образа жизни;

-"плохая" экология;

-кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

На всех типах и этапах урока

-на этапе мотивации;

-на этапе актуализации знаний;

- на этапе проблемного объяснения нового материала;

-на этапе первичного закрепления;

-этап- включение в  систему  знаний и  повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

-Создание и поддержка благоприятного психологического и эмоционального климата на уроке;

-учет возрастных и физиологических особенностей организма ребенка для снятия утомляемости путем чередования во время урока различных форм работы с учащимися: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации;

-пятиминутки оздоровительного характера по методике В.И. Ковалько, короткие беседы о здоровье, гимнастику для глаз, для рук, оригинальную гимнастику;

-разработка и использование оригинальных задач с элементами здоровьесбережения и театрализации;

- разработка уроков в стихах с  использованием здоровьесеберегающих технологий.

http://festival.1september.ru/authors/209-990-771

-использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного;

-контроль соблюдения гигиенических условий учебного процесса (подбор мебели, освещенность, воздушно-тепловой режим);

-исключение перегрузок;

-проведение целенаправленной рефлексии в итоговой части урока;

-проведение физкультминуток с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа;

- определение  и фиксация психологического климата на уроке;

-контроль за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом.

-Снижение уровня заболеваемости

-активное участие  обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения,

-постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося,

-развитие его саморегуляци,

-становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитании

-формируется ответственность за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

-воспитывается  культура здоровья, личностные качества, представления, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова

• применение заданий разного уровня

-на этапе мотивации;

-этап - включение в  систему  знаний и  повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

•развитие умения самостоятельной работы

•умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека. Е.Н.Ильин

• привитие интереса к предмету

На всех типах и этапах урока

-на этапе мотивации;

-на этапе актуализации знаний;

- на этапе проблемного объяснения нового материала;

-на этапе первичного закрепления;

-этап- включение в  систему  знаний и  повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

•воспитание нравственно-эстетических качеств

Электронный образовательный ресурс

1.Справочные, научные материалы

http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

• повысить мотивацию обучения;

• повысить эффективность процесса обучения;

• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

• совершенствовать методики проведения уроков;

• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

На уроке можно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала используются  интерактивные тесты. Электронные учебные модули (информационные, практические, контролирующие) дают очень большие возможности для развития творческих способностей детей.

 ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности

•улучшение качества знаний

•повышение интереса к изучаемому предмету

•повышается интерес к предмету

•развитие навыков коллективной деятельности

•повышается успеваемость и качество знаний по предмету

2.Электронные библиотеки, архивы, пособия:

www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы

http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы

http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом

http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

• повысить мотивацию обучения;

• повысить эффективность процесса обучения;

• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

• совершенствовать методики проведения уроков;

• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

На всех типах и этапах урока

-на этапе мотивации;

-на этапе актуализации знаний;

- на этапе проблемного объяснения нового материала;

-на этапе первичного закрепления;

-этап- включение в  систему  знаний и  повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет учителю  экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее, и ,как следствие, повышает  уровень обученности учащихся.

3.Издательский дом «Первое сентября»:

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

• повысить эффективность процесса обучения;

• совершенствовать методики проведения уроков;

• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

• планировать и систематизировать свою работу;

• использовать как средство самообразования;

• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса.

•Учет особенностей восприятия современных детей и подростков;

•Использование технических возможностей, обеспечивающих  наглядность (мультимедийность);

•Быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств;

• Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР)

4.Олимпиады, конкурсы:

http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр.

• повысить мотивацию обучения;

• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

Можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса.

Несомненное достоинство данного типа ЭОР заключается и в том, что их применение способствует реализации инновационной модели обучения, внедрения которой требуют новые государственные образовательные стандарты: в этой модели учитель не распространитель знаний, не контролер, а организатор учебной деятельности, партнер своих учеников.

5.Методические материалы:

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

• повысить мотивацию обучения;

• повысить эффективность процесса обучения;

• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

• совершенствовать методики проведения уроков;

• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

• планировать и систематизировать свою работу;

• использовать как средство самообразования;

• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности

Объективность  контроля;

Возможности индивидуализации процесса обучения;

Возможности использования для решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий);

Возможность сочетания методических приемов;

Разнообразие видов деятельности обучаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Таблица " Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" - из материалов портфолио к аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЗОР и ИКТ) в образовательном процессе.

Здесь я представила наиболее используемые мной технологии при разработки уроков....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Таблица "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе....