Задания ГИА к тексту "Ныряльщик" по А.Р.Беляеву. 8 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

Недосекина Екатерина Александровна

задания по тексту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_nyryalshchik.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Недалеко от скалистого берега резвились на поверхности океана дельфины. (2)Вдруг один из них отделился, громко фыркнул, как бы отвечая на призывный сигнал трубы, и быстро поплыл к скале. (3)Вскоре ловцы жемчуга снова увидели этого дельфина, только теперь на его спине сидело, как на лошади, странное существо. (4)Чудовище обладало телом человека, а на лице его виднелись преогромные, как старинные часы-луковицы, глаза, сверкавшие в лучах солнца подобно фонарям автомобиля. (5)Кожа, казалось, отливала нежным голубым серебром, а кисти рук походили на лягушечьи — тёмно-зелёные, с длинными пальцами и перепонками между ними. (6)Странное существо держало в руке длинную витую раковину и трубило, затем оно засмеялось весёлым человеческим смехом, что-то крикнуло, похлопало лягушечьей рукой по лоснящейся спине дельфина, и они вместе понеслись по водяной глади океана.(7)Ловцы невольно вскрикнули.(8)Необычный наездник обернулся, увидел людей, с быстротой ящерицы соскользнул с дельфина и скрылся в воде.(9)Весь этот необычный выезд занял не более минуты, но зрители долго не могли прийти в себя от изумления.(10)Скоро лодки рассеялись по заливу. (11)На каждой было два ловца: один нырял, другой вытаскивал ныряльщика, а потом они менялись ролями.(12)Вода была очень тёплая и прозрачная: на дне отчётливо был виден каждый камешек. (13)Ближе к берегу со дна поднимались кораллы — неподвижно застывшие кусты подводных садов. (14)Мелкие рыбёшки, отливавшие золотом и серебром, шныряли между этими кустами.(15)Ныряльщик опустился на дно и, согнувшись, начал быстро собирать раковины и класть в привязанный на боку мешочек. (16)Его товарищ по работе, местный индеец, держал в руках конец верёвки и, перегнувшись через борт лодки, смотрел в воду.(17)Вдруг он увидел, что ныряльщик вскочил на ноги так быстро, как только мог. (18)Взмахнул руками, ухватился за верёвку и дернул её так сильно, что едва не стянул напарника в воду. (19)Лодка качнулась. (20)Ныряльщик ловко взобрался на неё, глаза его были расширены. (21)Широко раскрыв рот, он с испугом вымолвил:

− (22)Акула. (23)Нам конец.

(24)В воде творилось что-то неладное. (25)Маленькие рыбки, как птицы, завидевшие коршуна, спешили укрыться в густых зарослях подводных лесов.

(26)И вдруг индеец увидел, как из-за выступавшей подводной скалы показалось что-то похожее на багровый дым, который медленно расползался во все стороны, окрашивая воду в розовый цвет. (27)Появилась акула, медленно повернулась, затем исчезла за выступом скалы. (28)Багровый подводный дым мог быть только кровью, разлитой на дне океана. (29)Что там произошло? (30)Индеец посмотрел на своего товарища, но тот неподвижно лежал на спине, ловя воздух широко раскрытым ртом, и бессмысленно глядел в небо. (31)Прошло несколько минут, и ныряльщик наконец пришёл в себя, но как будто потерял дар речи — только мычал, качал головой и отдувался, выпячивая губы.

− (32)Говори! — крикнул индеец, с силой тряхнув напарника.

(33)Тот покрутил головой и сказал глухим голосом:

− (34)Видал морского дьявола, он спас меня от акулы.

− (35)Да говори же! — кричали изо всех сил ловцы, собравшиеся возле лодки.

− (36)Смотрю — акула, плывёт прямо на меня. (37)Конец мне! (38)Большая, чёрная, уже пасть открыла, сейчас есть меня будет. (39)Вижу: ещё кто-то

плывёт.

− (40)Другая акула?

− (41)Дьявол! (42)Тот самый, который играл с дельфином. (43)Лапы, как у лягушки. (44)Сам блестит, как рыба чешуёй. (45)Поплыл к акуле, сверкнул лапой — шарк! (46)Кровь из брюха акулы…

− (47)Чудеса! (48)Чудовище спасает человека!

− (49)Это морской бог приходит на помощь бедным, — поправил ныряльщика старый индеец.

(50)Весть быстро разлетелась по лодкам, плававшим в заливе.

 

(по А. Р. Беляеву) *

 

* Александр Романович Беляев (1884—1942) — писатель-фантаст. Среди наиболее известных его произведений — научно-фантастический роман «Человек-амфибия», в котором сочетаются научность и занимательность. Это произведение не только об удивительном Ихтиандре, которого молва окрестила «морским дьяволом», оно также о любви и предательстве, благородстве и корысти людей.

1. Задание 2 № 7607. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, несмотря на произошедшее, спасённый ныряльщик называет своего спасителя чудовищем?» 

1) «Морской дьявол» предстал перед ныряльщиком в образе акулы.

2) Поведение «морского дьявола» было агрессивно по отношению к ныряльщикам.

3) Морское существо имело странный внешний вид и обладало необъяснимыми для ныряльщиков способностями.

4) Внезапное появление «морского дьявола» расстроило планы ныряльщика.

2. Задание 3 № 7608. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Говори! – крикнул индеец, с силой тряхнув ныряльщика.

2) Весь этот необычный выезд занял не более минуты, но зрители долго не могли прийти в себя от изумления.

3) Большая чёрная, уже пасть открыла, сейчас есть меня будет.

4) Поплыл к акуле, сверкнул лапой – шарк!

3. Задание 4 № 7609. Из предложений 10−14 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного.

4. Задание 5 № 7610. Из предложений 4−6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Буква Н пишется в суффиксах отымённых прилагательных -АН-/-ЯН, -ИН-».

5. Задание 6 № 7611. Замените разговорное слово «разлетелась» в предложении 50 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Задание 7 № 7612. Замените словосочетание «ловко забрался», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Задание 8 № 7613. Выпишите грамматическую основу предложения 29.

8. Задание 9 № 7614. Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

9. Задание 10 № 7615. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

Чудовище обладало телом человека,(1) а на лице его виднелись преогромные,(2) как старинные часы-луковицы,(3) глаза,(4) сверкавшие в лучах солнца подобно фонарям автомобиля. Кожа,(5) казалось,(6) отливала нежным голубым серебром,(7) а кисти рук походили на лягушечьи – тёмно-зелёные,(8) с длинными пальцами и перепонками между ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые карточки-задания для проверки знаний учащихся 6-10 класса

Во всех классах вариант 1 - базовый уровень, вариант 2 - сложнее, вариант 3 - самый сложный (для тех, кто увлекается географией)....

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ в 9 классе

В работе даны несколько вариантов тестовых заданий для повторения материала 8-9 класса и подготовки к ЕГЭ...

Тренировочные задания по теории литературы в 5-9 классах

Теория литературы - это должен знать каждый! Предлагаются задания по классам, но каждый имеет право выполнять задания и из других классов!...

Тестовые задания по швейному делу для учащихся 9 классов коррекционной школы.

Данная презентация используется для итоговой проверки знаний учащихся 9 классов (зачет) по предмету швейное дело. Она состоит из пояснительной записки, инструкции по применению и тестов по разделам....

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

тест и практическое задание для олимпиады по технологии для 6 класса

Тест и практическое  задание с ответами для проведения олимпиады в 6классе. Восновном идёт повторение 5 класса, так как у нас сентябрь сельхоз.труд и учиться начинаем в кабинете с октября....

Задание В2 для подготовки к ГИА 9 класс

Карточки с заданиями для подготовки учащихся к ГИА - задание В2....