Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Бальчинова Соелма Доржиевна

Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_konspekt.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

6б класс

Тема  урока: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Цели урока:

  • Узнать о правописании о-е в окончании имен прилагательных
  • Научиться применять правило на письме

Задачи:

  • Образовательная: познакомить  с  условиями написания о-е после шипящих ; формировать умения обосновывать  выбор гласной
  • Развивающая:  развивать орфографическую зоркость, навык  графического обозначения орфограммы, совершенствовать орфографические  навыки
  • Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, уважение  к родному краю, к родной природе.

Оборудование: проектор, доска, электронная презентация, листы  самооценивания , толковый словарь Ожегова

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 организационный момент

Приветствие, обозначение отсутствующих

Приветствие , ознакомление с листами самооценки

2 мотивация к учебной деятельности

Ребята, я вам расскажу притчу:Когда-то в одном городе жил мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами родного города. Отовсюду приходили к нему люди за советом. Но жил в этом городе человек, который завидовал его мудрости. Пришел как-то завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между ладонями и подумал: « Пойду-ка я к мудрецу и скажу ему:О, мудрейший, скажи, какая бабочка у меня в ладонях? Если ответит мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Если же скажет: живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все увидят, кто из нас умнее».

Так и случилось: пришел завистник к мудрецу и спросил: «О, мудрейший, скажи, какая бабочка у меня в ладонях?» Тогда мудрец, который действительно был самым мудрым, ответил: «Все в твоих руках»

Итак, ребята, сегодня все в ваших руках. От вас, от каждого из вас зависит, насколько умными, мудрыми вы станете на  этом уроке.

Запишите сегодняшнее число и запомните этот день как один из самых лучших дней в этом учебном году.

Кто определит лексическое значение слова «притча»?

Обращение к словарю Ожегова

Попытаются определить лексическое значение слова «притча»

Индивидуальное задание: фонетический разбор данного слова на доске

Записывают  в тетради число

Определяют лексическое значение слова «притча»

3 Проверка домашнего задания

  1. й слайд
  2. слайд

Ребята, вы дома выполнили комплексный анализ  текста. 

 Кто-нибудь обратил внимание на одно слово, значение которого вы могли не знать?  Ребята называют  слово «эндемики». Попробуем определить значение слова, рассмотрев его в контексте, т.е. в окружении других слов . Прочитайте предыдущее предложение.  Вопрос: для какого стиля характерно это слово?  (для научного)

Проверьте, все ли у вас правильно и оцените свою работу в листах самооценивания

  Домашнее задание: устно называют  тему, основную мысль текста, стиль, тип речи.

Определяют значение слова «эндемики» и запоминают

4 актуализация ранее изученных орфограмм

3-й слайд, 4-й слайд

А теперь давайте вспомним орфограммы имен существительных. Для этого выполним задание: выписать слова по группам

 Распределяются по группам. Группы указаны на листах самооценки цветными кружочками. Выполняют задание в тетради, сверяются с ответами  на слайде, оценивают свои работы.

5 Формирование новых знаний и способов действий (переход к новой теме)

 Проблемная ситуация. Вопросы к 4-й группе: К какой части речи относятся  ваши слова?

В какой морфеме не хватает буквы?

После какого согласного пропущена буква?

Давайте попробуем вставить буквы

Сформулируем тему

Соответственно цель урока

А теперь попробуем сформулировать правило

Соотнесем с правилом учебника (стр.89,орфограмма №18)

Ответы учащихся: к прилагательным

В окончании

После шипящего

Самостоятельно формулируют тему и цель урока

Формулируют правило

Соотносят с правилом учебника

6 первичное закрепление:

Вернемся к нашему тексту о Байкале. Есть ли здесь прилагательные на данное правило?

Запишем на доске и разберем по составу. Слова записываются на доске

Еще раз прочитаем правило

Ребята, а можно нарисовать это правило?

Вернемся к учебнику и выполним упражнение№583: выписать 2 пословицы, которые подойдут  по смыслу  к нашей притче. Обозначить орфограмму

Ребята называют: большого, свежего

Устно разбирают

Проговаривают правило

Попытаются нарисовать, изобразить правило

7 физкультминутка

8 применение новых знаний

Творческое задание: составить мини-сочинение на тему: отдых на Байкале, используя словосочетания: у большого дерева, свежего ветра, колючего ежа

Пишут мини-сочинение

9 оценивание творческих работ

Самые интересные сочинения  читаются вслух

10 рефлексия

 Сейчас подведем итоги урока. Для этого у вас  в листах самооценивания  нарисованы смайлики. Выберите нужный смайлик и поставьте галочку, а также подсчитай свои баллы, накопленные за урок

Дети подсчитывают баллы, выбирают смайлик и обозначают.

11 домашнее задание

Слайд

Домашнее  задание: дописать мини-сочинение, упражнение 583  (написать оставшиеся пословицы)

Самоанализ  урока

Тема  урока: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Цели урока:

  • Узнать о правописании о-е в окончании имен прилагательных
  • Научиться применять правило на письме

Задачи:

  • Образовательная: познакомить  с  условиями написания о-е после шипящих ; формировать умения обосновывать  выбор гласной
  • Развивающая:  развивать орфографическую зоркость, навык  графического обозначения орфограммы, совершенствовать орфографические  навыки
  • Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, уважение  к родному краю, к родной природе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: частично-поисковый, исследовательский, критического мышления

Краткая характеристика класса: в классе 19 учащихся. Из них по итогам 2 четверти: 2 отличника, 6 ударников. Качество знаний по предмету-42%, средний балл-3,6.В большинстве класс очень активный, мобильный.  Уровень обученности по данному предмету   выше среднего. Есть сильный костяк, состоящий в основном из мальчиков. Это:Эрдэм, Вася, Коля, Сережа, Дамби, Бэлигто. Девочки немного вялые. В целом класс хороший, умеющий работать.

На данном уроке основной акцент я делала на современном подходе-текстоориентированном .Это анализ текста о Байкале на местном материале(учтен региональный компонент), составление мини-сочинений на эту же тему, работа с материалами учебника, анализ прочитанного. Также применила  коммуникативно-деятельностный подход (работа с учебником, алгоритмом действий). Данный урок требовал применение и личностно-ориентированного подхода (внимание к речи других учеников, обучение связной речи).  

К самостоятельному формулированию темы, соответственно цели, правила  ребята пришли через разрешение проблемной ситуации (метод критического мышления). На уроке ребята успели выполнить фонетический разбор, морфемный, а также определили лексические значения слов (работа с толковым словарем). Интересным для ребят было задание «нарисовать правило».

Урок состоял из 11 этапов:

1 организационный момент

2 мотивация к учебной деятельности

3 Проверка домашнего задания

4 актуализация ранее изученных орфограмм

5 Формирование новых знаний и способов действий (переход к новой теме)

6 первичное закрепление:

7 физкультминутка

8 применение новых  знаний

9 оценивание творческих работ

10 рефлексия

11 домашнее задание

 

Таким образом, цель урока достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Буквы о-ё после шипящих в окончаниях имен прилагательных"

Урок изучения нового материла. Тема "Буквы о-ё после шипящих  в окончаниях  имен прилагательных"  Урок разработан с учетом особенностей детей с задержкой психического развития детей...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне»

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне».Урок для 5 класса.Программа по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Ладыже...

Презентация к уроку русского языка по теме «Буквы ё–о после шипящих в корне»

Презентация к уроку русского языка по теме «Буквы ё–о после шипящих в корне»....

Урок русского языка по теме "Буквы о – е после шипящих на конце наречий"

Цели урока: знакомство с правилом написания букв о – е после шипящих на  конце наречий; формирование умения выделять данную орфограмму; совершенствовать навыки морфологического и...