Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок построен по технологической карте в соответствии ФГОС, направлен на формирование предметных, метапредметных и личностных УУД. Есть презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Двойная роль  букв е, ё, ю, я.»

(Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская).

Цель урока: создать условия для усвоения знаний о двойной роли букв е, ё, ю, я и применения их в практической деятельности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

        Предполагаемые результаты урока:

        Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

        Метапредметные: (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.        

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях;  уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, определять роль букв е, ё, ю, я ; объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Опере-жающее

домашнее

задание (если есть)

-

-

-

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

2. Мотивация

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть время, которое мы проведем вместе, будет интересным и полезным.

Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, как вы его понимаете?

  (Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг. Н. В. Гоголь) 

Мы складываем звуки в слова, как нанизываем жемчуг на нить. Нужно говорить красиво, беречь язык, как драгоценность.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним.

Высказывают свое мнение

Личностные: осознание себя как носителя языка, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка.

Метапредметные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

3. Формулировка проблемы и постановка цели урока

Определить проблему и цель урока

- Ребята, а как называется раздел науки, изучающий звуки? (Фонетика

-Чем отличается звук от буквы?

- Сколько гласных букв? Сколько гласных звуков? А почему не совпадает?

-Всегда ли буквы е,ё, ю, я обозначают два звука?

- Определите тему сегодняшнего урока.

-Что мы будем делать на уроке? Поставьте перед собой цель.

Отвечают на вопросы. Строят высказывания

Определяют тему и цели урока.

Личностные: ставить цель

Метапредметные: умение анализировать, самостоятельно формулировать познавательную цель

Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

4. Уточнение цели, планирование деятельности

Целеполагание, планирование деятельности

Правильно ребята. А что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?

Планируют деятельность

Личностные: способность понимать зависимость характера речи от ситуации общения

Метапредметные: управлять своей деятельностью:

умение ставить цель, планировать свою деятельность в зависимости от поставленных задач;

Предметные: грамматически правильно строить высказывание

5. Откры-тие и осмы-сление новых знаний и способов их применения.

 Создать условия для усвоения знаний о двойной роли букв е, ё, ю, я 

Прочитайте данные группы слов. В каком случае е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука? Почему? Подберите 2-3 примера к каждой колонке.

(приложение 1)

-Оригинальность букв е, ё, ю, я в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

- Давайте составим схему «Звуковая роль букв е, ё, ю, я». Как она будет выглядеть? Что нужно указать?

Определяют место букв е, ё, ю, я

Коллективное обсуждение схемы.

Составляют схему в тетрадях (взаимопроверка)

Личностные: осознание ответственности за себя и за свои  действия- готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни 

 Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со

сверстниками и взрослыми в процессе коллективной

деятельности; выполнять логические операции: сравнение,

анализ, синтез, обобщение, классификация

Предметные: освоение базовых понятий лингвистики

6. Первичное закрепление способов применения новых  знаний

Применение знаний в практической деятельности.

Упражнение 310 (стр.142)

Упражнение 313. Всегда ли буквы е, ё, ю, я смягчают согласный, после которого они стоят?

Распределительный диктант

Задание. Распределите слова в 2 столбика:

 1)  буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

 2)  буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.

Выявляют способность букв е, ё, ю, я смягчать согласный, после которого они стоят)

Правильно произносят слова, определяют лексическое значение непонятных слов по словарю

Взаимопроверка

Личностные: допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника

Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со

сверстниками и взрослыми в процессе коллективной

деятельности; высказывать, аргументировать свою точку зрения, способность оценивать свою работу и работу группы; работа со словарем

Предметные: уметь оперировать лингвистическими терминами

7. Применение  знаний. Определение критериев оценки деятельности.

Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий

Самостоятельная работа (на карточках)

Приложение 2.

Верные-неверные утверждения. (Приложение 3)

Определяют  критерии оценки.

Самопроверка, самооценка

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: умение самостоятельно выполнять учебную задачу

Предметные: уметь определять роль букв Е, Ё, Ю, Я

8. Рефлексия

Заключительная беседа по вопросам

-Давайте оценим свою работу на уроке.

Продолжите фразы:

Я узнал(а)…

Я могу…

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности

Метапредметные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, оценивают свою работу.

Предметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

9. Домашнее задание

Установка на творческое применение речеведческих знаний выполнение домашнего задания

Составить текст «Скоро Новый год», выделить слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука

Записывают домашнее задание

Личностные: понимать ответственность за результат своей работы

Метапредметные: творческое применение полученных знаний, самостоятельная работа

Предметные: умение строить собственное высказывание  в соответствии с заданием, составлять предложения, использовать выразительные средства языка

Приложение 1

Лень

Ехать

Поездка

Съезд

Салют

Южный

Поют

Вьюга

Вперёд

Ёжик

Поёт

Ружьё

Мять

Яков

Приятный

Объявит

Приложение 2

     

        Один раз  я пош…л (                     ) на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры   красивые кони  ужас…ные (                     ) драконы. Мне это было очень  интерес …но (                                 ), потому что я умею лепить. Я оторват…ся  не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл  д…леко (                   )  от людей  и заблудился.

       Я долго б…жал  (                  ) по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой (                  ) сосны  на тр…пу (                   ) выскочил медведь. Я схватил  л…дышку (             ), что лежала рядом, и метнул в него.  Медведь остановился  обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал  хулиганить.  Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

                                                                              ( В. Драгунский)

Задания:

  1. Прочитайте. Докажите, что  перед вами текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Какая основная мысль текста.
  4. К какому стилю речи можно отнести этот текст?
  5. Вставьте пропущенные буквы, а в выделенных предложениях и знаки препинания, подберите проверочные слова.
  6. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Приложение 3

  1. Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
  2. В слове ёрш буква Ё обозначает 1 звук.
  3. В слове кашне буква Е смягчает предыдущий согласный.
  4. В слове вьюга5 букв, 5 звуков.
  5. Фонетика изучает буквы и алфавит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....