Сказка быль М. Пришвина «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Павлова Татьяна Ивановна

Познакомить с биографией писателя; показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать связь человека с миром природы, с братьями нашими меньшими; воспитание бережного отношения к природе путем воздействия художественного слова на душу ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Павлова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №6 г. Лениногорска РТ

Тема: Сказка быль М. Пришвина «Кладовая солнца».

 Цели урока: познакомить с биографией писателя; показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать связь человека с миром природы, с братьями нашими меньшими; воспитание бережного отношения к природе путем воздействия художественного слова на душу ребенка.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к повести.

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю. Мы, хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими

сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину.

                М. Пришвин

  1. Слово учителя.

Во вселенной находится множество планет, но есть одна среди них самая прекрасная – Земля. Природа Земли красива и разнообразна, мы обязаны ей своей жизнью. Но сегодня она стонет от боли, взывает к нашей помощи, она по-детски беззащитна перед варваром-человеком.

Человек покорил природу. Но, получив неограниченную связь над ней, он забыл, что сам является ее скромной частицей. «Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицал В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Это «золотые слова», вдумайтесь в них.

Знаки надвигающейся беды заметны повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом.

Можно ли спрятаться от экологической беды? Конечно, нет. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил, что «все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».

Наша Земля – это не массивный гигант, а хрупкий елочный шарик. Останется ли она цветущей, или превратится в пустыню зависит от каждого из нас.

Каждый взрослый человек или ребенок обязан чувствовать свою личную ответственность за погубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро. Если мы не будем любить, уважать природу, то она откажется помогать нам.

Дома вы, ребята, прочитали повесть Пришвина «Кладовая солнца». Только человек, влюбленный в природу так мог назвать свою сказку-быль.

  1. Сообщение учащегося о М.Пришвине.
  2. Чтение диалога рассказчика с Антипычем.
  3. Беседа.

- В чем правда Антипыча?

- Почему каждый должен искать правду?

- А сам Антипыч глубоко знал эту правду?

- Что понимала Травка, и не понимали люди?

- Почему правда лесника есть правда суровой борьбы?

- Какую роль в развитии событий играет природа?

- Каков смысл притчи о судьбе ели и сосны?

  1. Чтение притчи.
  2. Продолжение беседы.

- Почему ель и сосна описываются как живые существа?

- Как называется такой прием в литературоведении?

- Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

- Прав ли писатель, назвав свою повесть «Кладовая солнца»?

- Может ли быть кладовая бездонной?

- На сколько лет хватит торфа и богатств леса, если их не беречь?

- Вспомним как писатель описывает лес. Как в этих словах проявляется его любовь к природе?

- Для кого открыта «кладовая солнца»?

- Почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?

- Какой смысл вкладывает автор в слова: Травке «нужно было, как и всякому дикому зверю жить для себя»?

- Почему лось не сразу узнал в Насте человека?

- Почему автор не жалеет голодного волка Серого Помещика?

- Почему «воин самой злобой своей обречен на гибель»?

- Относится ли это к людям?

- Когда люди становятся ближе друг другу?

- Как вы понимаете смысл названия сказки-были?

- Что происходит в природе, когда «серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами»?

- Как меняется природа, когда первые лучи солнца освещают бор?

- Как меняется в лучах солнца Косач?

- Как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днем?

- Прочитаем слова М.Пришвина о роли солнца в жизни человека: «… горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало тепло свое».

- Как вы объясните смысл эпиграфа к уроку?

  1. Заключительное слово учителя.

В конце повести Пришвин говорит: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!». Это не только о торфе. Это о людях, их душевной красоте. Если торф – «кладовая солнца», то есть жизни, запасов из прошлого; а жизнь многих поколений людей – кладовая душевного тепла, любви. Автор показывает, что важнейший смысл правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.

        О люди, мыслю я,

        У всех у нас есть мать одна

        По имени – Природа!

        У ней для всех хватает доброты,

        И мы живем, запечатлев навеки,

        В душе ее прекрасные черты –

        Поля, луга, леса, моря и реки.

        Три плода у природы есть:

        Вода, земля и воздух – три ее основы.

        Какая бы не грянула беда –

        Все возродится снова.

Этими прекрасными словами я хочу завершить наш разговор о сказке-были «Кладовая солнца» М.Пришвина.

  1. Задание на дом.
  1. группа – иллюстрации к повести.
  2. группа – устное рисование (Как изображает автор детей? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»).
  3. группа – написать отзыв на сказку-быль.
  1. Итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

Сказка быль М. Пришвина «Кладовая солнца».

Познакомить с биографией писателя; показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать связь человека с миром природы, с братьями нашими меньшими; воспитание бережного отно...

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

Образы детей в сказке- были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Анализ произведения, его  главных героев....

Контрольный тест по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца» , 6 класс

Тест рассчитан на  один урок (45 минут). Состоит из трех частей: первый уровень вопросов (А) – наиболее простой; второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа...