Благодарность за высокие профессиональные результаты в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку
компьютерная программа по русскому языку (11 класс) на тему

Кондаурова Лариса Николаевна

Благодарность за высокие профессиональные  результаты в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telegramma.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по тексту К.Паустовского

Исходный текст

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

Сочинение №1

«Равнодушие – это паралич души», – писал известный русский писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

 1

Передо мной фрагмент из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», в котором, на мой взгляд, автор тоже поднимает проблему равнодушия людей друг к другу.

 2

Автор раскрывает ее на примере взаимоотношений Насти и ее матери – Катерины Ивановны. Писатель обращает внимание читателя на то, что старая мать любит дочь и мечтает в последний раз приласкать ее. Но автор с горечью отмечает, что Настя бросила самого близкого ей человека («Как Катерина Ивановна жила … никому не известно»). К.Г.Паустовский, осуждает поведение Насти, поэтому не указывает причин, по которым она не навещает мать. А пейзажное описание осеннего сада создает символический образ холодного и темного мира, в котором угас свет человеческой любви. Горечь и сожаление звучат в словах рассказчика: «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Изображая теплое отношение героя-повествователя к Катерине Ивановне, автор подчеркивает в конце текста, что живые, любящие родители – это счастье!

 3

Авторская позиция предельно ясна. К.Паустовский, безусловно, считает, что забота о пожилых, беспомощных людях – это дело святое, тем более, если эти люди – твои родители.

 4

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Какими бы ни были родители, дети не должны оставлять их беде. Русская литература не раз обращалась к этой проблеме.

 5

Княжна Марья Болконская любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нём, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности ее проявления, которые она готова простить.

 6

А вот другой дочери – героине повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина – выпало счастье иметь мягкосердечного и нежного отца. Однако ее роковая страсть к гусару заставляет совершить жестокость – она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.

 7

Читая печальные строки рассказа К.Г.Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны, о том, что нужно всегда, несмотря ни на что, находить время для своих родителей, дарить им свою любовь и внимание, а также о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Внимание, сочувствие, сострадание – вот что может спасти нас, людей, от душевного холода.

 8

Сочинение №2

«В мелочах кроется истина», «в художественных деталях кроется сущность образов», – давно известные наблюдения. Есть эти мелочи, эти детали, не ускользающие от читательского взгляда, и в рассказе К.Г.Паустовского о Катерине Ивановне.

Боится старая женщина умереть, так и не увидев дочери, не погладив «её русые волосы „очаровательной красоты‟»

 1

Как много скрыто в этих словах! Здесь и любование своей дочерью, и отсутствие обиды на нее, забывшую мать, откупающуюся от нее деньгами. Здесь и культура слова, выдающая культуру духа, и интеллигентность. И самое главное – смирение перед судьбой. Катерина Ивановна, несомненно, из тех интеллигентов дореволюционной еще эпохи, которые сохраняли достоинство в самых непростых условиях жизни.

Остается неясным – почему Настя оставила мать? Из соображений ли идеологических, или из-за нехватки времени, или же из личных обид?

Может быть, это и не столь важно.

Все равно – итог один: умирать придется Катерине Ивановне в одиночестве, и это самая горькая участь, по ее мнению, которую только можно представить.

 2

Да, этот текст об одиночестве, одиночестве перед лицом смерти… Умирает старый осенний сад, «умирает» день, превращаясь в вечер, – таков закон, перед которым все равны… Автор, вводя в отрывок пейзаж, как будто усиливает ощущение неизбежности ухода. Что может сгладить его?

Любящие, родные люди, которым дорог человек. Несомненно, эта мысль является важнейшей в тексте.

 3

Таким любящим человеком становится для Катерины Ивановны повествователь – в общем-то, и не родной даже ей человек. Но так бывает: кровное родство не всегда гарантирует родство душ.

 4

Так же одинок был перед смертью станционный смотритель Самсон Вырин, оставленный своей дочерью и спившийся от горя. Всю душу, всю любовь свою вложил он в нее, но…

За что судьба так его наказала? Не дает ответа А.С.Пушкин. Лишь поздние слезы раскаяния Дуни над могилой отца (как, возможно, и Насти над могилой матери) говорят о неминуемых муках совести детей.

 5

Мучает ли совесть сегодняшних «детей», бросающих своих старых родителей на произвол судьбы, отдающих их в дома престарелых? Правдами и неправдами захватывающих себе наследство? Обрекающих на одиночество перед смертью?

В СМИ много сведений о благотворительных акциях, которые проводятся общественными организациями (например, автобусы «Милосердие») по отношению к брошенным старикам, страдающим потерей памяти и потерявшим жилье. Чужие люди берут на себя заботу о тех, у кого живы и здоровы их близкие. Что в душах у этих, последних? Какая тьма?

 6

Хочется верить, что и в них отзовется когда-нибудь свет родительской любви. И дай бог, чтобы не тогда, когда они, брошенные уже своими отпрысками, оказались на краю гибели…

 7


Сочинение -рассуждение по тексту К.Г. Паустовского


Самое страшное чувство в жизни – это одиночество. И не просто одиночество, а одинокая старость при живых детях, которые, решая собственные проблемы, забыли о своих родителях.

Вот и героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катерина Ивановна считанные дни своей жизни доживает в глубоком одиночестве. Только два желания остались у неё: приласкать дочь, «погладив её русые волосы очаровательной красоты» да «напоследок посмотреть сад», с которым было связанно всё её прошлое.

Автор сочувствует своей героине, и это сочувствие передаётся читателю. Кажется, что не только рассказчику, но и мне хочется не торопясь подождать, пока оденется Катерина Ивановна, а потом взять её осторожно за руку и помочь спуститься с крылечка. Вместе с ней поглядеть на сиротливый серп месяца (он так же одинок, как героиня рассказа), обозреть облетевший сад, который, кажется, уже готов принять непоправимое – смерть своей хозяйки – и. . . . заплакать! От жалости и невозможности помочь старой женщине.

Читаешь печально-светлые строки и размышляешь о своём. Так хочется не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны Насти. Надо, надо находить время для своих родителей, надо успеть прийти к ним в последнюю минуту, чтобы дать им возможность ощутить тепло дочернего или сыновнего сердца, сделать так, чтобы облетающий сад стал хотя и последним, но не горьким, а счастливым моментом в их жизни.

Говоря о взаимоотношениях отцов и детей, можно вспомнить много примеров из классической литературы. Это и смерть старого князя Болконского, когда ухаживала за ним дочь Марья, это и переживания лирического героя стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела», который винит себя за то, что не смог вовремя помочь близким людям. Но больше всего хочется думать себе, о своих родителях, чтобы они никогда не сказали кому-нибудь: «Не дай вам Бог, мой родной, дожить до такой одинокой старости».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самооценки и самоуважения учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

В статье рассказывается о специфике сдачи ЕГЭ по русскому языку, кратко описано содержание экзамена, приведены основные клинические феномены невротического уровня, встречающиеся у выпускников школ, ра...

Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)

Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель...

О некоторых методах и приемах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Советы молодому специалисту.

Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Вырабо...

Подготовка учащихся к Единому Государственному Экзамену по русскому языку (2019 - 2020 учебный год)

Учащиеся испытывают трудности, выполняя задание № 2 тестовой части ЕГЭ по русскому языку. Предложенный материал представляет собой тренировочный тест из 22 заданий, в которых ученикам предлагается пос...

Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"

                     Введение единого государственного экзамена  по  русскому языку  в 11  классе вызывает необходимос...

Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"

Введение единого государственного экзамена  по  русскому языку  в 11  классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....