Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovy_urok.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Деепричастие. Обобщение и  систематизация изученного"

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.

Задачи урока: 

  1. Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
  3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: грамматический турнир.

Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации, листы бумаги, клей, рисунки, карточки с диктантами, флажки

Организация урока

I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.

Здравствуйте, ребята!

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня  у нас необычный урок, конкурс, на самого грамотного ученика. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. СЛАЙД

Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!

П. Чесноков

Мы обобщим и закрепим полученные знания.

III. Презентация о деепричастии. (выступление ученицы)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы вспомним всё то, что узнали о новой части речи, а об этом нам расскажет …….

IV. Мы знаем, что деепричастие неизменяемая форма глагола и зависит от глагола. Образуйте деепричастия от глаголов, выделите с суффиксы, с помощью которых вы образуете деепричастия. (слова написаны на доске)

делать (делая),

рыдать (рыдая),

 читать (читая);

забежать (забежав),

усмехнуться (усмехнувшись),

-Сформулируйте вывод о словообразовании деепричастий. (деепричастие образуется  от глагола при помощи суффикса –а, -я (несов. В.) –в, -вши, -ши (сов. вид))

- От чего зависит написание гласной буквы перед суффиксом деепричастий?

(от инфинитива, его называют глагольным суффиксом)

V. Орфографический поединок. Приготовьте своё оружие – знания и ручки. Правописание не с деепричастиями.

Не видя, не думал, не веря, недоумевая, не мог, не замечая, не поднимая, не чувствуя, не возмущаясь, не узнаешь, не предполагая, ненавидя, не умолкая, не присутствуя, не заметил    (поменяйтесь карточками и проверьте, взаимопроверка)

Одного ученика к доске с карточкой.

-Как пишутся  не с деепричастиями?

Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

– А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями?

(Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.)

VI. С деепричастием рыдая составить предложение

Мать  глядела на сыновей, рыдая.

2. определить морфологические признаки деепричастия.

        Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.

  1. Глядела (как?), рыдая.

Н.ф. – рыдать.

  1. Морфологические призн.: несов. вид, невозвратный, переходный, неизм. ф.

  III. Глядела (как?), рыдая. Одиночное деепричастие

VII.Запишите предложение (один человек у доски)

Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду.

-найдите деепричастный оборот. Аргументируйте свой ответ. (что делая? Деепричастие с зависимым словом)

-Перестройте предложение, изменив место деепричастного оборота.

-Сделайте вывод о месте деепричастного оборота и знаки препинания при нём.

VIII. Развитие речи: с мозаичным полотном.

А сейчас другой вид работы. Вы должны собрать пазлы.

-Из какого произведения взят данный сюжет? А кто автор?

– В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.

(у каждого на парте текст)

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот море кругом ……………,
………. язык, мордку ……….,
Прибежал бесёнок, ………….,
Весь мокрёхонек, лапкой ……,
………..: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит,
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!”

(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)

– Прочитайте выразительно восстановленный текст.

– Укажите вид деепричастий.

– А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.

ТЕСТ

X Подведение итогов урока

Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:

– морфологические признаки деепричастия;

– знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;

– правописание НЕ с деепричастиями;

– употребление деепричастий в речи.

А в качестве отклика на урок составьте синквейн со словом урок.

Урок
Обобщающий, интересный
Учит, развивает, дополняет
Здесь узнаешь много нового
Знания

YII. Тестирование по пройденному материалу.

Цель: проверка ЗУН учащихся по теме урока, выявление пробелов.

I вариант

1. Найти деепричастие:

а) почуяв б) сожалел в) услышан г) ознакомься

2. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) беспокоясь б) закончив в) отдыхая г) продумывая

3. В каком случае НЕ пишется слитно:

а) (не) доумевая б) (не) горюя

в) (не) освещена г) (не) почувствовал

4. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

А) 1,  2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.

Г) Рыцарь, следуя кодексу чести, всегда защищал Прекрасную Даму.

Ответ : 1а, 2б, 3а, 4в,5б

Оценка
“5”
“4”
“3”
“2”

Ошибки
0
 1–2
3– 4
более 4-х

Ответ: 1. А, 2 б, 3 а, 4в, 5б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс

1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок разработан в соотвествии с новыми ФГОС ООО. Дидактический материал характеризуется тематическим единством ("Почему надо любить малую родину", "Что особенно привлекает в родном городе?")...

Урок русского языка и литературы в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол"

Данный урок - один из четырёх уроков обобщения. Основной акцент поставлен на постоянные морфологические признаки. На уроке применены  следующие технологии : здоровьесберегающая, коллективного сот...

Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...

Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".

Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по  предложенной теме....