Урок - лабораторная работа в 10 классе "Изобразительно -выразительные средства русской лексики"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Редчук Ольга Алексеевна

Урок №3 по по учебнику "Русский язык. 10-11 классы" Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной знакомит учащихся с основными тропами русского языка на основе текста поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник". Дети составляют таблицу - памятку, которая пригодится для выполнения задания 24 ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Авнюгская средняя общеобразовательная школа»

Верхнетоемского  района Архангельской  области

Урок русского языка в 10 классе

«Изобразительно – выразительные средства русской лексики»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Редчук Ольга Алексеевна

п.Авнюгский

 2013г.

Цель урока: повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; продолжить работу по совершенствованию языкового чутья, развивая чувство слова; учить уместному употреблению средств украшения речи.

Форма урока: лабораторная работа.

Оборудование:

  1. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений \ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.
  2. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя \ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. -304 с.
  3. Школьный словарь литературоведческих терминов \ Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. – М.: «Просвещение», 2013
  4. раздаточный материал (технологическая карта – инструкция) по количеству учащихся

Этапы работы

  1. Организационный

Приветствие учителя. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация.

  1. Проверка домашнего задания

Один ученик выступает  с изложением теоретической части  §1-2. Класс оценивает качество ответа с точки зрения полноты, логичности, доказательности содержания и точности речевого оформления.

  1. Словарный диктант

Антенна,  антициклон, антология,  апартаменты,  апелляция,  аплодисменты,  апогей, артиллерия,  асимметрия, ассамблея, атолл, аттестат, аттракцион, аудитория.

Дополнительные задания.

  1. Устная лексическая работа: дайте толкование лексического значения слов.
  2. Поставьте ударения в словах на – ИЯ. Проверьте себя по разделу в учебнике «Говорите правильно» стр. 424.
  1. Самостоятельная работа по изучению нового материала

Вызов.  Многие слова имеют не только прямое, но и переносное значение. Употребление слов в переносном значении – способ сделать речь более выразительной. Слова, употреблённые в переносном значении, называются тропами.

     - Какие тропы вы знаете?

Реализация

  Распоряжения учителя, организующие работу класса.

Знакомство с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной лабораторной работы).

Лабораторная работа «Выразительные средства лексики»

  1. Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу (см. слова для справок)

Троп (термин)

определение

пример

Образное определение

Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений

Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого

Выражение, в описательной форме передающее смысл слова

Замена одного слова другим, смежным по значению

(часто часть вместо целого)

Намеренное преувеличение

Намеренное преуменьшение

Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого»)

Слова  для  справок:  гипербола,  метафора,  эпитет,  оксюморон,  перифраз,  литота,  эпитет, сравнение, олицетворение.

  1. Проверьте свою работу по учебнику (§3 стр13-14), сделайте исправления (ручкой).
  2. В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов.
  3. Из приведённых ниже отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите (простым карандашом) в 3 графу таблицы примеры тропов.

           ***

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

 Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам…

***

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия …

                ***

                          Вкруг него

Вода и больше ничего!

            ***

В гранит оделася Нева.

                 ***

                            Словно горы,

 из возмущённой глубины

Вставали волны там и злились.

  1. Если не смогли подобрать пример какого-либо тропа, выпишите пример из словаря литературоведческих терминов.
  2. Проверьте по ключу правильность выполнения работы. Удалите неверный ответ, внесите исправления (ручкой).
  1. Рефлексия
  1. Поставьте себе оценку за работу.
  2. Письменно ответьте на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»?

  1. Домашнее задание – упр.7

Приложение 1

Ключ

Троп (термин)

определение

пример

Эпитет

Образное определение

Надменный  сосед

Новые волны

Возмущённая глубина

Метафора

Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений

В Европу прорубить окно…

Олицетворение

Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа

Волны злились

Сравнение

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого

Стой, как Россия

Вставали, словно горы

Перифраз

Выражение, в описательной форме передающее смысл слова

Град Петров (Петербург)

Метонимия

Замена одного слова другим, смежным по значению

(часто часть вместо целого)

Шведу (Швеции)

Флаги   (страны)

Гипербола

Намеренное преувеличение

                          Вкруг него

Вода и больше ничего!

Литота

Намеренное преуменьшение

Оксюморон

Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого»)

Люблю я пышное природы    увяданье

Приложение 2

Технологическая карта-инструкция

Лабораторная работа № _  «Выразительные средства лексики»

учени __ 10 класса ______________________________________

  1. Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу (см. слова для справок)

Троп (термин)

определение

пример

Образное определение

Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений

Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого

Выражение, в описательной форме передающее смысл слова

Замена одного слова другим, смежным по значению

(часто часть вместо целого)

Намеренное преувеличение

Намеренное преуменьшение

Соединение взаимоисключающих понятий

(сочетание «несочетаемого»)

Слова  для справок:  гипербола,  метафора,  эпитет,  оксюморон,  перифраз,  литота,  эпитет, сравнение, олицетворение

  1. Проверьте свою работу по учебнику (§3 стр13-14), сделайте исправления (ручкой).
  2. В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов.
  3. Из приведённых ниже отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите (простым карандашом) в 3 графу таблицы примеры тропов.
  4. Если не смогли подобрать пример какого-либо тропа, выпишите пример из словаря литературоведческих терминов.
  5. Проверьте по ключу правильность выполнения работы. Удалите неверный ответ, внесите исправления (ручкой).
  6. Поставьте себе оценку за работу.
  7. Письменно ответьте на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»?

Используемая литература

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (изд. 9-е). - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.
  2. Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2013

  1.  Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя (изд. 5-е). - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. -304с.
  2. Пушкин А.С.  Медный всадник. Петербургская повесть. – М.: Детская литература, 1984.- 55с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Изобразительно-выразительные средства русского языка для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Краткий перечень лексических средств помогут в подготовке к ГИА и ЕГЭ и в умении анализировать художественный текст...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Занятие по русской словесности в 8 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха"

Урок помогает сформировать у учащихся умение различать такие средства художественной выразительности, как савнение, метафора, метонимия, синекдоха; способствует развитию навыка работы с художественным...

Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...