Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Самодурова Галина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках русского языка и литературы, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными технологиями, методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем, является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверена, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными, учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”. Это актуально и для предметов русский язык и литература.

Используя на своих уроках современные педагогические технологии, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные современные технологии:

  1. проблемное обучение. Эта технология позволяет учащимся «открывать» для себя новое знание. При проблемном введении материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и их деятельность в этом случае можно определить как творческую. Предлагаю в качестве примера использования технологии проблемного диалога на этапе введения новых знаний (побуждающий от проблемной ситуации диалог с приёмом создания проблемной ситуации «с удивлением») следующий фрагмент урока.

        Фрагмент урока русского языка в 8 классе на тему «Предложения односоставные и двусоставные».

1. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Учитель: Прочитайте текст.

Приложение 1. Текст: Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно. Конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! .. (М. А. Шолохов, «Тихий Дон»).

Учащиеся читают текст вслух.

Учитель: Найдите и выпишите из каждого предложения грамматическую основу.

Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы, 1 человек выписывает на доску. Испытывают удивление. Возникновение проблемной ситуации.

Учитель (побуждение к формулированию проблемы): С какой проблемой вы столкнулись?

Учащиеся: Не в каждом предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого; есть и предложения, в которых мы нашли или только подлежащее, или только сказуемое.

Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Какие будут гипотезы относительно таких необычных предложений?

Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем, до появления верной): Значит, в русском языке существуют предложения не только с двумя главными членами, но и с одним главным членом.

Учитель: Сопоставьте свои наблюдения с материалом на экране. (Приложение. Слайд 2). Приведите свои примеры.

Текст: По строению грамматической основы простые предложения бывают двусоставными и односоставными. Двусоставными называются простые предложения, грамматическая основа которых выражена двумя главными членами – подлежащим и сказуемым. Односоставными называются простые предложения, грамматическая основа которых выражена одним главным членом – подлежащим или сказуемым.

Учащиеся (читают материал, приводят свои примеры): Всё верно.

Учитель: Теперь вам несложно будет сформулировать тему урока. Какова же она?

Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске и в тетрадях.

Учитель: А каковы, по-вашему, цели сегодняшнего урока?

Учащиеся формулируют цели урока.

        При использовании проблемного обучения в процессе изучения литературы в школе реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие творческих способностей ученика, углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.

        Так, в 5 классе при изучении «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина в ходе обсуждения ставится проблемный вопрос: «Можно ли царевну назвать красивой? Это внешняя или внутренняя красота?»

В 8 классе при изучении темы «Проблема подражания в комедии Ж.-Б. Мольера " Мещанин во дворянстве" перед учащимися ставятся вопросы проблемного характера: 1)Есть ли общее и различное между г- ном Журденом и Дорантом? Какой бы путь выбрали вы? 2)Осуждаете ли вы г- жу Журден, Люсиль и Клеонта за их интригу? 3)Почему эпиграфом нашего урока являются слова: подражай достойным?

Урок в 11 классе по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет» я назвала: «Любовь должна быть…». Анализируя художественный текст, определяя позицию автора, раскрывая роль деталей в произведении, ученики выявляют типы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: любовь-дружба, любовь-подчинение, любовь-приключение, любовь-зависимость, любовь-молитва, любовь-поклонение, любовь-самопожертвование.

Отвечая на проблемный вопрос: «Обогащает или обедняет жизнь героя любовь?», ребята приходят к выводу, что любовь для главного героя Желткова расширяется до размеров целого мира и в своём чувстве он нравственно возвышается, становится великим. Такая любовь преображает душу, изменяет нравственно, что мы видим на примере главной героини.

  1. При  подготовке к ЕГЭ, работая над написанием сочинения, а также при обобщении материала на уроках я использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:

Приложение 2.

 П – предположение (Я считаю, что…)

 О – обоснование (Потому, что…)

 П – пример (Я могу доказать это тем, что…)

 С – следовательно (Я делаю вывод…).

Например: Любовь – важное чувство в жизни каждого человека.

Пример: я считаю, любовь на самом деле является одним из важных чувств в жизни человека, потому что именно благодаря ей он способен ощутить жизнь в полном объеме. Недаром Толстой писал: « Любовь есть единственная разумная деятельность человека, в которой только и есть жизнь». Следовательно, я делаю вывод, что высказывание полностью отражает понятие любовь.

  1. проектные методы в обучении.

Цель проектного обучения— создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В моей практике есть опыт написания двумя ученицами учебно-исследовательской работы на тему «Диалектная и просторечная лексика в рассказах Е. Кулькина».  Была проделана большая работа: обсуждение и выбор темы, чтение и анализ рассказов нашего земляка Е. Кулькина, составление картотеки диалектной и просторечной лексики, а затем работа в библиотеке социально-педагогического университета, там ученицы под моим руководством проверяли каждое вписанное из рассказов писателя слово и проверяли его по словарям Донских говоров и толковым словарям; после этого обобщили свои наблюдения. Результат – 3 место в конкурсе учебно-исследовательских работ по русскому языку им. О. Н. Трубачева в рамках фестиваля «Дни русского языка».

  1. Кейс-технология основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами.

Так, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку при выполнении задания В8 использую кейс-технологию: раздаю готовые кейсы- средства выразительности языка. Изучив этот материал, учащиеся выполняют задания.

Приложение 3.

Метод кейсов применим и при подготовке к заданию А1 ЕГЭ, это задание проверяет орфоэпические (произносительные) нормы. Учащимся выдается орфоэпический минимум слов, которые необходимо выучить. Проверка этих слов осуществляется следующим образом: с помощью карточек, при помощи выполнения задания. 

Приложение 4.  

Повторение орфоэпических норм.    (учащиеся работают с раздаточным материалом  в паре).   

  1. Поставьте ударение  в выделенных словах.
  2. Прочитайте вслух. 
  3. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

     4.Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

Проверим:                                                                                    

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

  • Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис.

Подростковый – пять лет назад разрешалось только подростковый, сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростковый. В слове катарсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре  Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И. и в словаре Р.И. Аванесова -  на первый.

Устаревший вариант произношения имеет слово знамение (устар. знамение).

  1. технология разноуровневого обучения.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

Тема: “Однородные и неоднородные определения”

Знакомство с новым материалом. Наблюдение.

На поляне пестрели синие, красные цветы. – Мама купила большой (размер) сладкий (вкус) арбуз.

Вывод. Определения считаются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, размеру, вкусу, форме и т.д.

Разноуровневые задания.

Первый уровень.

Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ______ ______ гвоздики, а также левкой в ______ _______ стручьях. Зато пышно цвели своей _______ _______красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ________ _______ _______ запах.

(разноцветные махровые гвоздики, левкой в тонких зеленых стручьях, холодной, высокомерной красотой, осенний, травянистый, грустный запах)

Второй уровень.

Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.

Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда

Третий уровень.

Коллективная работа под руководством учителя.

Тема: «Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина».
Дифференцированная работа строится следующим образом:
Низкий уровень - выразительный пересказ отдельных фрагментов сказки, определяют главную проблему произведения
Средний уровень и высокий уровень- отвечают на вопросы, позволяющие анализировать произведения, делают на уроке сравнительную характеристику героев. Предусматривается и творческое домашнее задание – нарисовать понравившийся фрагмент, подготовить устную защиту рисунка; написать свою сказку, используя художественные средства писателя-сатирика.

Работая в 11 классе над рассказом И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», можно предложить следующее задание для контроля.
1. Продолжите письменно фразу: «Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» - это произведение о ...»(Низкий уровень)
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Символы в рассказе Бунина» (Средний уровень)
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Господин из Сан-Франциско» - это откровение Бунина (Высокий уровень).

 При изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» использую разноуровневые карточки. Карточки категории В (желтого цвета) рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б (оранжевого цвета) рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А (розового цвета) для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев.

  1. Интегрированные уроки.

Отечественная война 1812 года в восприятии историков и  Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

Цель урока:

Сравнить взгляды историков на проблемы Отечественной войны 1812 г. со взглядами Л. Н. Толстого, отраженными в романе «Война и мир».

             Задачи:

                       1. Определить причины Отечественной войны 1812 г. в оценках историков и       Л. Н. Толстого.

2.Проследить изображение Бородинского сражения, исходя из исторических документов и взглядов Л. Н. Толстого; показать историческое значение Бородинской битвы.

3.Сопоставить образы Наполеона и Кутузова, показанные в романе «Война и мир», с оценками историков.

  1. элементы игровой технологии.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и

пунктуационных норм.

•   Диктант - шутка

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал

чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все, конечно, были шокированы происшедшим.

«Третий лишний»,   «Четвертый лишний»              

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Цифровой диктант

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2)   В   предложении   Скоро   будет  лето   в   грамматической   основе   нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это подчинительный союз. (Нет.) Итого ответов: 001010.

Приложение 5.

Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

  1. Не воробей.

2) На дворе, на траве.

3) Продукт, который маслом не испортишь.

4) Она пущи неволи.

5) Суп, сваренный Демьяном.

6) Мельник, работающий неделями.

Однако следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью учителя в образовательном процессе. Как я уже отмечала, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и современных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию. Мы должны помнить  слова А.В. Луначарского: «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться».                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...

"Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"

Представление педагогического опыта " Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"...