конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шагимарданова Раушания Анваровна

Конспект урока русского языка "Спряжение глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бетькинская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

 «Спряжение глаголов»

Учитель русского языка и литературы

Шагимарданова Раушания Анваровна

Цель урока: научить распознавать спряжение глаголов.

Задачи урока:

Образовательная:

- научить определять спряжение у глаголов по окончанию

Развивающая:

-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к творчеству Паустовского; чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету

Тип урока: усвоение знаний

Оборудование: интерактивная доска,  карточки с заданиями, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru, ноутбук, презентация к уроку.

Учебное пособие: учебник русского языка для 5 класса: учеб. для общеобраз. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2012.

Ход урока:

I Организационный момент:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам…. (глагол) (Слайд.1)

II Выборочный диктант

- Мы продолжаем говорить о глаголе. Мы изучили тему “Времена глагола». Запишите глаголы в три столбика: 1) прошедшего времени; 2) будущего времени; 3) настоящего времени; обозначьте их вид.

Бегут ручьи, снег растаял, взошло солнце, откроем окна, обрадуюсь весне, развеял лучи, скоро выздоровею, летят домой, тоскуют по теплу, расчирикались воробьи,  выискал личинку, поучаствую в празднике, посею семена, смеюсь от радости, шумит лес.

Глаголы прош.вр.

Глаголы наст.вр.

Глаголы буд.вр.

Растаял (сов.в.)

Бегут (несов.в.)

Обрадуюсь  (сов.в.)

Взошло (сов.в.)

Летят (несов.в.)

Выздоровею (сов.в.)

Развеял (сов.в.)

Тоскуют  (несов.в.)

Поучаствую (сов.в.)

Выискал (сов.в.)

Смеюсь (несов.в.)

Посею (сов.в.)

Расчирикались (сов.в.)

Шумит (несов.в.)

Взаимопроверка (Слайд 2)

III Актуализация знаний. Вставьте пропущенные слова

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Перед вами на партах лежат листочки с заданием. Вам  нужно вставить пропущенные слова:

1) Часть речи, которая обозначает………………………………………. и отвечает на вопросы ………………………………………………………………. называется глаголом.

2) Не с глаголами пишется………………………………....

3) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …………………………………..….

4) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …………………………, а в единственном числе по …………………………………………… В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ……………………………...и………………………….…..

5) В предложении глагол обычно бывает ………………………… и согласуется с ……………………………………………………………………………………

Взаимопроверка (Слайд3)

IV Объяснение нового материала.

  1. Сообщение темы урока (Слайд 4)

(Запись числа и темы урока в тетради).

  1. Сегодня мы поговорим о спряжениях глаголов.

- Вспомните, что же такое спряжение? (Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам).

- Проспрягайте глаголы,  выделите окончания поймать, выследить  (я поймаю (выслежу), ты поймаешь (выследишь), он поймает (выследит), мы поймаем (выследим), вы поймаете (выследите), они поймают (выследят). (Слайд 5).

- Мы знаем, что у глагола только 2 спряжения. А чем они отличаются? (Окончанием). Ребята, спряжение глагола – это не выдумка ученых или учителей, а закон, по которому изменяются глаголы. Этому закону изменяются все глаголы, за малым исключением. Если мы будем правильно определять спряжение, то и окончания у глаголов будем писать правильно.

  1. Большая часть глаголов относится к 1 или ко 2 спряжению. Давайте, вспомним, какие же глаголы относятся ко 2 спряжению:

•        все на -ить, кроме брить, стелить;

•        7 глаголов на  -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть,  терпеть, обидеть, вертеть;

•        4 глагола на –ать: гнать, дышать, держать и слышать

А какие глаголы относятся к 1 спряжению:

  • все остальные глаголы на –ать, -еть;

на –ять, -оть, -ыть, -уть, -ти, -чь;

глаголы брить, стелить (Слайд 6)

- Ребята, обратите внимание на то, что приставки и суффиксы – ся (-сь) не влияют на спряжение глаголов: побрить и бриться спрягаются как брить, увидеть и видеться – как видеть и т.д.

- Кроме того,  два глагола бежать и хотеть и все образованные от них глаголы (разбежаться, захотеться и др.) называются разноспрягаемыми: в разных формах у них окончания разных спряжений.

- А сейчас прочитаем памятку-алгоритм «Как определить спряжение глагола»:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму;
  2. Определяем спряжение: «примерять» наш глагол удобнее сначала ко 2 спряжению (выбор вариантов меньше);
  3. Подставляем соответствующую «сигнальную» букву в личное окончание глагола.
  4. Если окончание глагола ударное, то спряжение глаголов определяют по окончанию: 1 спряжение – ешь, ет, ем, ете, ут (ют), 2спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят) (Слайд 7)

V Физминутка (Слайд 8)

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

(Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно).

VI Закрепление.

1 задание.

- А сейчас проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему. При выполнении задания используйте памятку-алгоритм. (Запускается электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru. §82 «Спряжение глагола. Лицо и число». Посмотрите задание и определите спряжение данных глаголов: беречь, брызгать, ездить, нагибать, платить, поднимать, положить, победить, облегчить, включить, повторить, гнать, видеть, обидеть, брить.  (Слайд 9).

2 задание.

- Определите спряжение и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1 спряжения и 2 спряжения. Выделите окончания.

Постел…ть скатерть, чист…ть щеткой, верт…тся перед зеркалом, обид…ть друга, говор…ть громко, стро…т дом, пряч…ся в шкафу, слыш…т издалека.  

- Если глагол 1 спряжения – делаем хлопок, 2 спряжения – топот ногами. Какие глаголы-исключения вам встретились? (слышит, вертится). (Слайд 10).

3 задание.

- Ребята, в этом году исполнилось 120 лет со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского. Большинство современных читателей знает его как певца российской природы. Кто не помнит его "Мещерской стороны"?  Лиричны и реалистичны картины природы в его произведениях. Однако он  не просто писатель-натуралист. Природа для него не самоцель, она - ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка. "Для полного овладения русским языком нужно общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины", - писал К.Г. Паустовский. (Слайд 11).

- Прослушайте текст. Вспомните, из какого рассказа этот отрывок (рассказ «Кот-ворюга»), и запишите в тетрадях только глаголы прошедшего времени. Затем образуйте форму инфинитива каждого глагола, определите вид, тип спряжения. В работе используйте памятку-алгоритм (Слайд 7).

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. (Слайд 12).

Воровал – воровать (несов.в., 1 спр.), разрыл - разрыть (сов.в., 1 спр.), съел - съесть (сов.в., 2 спр.), сбежались – сбежаться (сов.в., разноспр.), склевали – склевать (сов.в., 1 спр.)  (Слайд 13). Какой глагол вы не смогли отнести к какому-либо  спряжению? (сбежать – разноспрягаемый).

4 задание. Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.

  1. Стерегу, дрессирую, смотрю, беру (смотрю – 2 спряжение)
  2. Крич…м, гляд…м, собира…м, завис…м (собираем – 1 спряжение)
  3. Дыш…т, терп…т, ненавид…т, стро…т (строит – не исключение) (Слайд 14).

5 задание. Перед вами отрывок из очерка К.Г.Паустовского о реке с необычным названием – Вертушинка. Выпишите глаголы, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение.

Вертушинка все время верт…тся, как егоза, шныря…т, журч…т, бормоч…т, звен…т и пен…тся около каждого камня или упавшего ствола березы, тихонько напева…т, разговарива…т сама с собой, пришептыва…т и нес…т по хрящеватому дну очень прозрачную воду. (Слайд 15)

VII  Подведение итогов. Оценивание.

- Ребята, наш урок подходит к концу.  Какую орфографическую задачу мы должны были решить на уроке?

- Мы решили эту задачу? Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?

- Перечислите по порядку все действия, которые будите выполнять, чтобы правильно написать глагол с безударным личным окончанием (поставить глагол в н.ф, определить спряжение, в зависимости от спряжения выбрать букву окончания) (Слайд 16)

Домашнее задание сегодня я предлагаю на выбор: выберите то, что хотели бы и смогли выполнить: (Слайд 17)

  1. Упр.647, 65, §82.
  2.  Выписать  по 5 глаголов 1 и 2 спряжения из любого произведения  К.Паустовского,
  3. Написать мини-сочинение по теме «Весна идет», определить спряжения глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...