Обобщающая таблица. Пунктограммы, изученные в 5 классе.
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Обобщающая таблица. Пунктограммы, изученные в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл punktuatsiya.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пунктуация -

( от лат. «пунктум» - точка)

раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их постановки.

Существует 10 знаков препинания

.    ,    ;    :    -    …    !    ?    (  )    «  »

Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчёркивается автором. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложений и текста в целом.

Функции знаков препинания.

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на  три группы: знаки завершения (ставятся в конце предложения); разделительные и выделительные (в предложении). Помимо данных функций, многие знаки препинания имеют дополнительное смысловое и интонационное значение.

Пунктограмма – постановка или непостановка знака препинания по пунктуационному правилу. Это ошибкоопасное место.

Пунктуационное правило объясняет постановку или непостановку знаков препинания.

Пунктограммы, изученные в 5 классе.

1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

2.  Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Запятая ставится между однородными членами,

1. если они соединены только интонацией перечисления (бессоюзная связь):

Мама купила яблоки, груши, сливы.

 ,          ,       

2. если они соединены противительными союзами а, но, да (=но), зато, однако (запятая ставится перед союзом!)

Мама купила не яблоки, а груши.

, а  

Мама купила яблоки, но нам не отдала.

, но  

Мама купила яблоки, да нам не отдала.

, да

3.если они соединены повторяющимися союзами и – и, или – или, то – то, ни - ни, либо – либо, не то – не то (запятая ставится после каждого однородного члена предложения!)

Мама купила и яблоки, и груши, и сливы.

    и, и

Мама купила яблоки, и груши, и сливы.

, и,и          

4.если они соединены двойными союзами не только – но и, как – так и, не столько – сколько (запятая ставится перед второй частью двойного союза!).

Мама купила не только яблоки, но и груши.

 не только, но и

Запятая не ставится между однородными членами, если они соединены одиночными, (неповторяющимися) соединительными  или разделительными союзами  и, да (= и), или, либо.

Мама купит яблоки и груши.

и

Мама купит яблоки или груши.

или

Мама купит  яблоки либо груши.

либо

Примечание. 1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше. Он хорошо рисовал, да и чертил неплохо.

  2.Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря и т. п.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания.

 Схема.

Примеры.

:     ,      ,      

 

Мама купила фрукты: яблоки, груши, сливы.

       ,      ,     -

Яблоки, груши, сливы – разные фрукты купила мама.

 :,,      - …      

Разные фрукты: яблоки, груши, сливы – купила мама.

3.Запятая и восклицательный знак при обращении.

1.Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

2.Обращение имеет форму именительного падежа  и произносится с особой звательной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается.  

Например: «Что, царевич, ты не весел?»

3.При обращении могут быть зависимые слова. Такое обращение называется распространённым. Обращение без зависимых слов – нераспространённое.

Бабушка, приезжай к нам в гости. (Нераспространённое обращение).

Дорогая бабушка, приезжай к нам в гости. (Распространённое обращение).

4.Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение в предложении выделяется!

Знаки препинания при обращении.

1.Если обращение стоит в начале предложения, то оно отделяется запятой.

 Бабушка, приезжай к нам в гости. [ O,    ].

2. Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторон запятыми.

 Приезжай, бабушка, к нам в гости.[     ,O,    ].

3. Если обращение стоит в конце предложения, то оно отделяется запятой.

Приезжай к нам в гости, бабушка.[     ,O].

4. Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Бабушка! Приезжай к нам в гости.[O!    ].

5.Примечание. Перед обращением может стоять частица о, которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.

4. Запятая в сложных предложениях.

Сложные предложения (начальная школа и 5 класс).

 Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.

1) Бессоюзные сложные предложения (БСП) – это такие сложные предложения, в которых части соединены только смыслом и интонацией, а

2) союзы и союзные слова не используются.

3)На схеме каждая часть заключена в квадратные скобки.

4) Части БСП могут отделяться друг от друга по-разному: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.

1                                                                 2  

Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.

 [1         ] -  [2        ].

 1)Сложносочинённые предложения (ССП) – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами и интонацией.

2)Части ССП связывают союзы и, а, но, и другие.

3)На схеме каждая часть заключена в квадратные скобки, союз записывается между скобками.

4) Обычно между частями ССП ставится запятая.

1                                                                              с.     2

Солнца мне не виден свет, и для корней моих простора нет.

[1             ], и [2        ].

 

Сложноподчинённые предложения (СПП) это такие предложения, в которых простые предложения объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов или союзных слов, а также интонации.

1)Сложноподчинённые предложения состоят из главного и придаточного предложений.

2)Части СПП связывают союзы что, чтобы, потому что, если  и др. и союзные слова где, когда, который и др.

3) На схеме главная часть заключена в квадратные скобки, а придаточная – в круглые скобки, при этом союз или союзное слово находится внутри круглых скобок (Иногда лишь по союзу или союзному слову можно определить придаточное предложение и его вид).

 4) Обычно между частями СПП ставится запятая.

1                                                                2    

Счастье даётся тем, кто много трудится.

[1             ], (2кто        ).           

 

5. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь – точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал.  

Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».

         Слова автора                         Прямая речь

                  А               :                          «П».

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: прямой речи («Все мы на свете друг другу нужны») и слов автора, которые сопровождают прямую речь (Л.Н. Толстой писал). Слова автора часто содержат слова-сигналы: глаголы говорения (сказать, спросить, ответить и др.), глаголы мыслительной деятельности (читать, слышать, думать и др.), существительные (слова, восклицание, вопрос, шёпот и др.).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Схема

Примеры

1) А: «П».

Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».

2) А: «П?»

Л.Н. Толстой спрашивал: «Все мы на свете друг другу нужны?»

3) А: «П!»

Л.Н. Толстой утверждал: «Все мы на свете друг другу нужны!»

4)  «П», - а.

«Все мы на свете друг другу нужны», - писал  Л.Н. Толстой.

5)  «П?» - а.

«Все мы на свете друг другу нужны?» - спрашивал  Л.Н. Толстой.

6)  «П!» - а.

«Все мы на свете друг другу нужны!» - утверждал Л.Н. Толстой.

Если прямая речь разрывается словами автора.

7)    «П, - а,- п».  

«Люди должны любить друг друга, - считал Л.Н. Толстой, - и уважать».

8)    «П, – а. –П».  

«Люди должны любить друг друга, - считал Л.Н. Толстой. – Люди должны друг друга уважать».

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Слова каждого лица в диалоге называются репликой. Реплики пишутся с новой строки и с большой буквы. Перед репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

Девочка спросила:

- Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?

- Иохим выучил, - ответил Петрусь.

- Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?

Данная часть диалога соответствует схеме:

А:

- П?

- П, - а.

- П! П?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике на тему: "Таблица умножения числа 3. Закрепление изученного". 3 класс.

Открытый урок по математике на тему: "Таблица умножения числа 3. Закрепление изученного", 3 класс....

Мастер-класс по математике по теме "Изучение таблицы умножения в начальных классах"

Материал адресован учителям начальных классов, учащимся, родителям.Используемые приёмы и методы помогают вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, способвтвуют развитию памяти, воображе...

Статья изучение стратегии освоения таблицы умножения в начальных классах.

Данная статья помогает выявить познавательные стратегии школьников при освоении таблицы умножения. Разработаны упражнения с использованием знаково-символических моделей и приемов запоминания действий ...

Обобщающие таблицы по русскому языку для 6,7, 8-9 классов.

Предлагаю обобщающие таблицы по морфологии и орфографии, по синтаксису и пунктуации  для уроков русского языка. В таблицах обобщён учебный материал по изучаемым в школе грамматическим темам . Хор...

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс

Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...