Изучение фольклора в средней школе
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Середа Марина Викторовна

Изучение фольклора в средней школе (методическая разработка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_folklor_v_sredney_shkole.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА

ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ,

/ Из опыта работы 5-8 классы/

Учитель: Середа М В.


Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуру свойственно всем народам. «Духовная жизнь народа цельна», как сказал Ф.И.Буслаев , народ не может обойтись без знаний о прошлом.

Одним из источников изучения истории и культуры славян • в древности служат:  народная словесность, древние представления, сохранившиеся в обычаях, в быту.

Язык - древнейший памятник доисторической жизни народа. •Он развивается параллельно с развитием народа. Понятие "язык" и "народ" тесно связаны  между собой. Отсюда название первозданной культуру народа - "язычество", то есть народная культура.

"Сколько бы народ ни отклонялся от своего первобытного состояния, пека он не утратил своего языка, до тех пор не погибнет в нем духовная жизнь его предков . /Н.Буслаев/

Изучение народной словесности представляется первым и необходимым шагом в освоении культуры народа в целом . Этот первый шаг дает возможность познакомить учащихся со складом мышления родного народа, раскрывает значимость слова в жизни человека в Древней Руси помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.

Обращение к истокам помогает увидеть культуру в развитии, узнать, как жили, о чем думали первосозидатели нашего языка и культуры.

Выдающиеся этнограф и историк культуры Эдуард Тайлор говорил: «Изучение истоков и первоначального развития цивилизации заслуживает ревностной работы не только как предмет любопытства, но и как весьма важное практическое руководство для понимания настоящего и заключение о будущем."Русский исследователь и собиратель произведений народной: словесности академик Ф.И.Буслаев говорил примерно о том же самом: «Народ не помнит, чтобы когда-нибудь изобрел он свою мифологию, свой язык, свои обряды и обычаи. Все эти национальные основы уже глубоко вошли в его нравственное бытие, как самая жизнь, пережитая им в течение многих доисторических веков, как прошедшее, на котором твердо покоится настоящий порядок вещей и всё будущее развитие жизни.»

Необходимо направить интерес сегодняшнего школьника к истокам родного языка и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа и других народов. Следовательно, необходимо более широкое знакомство с фольклором. Фольклор самоценен обращение к нему позволяет глубже понять и почувствовать дух собственного народа, его культуру, историю. Но, помимо этого, изучение фольклора расширяет и обогащает восприятие литературы.  

Литература многим обязана фольклору. Исторически он «стар-ше», предшествует литературе. К моменту ее возникновения /на русской почве это XI-ХП вв./ в фольклоре узе сложилась система жанров, изобразительных средств, символов.

ним хотя бы у Жуковского. В XIX веке нет практически ни одного крупного писателя, творчество которого так или иначе не было связано с фольклором. Пушкинские «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин», «Песнь про купца Калашникова»Лермонтова ; «Вечера на хуторе близ Диканьки « Н.В.Гоголя ; лирика Некрасова; сказки Салтыкова-Щедрина . Примеры можно множить. !20 век тоже отдал свою дань фольклору – не только Есенин , Шолохов ,Твардовский, но и Цветаева, Платонов, Пастернак, Уже простое перечисление этих  имен говорит нам о настоятельной необходимости серьезного изучения народного творчества в школе.

Мнение многих выдающихся  отечественных методистов, учителей, ученых  - К.Ушинского , В.А.Сухомлинского И ДР. – собранные в определенной системе , реально подтверждают необходимость изучения устного народного творчества , актуальность его для современности.

«В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое» (К.Д.Ушинский «Родное слово» 1861г. Хрестоматия по методике русского языка , Просвещение ,1996г.)

Для человека древности вера, знание, поэзия , искусство сливались воедино, Слово , в его представлении, обладало чародейной силой. Обрядовая песня , миф, заговор сочетали со словом пение, пляску, драматическое действие, заключали в себе и религиозные , и научные, и поэтические элементы.

«Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти…оно утешало, помогало, двигало на подвиг, вдохновляло. Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени было мерилом даже социально-общественного положения. Причиной уважения и почтительности».( В.И.Белов  Лад: очерки о народной эстетике 1979-90 гг. Хрестоматия по методике русского языка. Просвещение,1996г./

К большому сожалению, нет возможности изучения курса устного народного творчества как основного , поэтому изучение произведений устного народного творчества требует от учителя тщательно разработанного цикла уроков, каждый из которых тесно связан с предыдущими и последующими уроками. Эта связь должна прослеживаться не только от урока к уроку, но и от класса к классу, Можно рассмотреть такую связь на примере изучения пословиц и поговорок.

ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК.

Уже в начальной школе в программах по чтению большое место уделяется изучению пословиц и поговорок, Я думаю, что задача учителя в средней школе не столько количественное расширение запаса пословиц и поговорок, сколько повышение качества их  усвоения: научить понимать их, уметь употреблять их к месту (Хороша пословица В лад да в масть.); учитель должен развивать потребность ученика и в пополнении запаса пословиц и поговорок, и в их использовании в разных жизненных ситуациях. Работа с пословицами и поговорками проходит не только в классе на уроках литературы, но и во внеклассной работе по предмету, а также на уроках русского языка используются пословицы и поговорки как дидактический материал.

При работе с пословицами и поговорками следует выделить ряд методов:

1. АНАЛИЗ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК.

При всей своей краткости и лаконичности они представляют собой весьма сложные образования, имеющие несколько разных планов, поэтому анализировать их можно с разных точек зрения. С одной стороны, пословицы и поговорки – явление языка, устойчивые сочетания, С другой – это художественные миниатюры , в яркой чеканной форме обобщающие факты самой действительности.

Изучая пословицы и поговорки, мы группируем их по темам, Но часто пословицы с общей темой имеют существенные различия в смысле, в тех отношениях, которые в них отражены. В большинстве случаев при общей теме в значениях пословиц наблюдаются  тонкие, но вполне определенные различия в смысле. Чем больше таких оттенков умеет различать человек , тем выше культура понимания пословиц, Поэтому учитель сам должен видеть эти различия и уметь показать их ученикам.

 Приведу пример фрагмента урока, на котором идет работа над смыслом пословиц на одну тему, Задачей работы в этом случае будет не столько объяснение самих пословиц, сколько нахождение общего и различного в них, Надо научить детей сопоставлять эти изречения.

Даны пословицы на тему «Дружба».

Запись на доске: Дружно -  не грузно, а врозь – хоть брось

Один в поле не воин.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

1.Выразительное чтение пословиц вслух учащимися.

2.Вопросы учителя:

-Правильно ли, что эти пословицы поместили в один раздел?

- О чем в них говорится ?  Вспомните еще пословицы о дружбе.

- Почему так много пословиц о дружбе?

Возможные ответы учащихся : Дружба  - это очень важно в жизни. Народ всегда ценил дружбу и верно подметил, что с друзьями жить легче.

Учитель: Давайте посмотрим, одинаково ли говорит народ о дружбе? Читаем 1 пословицу.

Ученики: Эта пословица о том, что вместе с друзьями работать не тяжело , а по одиночке – очень трудно(Так ведется работа с каждой пословицей, ответы ребят могут быть разные)

Подводится итог. Пословицы все разные, хотя в них много общего , потому что в жизни бывает по-разному. И дружба бывает разна. И друзья не всегда оказываются настоящими. Народ все это замечал и передавал свои наблюдения в пословице.

2.ИСТОРИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-ЛИНСВИСТИЧЕСКИЙ  КОММЕНТАРИЙ.

Некоторые пословицы требуют исторического комментария.

ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ , НЕ ГОВОРИ, ЧТО НЕ ДЮЖ.

Пословица включает в свой состав непонятные современному школьнику слова «гуж», «дюж». Встречаясь на уроке с этой пословицей, объясняю детям , что она о земляных работах в старые времена. Гуж – кожаная петля , которую привязывали к ручкам тачки и перекидывали через плечи, чтобы облегчить себе труд. В современном языке сохранилось слово «гужевой» , т.е. конный.

Дюж – краткая форма прилагательного дюжий , употребляется  в данное время не в литературном языке, а в просторечии и означает «здоровый, крепкий, сильный.»

3.ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК.

Пословица: ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.

Рассматриваем с учениками два пласта значений, которые образуются в пословице : прямое и переносное, образное.

А) Пословица имеет прямой смысл , потому что действительно камень может закрыть дорогу воде. Но за этим конкретным предметом стоит целый образ : ленивый человек , а жизнь , как и вода, обходит его стороной.

Далее знакомлю  с другими группами пословиц, которые имеют прямое и переносное значение.

Образное значение может быть одинаковым у пословиц с разным  прямым значением. Предлагаю сравнить пословицы.

С угля черноту не смоешь.

Черного кобеля не отмоешь до бела.

Ворона белой не станет , сколько не три.

Предложенные пословицы анализируются вместе с ребятами. Можно записать некоторые в тетрадях

4.Работа над художественными особенностями пословиц

В пословицах используются многие художественные изобразительно-выразительные средства языка: сравнение, метонимия, олицетворение, антитеза, гипербола, аллегория, метафора, рифма, ритм, интонация, Изучение пословиц дает мне возможность уже в 5 классе изучать вопросы теории литературы. Знакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка на примере маленьких художественных произведений ( пословиц ); учить видеть и находить различные языковые средства, употреблять в своей речи термины.

Например. Сравнение 6Утро вечера мудренее.

Метафора: На языке мед, под языком лед.

Олицетворение: Зима лето пугает, да все равно тает.

Гипербола: В чужом глазу соринку видит, а в своем бревно не замечает.

Обращаю внимание учащихся на рифму – средство, которое сближает пословицы со стихотворением.

Очень важна интонация. При помощи интонации в пословицах выражаются различные чувства, отношения.

5.СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦ РАЗНЫХ НАРОДОВ.

Такое сопоставление существенно помогает в понимании сущности пословиц. Анализируя их, находим общее и различия , выясняем их причины и делаем вывод о том, что различия объяснить проще: народы живут по-разному, у них разная одежда. Еда, обычаи. Это и составляет различие в пословицах .Эти различия внешние.

На безрыбье и рак рыба .(Русская)

Нет коня и осел сгодиться (Армянская)

Где нет фруктов, там и свекла за апельсин сойдет( персидская)

Но логическое отношение между разными  предметами – одинаковые ( если нет чего лучшего , то худшее может его заменить)

Рассуждая вместе с учениками , мы пытаемся объяснить причины сходства пословиц.  (этнические, языковое родство, торговые, военные контакты, исторический опыт, схожесть общественного развития)

 Одним из уроков по теме «Устное народное творчество» провожу урок-КВН, к которому с большим удовольствием готовятся ребята и принимают в нем самое активное участие.

Как показывает практика , фольклор с интересом воспринимается не только учениками младших классов , но и старшеклассниками. Однако цели, приемы изучения существенно различаются.

Изучая фольклор учитель должен смелее искать новые, более деймтвенные формы. Методы и приемы обучения. Шире использовать индивидуальные задания, активно включать в работу каждого ученика.

Знания . полученные в 5-7 классах должны «работать» и в старших классах , поэтому в 8 классе провожу урок или несколько уроков, на которых повторяем и обобщаем уже известное и выходим на новый  виток знаний.

Тема урока: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Задачи: 1.Вспомнить жанры устного народного творчества.

2. Выявить их главные признаки и научиться распознавать фольклорные произведения по этим признакам.

3. Познакомиться с использованием фольклора в произведениях русских писателей.

4. Познакомить учащихся с русскими сказителями.

4.Познакомить учащихся с историей собирания и изучения фольклора.

            Этапы урока.

1.Орг. момент.

2. Вступительная беседа о жанрах устного народного творчества.

3.Учащиеся готовят рассказ о предложенном учителе жанре устного народного творчества ( работа по группам)Учащиеся получают задание и карточки с отрывками из песен. Сказок, былин , а также они имеют возможность воспользоваться учебниками, словарями и справочниками, обращаться за консультацией к учителю. Далее представители от каждой группы рассказывают о жанрах фольклора, иллюстрируя свой ответ примерами.

4. Определить жанр фольклорного произведения.

5.Русские сказочники.

Учитель говорит с ребятами о том, что фольклорные произведения – это устные произведения, поэтому рассказчик ( сказитель) является  одновременно и его автором.

Учитель рассказывает о том, как велико было воздействие на слушателей со стороны умелых сказителей.

А) Чтение рассказа М.Горького «Вопленица» ( Обсуждение услышанного)

6. Фольклор и фольклористика ( Об изучении фольклора  и о его роли для нашей культуры)

7.Подведение  итогов(ответы на вопросы, предложенные ранее)

8. Д/З

 В 8 классе мы знакомимся с обрядовой поэзией. На уроках удается лишь приоткрыть завесу над богатейшим миром народной песни. Если бы мы располагали достаточным учебным временем, следовало бы говорить на уроках не только об исторических и любовных, но и о ямщицких, разбойничьих, о плачах и заклинаниях – о множестве жанров песен вплоть до современных частушек. Итогом изучения этой темы является внеклассное занятие по теме « Обрядовая поэзия». Цель проведения: возможность увидеть и стать участником некоторых обрядов; почувствовать себя носителями и знатоками народной культуры. Репетиции становятся продолжением уроков : мы учимся не только произносить слова обрядовых песен, а стараемся передать особенность каждой.

Устное народное творчество, родившееся в глубине веков, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, веру народа в победу добра, справедливости. Изучение  устного народного творчества дает учителю уникальную возможность использовать произведения фольклора как неиссякаемый источник для нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания.

«В наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении» (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Тема : Фольклор

Цель : познакомить учащихся с устным народным творчеством как предметом изучения;

 изучить статью о фольклоре;

провести словарную работу;

познакомиться с жанром устного народного творчества;

определить их различие;

сделать вывод о значении фольклора для развития литературы.

I Организация класса

II Проверка д/з.          1) Краткие сообщения учащихся о книге

 2) Ответы на вопрос – фронтально.

- Как надо читать?

 3) Словарная работа

- Объясните значение новых слов, с которыми познакомились на предыдущем уроке      (см. 1 урок)

Придумайте с ними словосочетания или предложения.

III Работа над новой темой

1) Чтение учителем потешек, прибауток, закличек, считалок, дразнилок из книги             «Трынцы-брынцы-бубенцы».

- Что я прочитала?


- Слышали вы это раньше? Когда?

- Как вы думаете, кто сочинил эти произведения? /народ/

Многим этим произведениям уже не одна сотня лет, а может быть больше. Зародились они в те далекие времена, когда люди верили в дождь, ветер, солнце, землю как в живые существа. Особыми заклинаниями они просили дождь напоить поля, солнце – обогреть их, ветер – разогнать тучи. С годами забылся их магических смысл, но как детские песенки, считалки они живут и в наши дни.

2) Тема и цели урока.

Сегодня знакомимся с произведениями устного народного творчества – фольклором.

Узнаем, какие виды фольклора существуют и почему так важно знать и помнить  эти произведения .

3) Работа со    статьей (стр. 5 – 7) (Чтение цепочкой с комментированием )

 Словарь: ФОЛЬКЛОР

ФОЛЬКЛОРИСТ               ( Слова записаны на доске. Запись слов  в тетрадь с пояснением)

ЭМОЦИЯ

ПОСЛОВИЦА

ПОГОВОРКА

4)Приведите примеры пословиц. ХОРОША ПОСЛОВИЦА В ЛАД ДА В МАСТЬ.

5) Продолжить работу со статьей. Словарь:

АФОРИЗМ

МЕТАФОРА

6) Закрепление.

Ответы на вопросы. Учебник стр. 7. В. № 2,3,6.

7) Подведение итога урока.

8)Д\з. Подготовиться к уроку- КВН.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ: Урок-КВН

Цель: дать возможность учащимся в игровой форме показать свои знания по теме «Фольклор»;

учить правильно использовать в речи пословицы и поговорки;

развивать творческое воображение.

            Этапы урока.

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (название, девиз).

2. РАЗМИНКА. ( вопрос – ответ)

1)Какие проитзведения устного народного творчества вы знаете? Примеры.

2)Какие произведения нородной словесности появились раньше и почему?

3) Словарь:(объясни значение слова) пословица , поговорка.

4) Чем отличаются пословицы и поговорки?

5)Кто собирал и записывал пословицы и поговорки?

6) У разных народов пословицы одинаковые или разные? Почему?

3 .НАЗОВИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ПОСЛОВИЦУ.

1) Не оставляй на завтра груз сегодняшних забот.

   И злоба нынешняя пусть сегодня же пройдёт.   (Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня)

2)Когда умный человек возьмется,

  В руках его и снег огнём займется. (Дело мастера боится)

3)Не пожалеть трудов , не полениться –

    В цветок в конце концов колючка превратится . (Терпение и труд всё перетрут).

4)Пусть будет новым всё, что есть вокруг,

   Лишь исключением пусть будет старый друг. (Старый друг лучше новых двух).

5) Труд приносит хлеб ,а лень – нужду.  (Труд человека кормит, а лень портит).

6) Учатся до тех пор, пока живут  (Век живи, век учись)

7)С красноречивым языком не пропадешь. ( Язык до Киева доведёт)

7) У осла и соловья голоса разные. (Гусь свинье не товарищ)

4. Д\З  КОМАНДЫ ПОКАЗЫВАЮТ СЦЕНКИ НА ТЕМУ ПОСЛОВИЦ ( 1 команда показывает, другие отгадывают пословицу).

5.ПЕРЕПУТАННИЦА.

  Восстановить пословицы, назвать их правильный вариант.

1)ЧТО С ВОЗУ  УПАЛО, ТОГО НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ.

2) НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

3) ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ , НЕ ОТКЛАДЫВАЙ НА ЗАВТРА.

4)НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ , НЕ ВЫНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

6. ШИФРОВКИ.

1) Т И Д Я Л Г С Е Л В Е С В Н О И М Р О К И Н А К Л О В К А К

2) С А Ч Е Х Е Т О П Я М Е Р В У Л Е Д

7. КАЛЛИГРАФЫ.

 

С завязанными глазами написать на доске быстро и красиво пословицу.

УМ ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ.

8. КТО БОЛЬШЕ ?

Команды загадывают друг другу загадки, используя заранее приготовленные рисунки.

9.ПОЛЕ ЧУДЕС. (Слова  записаны по буквам на карточках, уч-ся по буквам «открывают» слова и угадывают  пословицу)

О  Д  И  Н  В  П  О  Л  Е  Н  Е  В  О  И  Н.

10. НАРОДНЫЕ  ПРОМЫСЛЫ

1) Какие народные промыслы вы знаете? Назвать, рассказать.

2) Определить по предмету народный промысел? (Гжель, Хохлома, Жостово и др.)

11.НАРОДНЫЕ ИГРЫ. (назвать и провести игру)

12. Подведение итогов. Подсчет полученных очков, выставление оценок.

Домашнее задание: написать маленький рассказ по пословице.

СЦЕНАРИЙ

ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ /8 класс/

по  теме:

"НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ     ТВОРЧЕСТВО.      ОБРЯДОВАЯ   ПОЭЗИЯ ."

Учитель русского языка и литературы

Середа М.В.

Вступительное слово   учителя:

Сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о русской старине и народно-поэтическом творчестве, кот. мы с вами начали на уроках литературы.

1        ученик:    "Покажите мне народ,      которого бы больше было песен...

Под песен баб пеленается, женится, хоронится pvccкий человек".    / Н.В.Гоголь/

2        ученик:    / Звучит русская народная песня в исполнении уч-ся /

Многие русские поэты в своём творчестве обращались к темам, настроению и духу    народных песен.  Они также называли сноп произведения "Русская песня".

3 ученик: читает стихотворение А.А.Дельвига "Русская песня"

  1. ученик: читает стихотворение А.В.Кольцова    "Русская песня"
  2. ученик:    Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками,

украшали страницы художественных произведений. К ним обращался Некрасов,  создавая в поэме «Кому на Руси жить хорошо"  образ крестьянки  из поэмы "Кому на Руси жить хорошо»

6        ученик: Матрёна,  : Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит голову на подушечку;

Свёкор-батюшка по сенечкам похаживает,

 Сердитый по новым погуливает.

 Странники/ хором/: Стучит, гремит,стучит,гремит,

Снохе спать не даёт:

Встань,  встань, встань,  ты -сонливая!

Встань, встань, встань,  ты - дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!

Матрёна: Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонет голову на подушечку,

Свекровь-матушка по сенечкам похаживает, Сердитая по новым погуливает.

Странники /хором/: / см, выше/

7-й ученик: В народе бытуют песни, кот. являются переработкой стихотворений поэтов. Такое стихотворение начинает жизнь народной песни, становится частью народной поэзии, отрывается от имени своего автора.

Учитель: Знаменитая песня "Вечерний звон"- это стихотворение

русского поэта И.Козлова, положенное на музыку композитором Гречаниновым.

/Прослушивание грамзаписи песни/

Учитель: Но не каждое стихотворение может стать народной поэзией. Из множества стихотворений Пушкина народными песнями стали только некоторые, наиболее известна "Буря мглою небо кроет",

Лермонтова - "Выхожу один я на дорогу", Некрасова - "Ой, полным полна моя коробушка..." "Меж высоких хлебов..." "Что так жадно глядишь на дорогу ..."

Ученые-исследователи говорят о том, что в народ переходили стихотворения напевные, близкие к фольклору по идеи и образности.

8-й ученик: Народ создавал самые разные песни: исторические и лирические, рекрутские и духовные.

И, конечно, значительное место занимала песня в обрядовой поэзии.

Обряды

1 ученик: ИВАН КУПАЛА.

 Название праздника обусловлено днем, когда он отмечается, - 24 июня. Кшалъские обряды совершались в дни летнего солнцеворота ; это была макушка лета, время на-игысшего расцвета природы.

2ученик: ПОХОРОНЫ КОСТРОМЫ.

После дня Ивана Купалы, чаше всего перед Петровым днём, кот. отмечается 29 июня, совершаются ритуальные похороны Костромы. Само название -Кострома - происходит от слог «костёр», «костричка»,что означает мохнатую верхушку трав ж колосьев, т.е. созревающие семена,

 символизирующие жизнь. Древнее значение обряда - помочь созреванию урожая.

3 ученик: ВОЛОЧОБНЫЕ ПЕСНИ.

Они исполняются как праздничные, поздравительные е первые дни Пасхи. Однако их нельзя считать порожденными христианской религией. Яркие и полнокровные по своему интонационному строению, с подчеркнуто-приплясывающим ритмом, за кот. ощущается радостное праздничное шествие, эти песни являются древнейшими, в весеннем цт4кле отражают чистоземную, здоровую радость восприятия солнца и пробудившейся природы.

ВОЛОЧОБНИКИ ВОЛОЧИЛИСЯ

Волочобники волочилися,

Сад мой зеленой, вишневый.

Волочилися - намочилися,

Сад мой зеленой, вишневый.

Прошли речку - нашли свечку . Сад мой зеленой, вишневый.

Прошли другую - потеряли тую. Сад мой зеленой, вишневый.

Конкурс   «Угадай мелодию»

/Исполняются мелодии народны песен.  Надо назвать или пропеть строчки из этих песен/

8 ученик:      КОЛЯДКИ.

Из многочисленных    и разнообразных обрядов,  связанных с новогодним периодом, основным можно считать колядование, т.е.  хождение по дворам с пением особых песен -заклинаний, просящих благополучия хозяйству .

Учитель :Сейчас ребята покажут нам,  как происходил обряд колядования,

На сцене 2 группы учащихся.  I гр.- ряженые в масках с разл.  инструментами: ложки,  трешётки,  колокольчики и т.д. 2 гр.  «семья»,  к кот.  пришли колядовать/

1 группа:        Пришла коляда

Накануне рождества!

Ай дуду, ду,

 А я в хату иду .

Печка топиться,

 Блинов хочется.

 Дайте колбасу, -

Домой понеси  !

Дайте другую,

 Я пощедрую!

Дайте третью,

Не гоните плетью -

Дедушка будет есть,

 Бородою тресть,

 Усами кивать

 И вас вспоминать!

2 группа:    Щедрый вечер! Добрый вечер! Дарить нечем -Были крошки -Съели мошки!

I группа:     Коляда, коляда,

Подавайте пирога!

Не дадите пирога,

Мы корову за рога, Боровка за бока, Тёлку за холку,

Бычка за хвост -Уведём на мороз!

/2 гр. –«семья»- кладут в мешок колядовщикам подарки/

С Новым годом!

 Со всем родом!

 Многое Вам лета –

Пирожок за это!

 /Все кланяются и ид уходят со сцены/

Учитель:  Обрядов на Руси было очень много. Они были связаны со всеми областями человеческой жизни. И бот сейчас ребята познакомят вас с обрядом сватовства.

/Дом невесты. Отец и мать у стола ждут сватов. Стук в дверь/

Отец:  Входите.

Сваты: Здравствуйте ! /Поклон/

Родители: Здравствуете! /Поклон/

Сваты: Сватушка, свахынька, мы пришли вашу дочку посватать, прислал нас Иван Васильевич, велел вам кланяться, но не чваниться.У нас есть петушок, а у вас есть курочка: нелязя ли их загнать в один хлевушок?

 Родители: Ну, это дело хорошее, но нам надо посоветоваться. Невеста пойдёт ли?

 Невеста: / выходит невеста и на вопрос родителей утвердительно,

качает головой/

Родители: Прошу к нашему столу .

/Все рассаживаются. Появляются подружки невесты. Одна из них с подносом. На нём графин с "вином" и рюмка. Она подходит по очереди к родителям/

Подружки поют: А тятенька пей, свет - Татьяну не пропей

А матушка пей, свет- Татьяну не пропей.

Не ясен сокол к окошку подлетал,

 Он садился на окошечко,

На ту золотую причеленку,

 На серебряну прибоинку,

 Прибоинка подгибается,

 Никто в доме не догадается.

 Догадалась, да обозрилась

Свет Татьянина матушка:

 Ты, дитё ли, мое дитятко,

 Ты, дите ли, чадо милое,

 Приголубь-ка ясна сокола к себе,

 Ясна сокола залетного, добра молодца приезжего...

/Гости и родители расходятся. Остаются невеста к её подружки.

Они занимаются рукоделием и поют

Ах, яблонька, яблонька, яблоня кудрявая,

Мы садили её, поливали её,

Садили, поливали, берегли,

Мы хотим тебя, Татьяна, но чуйж люди отдать,

Во чужи люди отдать, во незнакомые,

Ко Ивану на руки, к Васильевичу на веки.

Вы понежите её, полелеяти её,

Как мы её нежили, как мы её лелеяли,

Не давали на неё ветру вянути,

Ветру вянути! Дождю капнути ...

 Девушки и невеста уходят. Стол. У стола родители/

Родители: А вот и гости дорогие!

/Заходят сваты, подружки невесты/

 Сваты: Сватушка, свахонька, нашего ясного сокола посмотрите,

свою белую лебёдушку покажите!

/Выходит вместо невесты её подружка, наряженная как можно смешнее/

Сваты: Нет! Нет! Это не наша невеста, мы такую не сватали! Родителя: Тогда посмотрите эту. /Выходит невеста/

Сваты: Вот это наша!

/Все кланяются/

Учитель: Ребята! Сегодня мы познакомились с обрядовой поэзией. Народно-поэтическое творчество - это огромное богатство и источник вдохновения поэтов, писателей. И мы тоже обязательно вернёмся к этой теме. На этом наше занятие закончено.

 Учащиеся покидают зал. Звучат народные мелодий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Дистанционное изучение математики в средней школе

статья о возможностях новой формы обучения в образовательных учреждениях...

Доклад: «Метод аналогии при изучении химии в средней школы»

Тема: «Метод аналогии при изучении химии». Аналогия – это прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве и по другим признакам. В основе аналоги...

"Простые способы организации закрепления и повторения изученного материала в средней школе"

Эффективное владение иностранным языком предполагает автоматическое  использование стандартных фразам-клише в стандартных ситуациях общения. В статье предлагаются простые методы запоминания и пов...

Преемственность изучения фольклора от начальной школы к среднему звену

В публикации затронуты основные аспекты необходимости преемственности изучения фольклора от начальной школы к среднему звену....