Конспект урока "Разряды имён существительных по значению".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Давыдова Анна Николаевна

Предмет: Русский язык.

Класс: 5

Базовый учебник: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под ред. А.Д. Шмелева. М.: Вентана – Граф, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsatelnye_sushchestvitelnye.docx197.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.

Предмет: Русский язык.

Класс: 5

Базовый учебник: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под ред. А.Д. Шмелева. М.: Вентана – Граф, 2012.

Тип урока: «открытие» новых знаний и способов учебных действий.

Тема: «Разряды имён существительных по значению». 

Цель: создать условия для изучения обучающимися представлений о нарицательных и собственных именах существительных, для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о существительном как части речи,  организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Метапредметные УУД:

Личностные: понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные:  планирование последовательности деятельности, прогнозирование её  результатов); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;

Познавательные:  формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;

Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные: формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные; продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки; закреплять знания об общем значении, морфологических признаках  и синтаксической роли существительного; закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте; развивать творческие способности обучающихся;  воспитывать интерес к изучению предмета.

Основные понятия: имя существительное, разряды существительных, нарицательные: собирательные, вещественные, отвлеченные, конкретные.

Оборудование: презентация, лист оценивания, раздаточный материал, проектор.

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Приветствие. Запись  в тетради: четвертое марта, классная работа.

-Сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу и работу одноклассников в листе оценивания. У каждого на столе лежит такой  лист, где прописаны критерии оценивания и этапы работы. Каждый этап работы вы должны будете оценить.(На доске написаны критерии оценки). Обратите внимание на критерии.

Критерии оценки: нет ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

2-3 ошибки – «2»

20 -19 баллов «5»,

18-16 баллов– «4»

15-13 баллов – «3»,

12 и меньше баллов  – «2»

Приветствую учителя. Записывают  в тетради: четвертое марта, классная работа

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Словарный диктант.

- Для того чтобы определить тему урока, мы сейчас проведем словарный диктант.

- Распределяем под диктовку в 2 столбика  следующие слова: шоссе, баскетбол, троллейбус, Австралия, Россия, Геннадий, отражение, очевидец, Тузик.

- Поменялись тетрадями и проверили работу друг друга. Поставили баллы в лист оценивания.

Фронтальный опрос.

- Что объединяет все эти слова?

- Что такое имя существительное?

- Почему существительное относится к самостоятельным частям речи?

- Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. Перечислите мне их, пожалуйста.

- По какому признаку мы разделили данные слова на две группы?

- Давайте обратимся к истории прочитаем, как образовались данные термины.

Слово «собственный» произошло от старославянского слова «собство» и обозначает своё, личное, себе принадлежащее. Например: Лиза, Николай, Москва.

 Слово «нарицательное» образовалось от старославянского слова «нарицать, нарекать», что означает называть все окружающие предметы.

- Нарицательные делятся на 4 вида.

- Попробуйте слова нарицательные распределить на 4 столбика.

- Что вызвало у вас затруднения?

- Почему?

Записывают в два столбика слова под диктовку. Определяют, какие слова собственные, а какие нарицательные.

Поменялись тетрадями, проверили работу друг друга. Записали баллы в лист оценивания.

+ Эти слова относятся к имени существительному.

+ самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

+ Потому что имеет морфологические признаки.

+ постоянные: род, одушевленный или неодушевленный, собственное или нарицательное, склонение. Непостоянные: число, падеж.

+ На разряды: собственные и нарицательные.

2 ученика читают подготовленный материал о возникновении терминов: собственные и нарицательные существительные.

+ Мы не можем разделить данные слова, потому что мы не знаем виды нарицательных существительных.

Регулятивные: планирование последовательности деятельности, прогнозирование её  результатов);контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Коммуникативные: аргументировать свое мнение;

Познавательные: перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами

3.Формулировка темы и целей урока.

- Ребята, назовите тему сегодняшнего урока.

- Назовите цель? Что вы должны узнать на уроке и зачем?

«Имена собственные и нарицательные»

Какие существительные называются собственными? Какие существительные называются нарицательными? Чем они отличаются? Как пишутся имена собственные? Научиться находит, определять, различать разряды имен существительных.

Регулятивные: постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной

Познавательные: 

строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации; наблюдение; слушание.

Коммуникативные:

владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог.

4.Усвоения новых знаний. Проблемное объяснение нового материала.

- Как вы определи, что данные существительные делятся на собственные и нарицательные?

-Давайте, ваши выводы сравним с параграфом № 4 стр.116-117. И создадим кластер.

http://v.900igr.net:10/datas/russkij-jazyk/CHislo-imjon-suschestvitelnykh/0006-006-Naritsatelnye-imena-suschestvitelnye-mogut-byt-chetyrekh-tipov.jpg

Создадим кластер Имена существительные   единичные нарицательные с большой б...

- Расскажите по кластеру параграф друг другу и оцените свою работу.

- С разрядами вы познакомились, а теперь проверим, сможете ли вы применить свои знания на практике.

- Запишем предложения под диктовку.

Много лет она была мне надежным помощником, служила мне верой и правдой.

И моя Вера хочет на фронт, сестрой.

- Что вы заметили?

- Что мы можем сказать об этом слове?

- А теперь мы с вами обратимся к рубрике «Лингвистическая кладовая» стр.118 и узнаем, почему одно слово может быть нарицательным и собственным.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Сравнивают свой вывод с параграфом в учебнике.

Вместе с учителем создают кластер «Разряды имен существительных».

Рассказывают параграф по кластеру «Разряды имен существительных» и оценивают ответы друг друга.

Записывают под диктовку предложения.

+ существительное вера встречается два раза, в первом предложении это существительное – нарицательное, во втором предложении – собственное.

+ По цепочке читают текст из рубрики «Лингвистическая кладовая».

Предметные: формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

Коммуникативные:

владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение;

осуществлять контроль;

5. Закрепление учебного материала

- Продолжим нашу работу. Выполним упр. 18 стр.116

Здесь даны четыре группы слов. Наша с вами задача определить у каждой группы разряд имен существительных.

- Почему первая группа слов относится к конкретным именам существительным?

- К какому разряду относится вторая группа слов? Почему?

- Называем третью группу слов.

- Четвертая группа слов?

- Для чего мы выполнили данное упражнение?

- Поставьте себе оценки за выполненные упражнения.

- Знание разрядов нарицательных существительных нам понадобиться при изучении следующей темы.

+ так как данные существительные называют конкретные предметы.

+ Отвлеченные, т.к. по данным существительным можно определить признак предмета.

+Вещественные, т.к. данные существительные называют вещества.

+ Собирательные, т.к. данные существительные обозначают группу предметов как одно целое.

Оценивают свою работу.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);

контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;

самоконтроль.

Познавательные:

выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.;

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении;

аргументировать свое мнение;

осуществлять контроль;

6.Объяснение домашнего задания.

- Запишите домашнее задание.

1) упражнение 22 стр. 119. Вам необходимо слова распределить в три столбика, в зависимости от разряда. И составить с каждым, словом словосочетание.

2) выучить правило стр.118

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

самоконтроль.

7. Рефлексия.

- Как звучала тема нашего урока?

- Достигли ли мы целей?

Я узнал (а) во время исследования…

Теперь я знаю (умею)…

- Сдайте лист оценки мне, я посмотрю, как выработали.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: самоконтроль, самоанализ.

Приложение.

Критерии оценки: нет ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

2-3 ошибки – «2»,

Больше 3-х ош. – «1»

Этапы работы

Оценка

  1. Словарная работа

  1. Работа с учебником

  1. Выполнение упражнений

20 -19 баллов оценка 5

18-16 баллов оценка 4

15-13 баллов оценка 3

12 и меньше баллов оценка 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

Разряды имён существительных по значению

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Разряды имён существительных по значению...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...