«В МУЗЕЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
классный час по русскому языку (5, 7 класс) на тему

Cценарий праздника русского языка для учащихся 5—7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_muzee_russkogo_yazyka.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

«В МУЗЕЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

сценарий праздника русского языка для учащихся 5—7 классов

Предварительный этап: В подготовке к празднику принимают участие ученики 5-7 классов: несколько учеников 5 класса разучивают стихотворение Г. Граубина «Ленительный падеж»; шестиклассники разучивают роли и разыгрывают сценку «В королевстве пунктуации», ученики 7-х классов готовятся к выступлению, собирают информацию по тем залам, в которых они будут экскурсоводами, готовят сценку «Иностранные слова».

Кружковцам необходимо также продумать, как будет выглядеть помещение музея русского языка, какими экспонатами будет наполнен каждый зал, и подобрать информацию для экскурсоводов.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный праздник, мы открываем Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты. Как вы думаете, какие? Я приглашаю вас на экскурсию в первый зал музея. Каждый класс сам представляет свой зал и проводит в нем экскурсию

Зал истории письменности

Экскурсовод: Приглашаем Вас в зал «Истории письменности». Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А как это можно узнать? (Спрашивают у зрителей) Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:

Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Попробуйте прочитать вот это письмо (обращаются к зрителям).

Такое письмо рисунками называется пиктографией. Мы и * ч-йчаас используем картинки для передачи информации. О чем сообща -ют картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут про-читатгь люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко испотьзуются в современном мире.

Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, словт - на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-симвоолом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае ныпу-стили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов, и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (Зрители отмечают)

Третий этап развития письменности - звуко-буквенный, когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется бшльшинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбукги или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое: алфавит? Посмотрите на таблицу. На ней 33 буквы, но алфавит ли это? Почему? (Потому что алфавит — это буквы, расположенные в определенном порядке, а здесь буквы стоят не по порядку). Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро — какое слово стоит? в словаре раньше: понедельник или вторник? Математика или литература? Осень или зима?

Зал пунктуации

Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации! Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:

Эко диво: поглядишь - чистёхонъко, поглядишь - гладёхонъко, а станешь читать — везде задевается.

Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков? (Ответы зала)

Подсчеты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше.

Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них.

Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии

был поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!» -заявил парикмахер, и, действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют».

Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Почему?

Иногда постановка одной запятой может стоить человеку жизни.

.

Сценка «В королевстве пунктуации»

Придворный: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).

Федя: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: Федя.

Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно -умрешь.

Федя: Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.

Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя: Ой, подождите, подумать - то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?

Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.

Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит).

- Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.

Зал частей речи

Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено все, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.

Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.

Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Какие части речи вы знаете? (Ведущий обращается к залу, выслушивает ответы)

Великий писатель М. Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.

Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленителъ-ный падеж» думал иначе.

(ученики 5 класса читают стихотворение. По мере чтения на экране появляются названия падежей)

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно:

-        В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит.

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

-        Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.

А сам бы смог ты новые Придумать имена?

-        Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный

И, наконец, Простительный!

- Ребята, каких падежей, названных в стихотворении, нет в русском языке?

(Дети называют. На экране исчезают лишние слова)

Прочитайте названия падежей русского языка. Какие падежи мы не назвали?

Спасибо, что посетили в наш зал частей речи и показали хорошие знания. Нам было очень приятно!

Следующий зал, который мы посетим, называется «Зал современного русского языка». Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника...

Сценка «Иностранные слова»

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова.

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно): Салют, дерево!

Саша (недоуменно): Ой, где дерево?

Вова (объясняет): Это же ты, кореш.

Саша: Я не корень, я парень... Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова: Отпад!

Саша: Что???

Вова: Ну, ништяк!

Саша: Ой, а что это?

Вова: Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша: Что она прикидывает и кого клюет?

Вова: Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно): Она кого-то убила? Она что - киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно): Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша: Это что - в карты поиграть?

Вова: Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришканды-бать.

Саша (смотрит на его ботинки): Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова: Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша: Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно): Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша: Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова: Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша: С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова: Ты лох, что ли?

Саша: Нет, я не оглох.

Вова (кричит): Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша: Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова: Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит...

Саша: Я колбасу утром ел, это верно.

Вова: Ты что - упертый?

Саша (возмущенно): Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова: О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

Входит Света.

Вова: Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно): Здравствуй, Вова.

Вова: В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится): Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова: Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе): Кто -> потный?

Вова: Нет, вообще ты классная.

Света: А из класса я давно уже ушла.

Вова: Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша: Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит "не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино"!

Света: Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова: Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша: Больше не будешь так разговаривать? Вова: Больше не буду.

  • А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?
  • Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть нема
    ло таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но к сожа
    лению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней об
    ращении теряет такие качества, как содержательность, точность,
    логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь,
    что после посещения Музея русского языка вы поняли это и будете
    беречь родной язык от «иностранных слов».

Закончить нашу сегодняшнюю экскурсию хочется словами И. Бунина:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в Музей русского языка"

Разработка позволяет подготовить мероприятие, которое может стать ярким событием в рамках предметной недели.  Рекомендую использовать в качестве  подготовительной работы  -   ...

Внеклассное мероприятие "В музее русского языка"

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы....

Школьный музей истории русского языка как фактор формирования духовного мира учащихся

В статье рассказывается о том, как помогает современным школьникам освоить учебный материал  Музей истории русского  языка, созданный в одной из московских школ....

Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"

И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....