Урок-закрепление "Причастие как часть речи" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Матвеева Анастасия Юрьевна

Закрепление материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_prichastie.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение

для обучающихся с девиантным поведением специальная

общеобразовательная школа № 2(открытого типа)

Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока «Причастие как часть речи»

к практическому семинару для социальных педагогов (09.10.15)

Разработчик:

учитель русского языка

Целищева А. Ю.

        

                                                     

Санкт-Петербург

2015

Причастие как часть речи (урок-обобщение).

Цель: систематизировать и обобщить полученные знания по теме "Причастие".

Задачи:

  • Обучающие - формирование практических умений использовать полученные знания по теме "Причастие" (умение находить причастия, образовывать причастия от глаголов, отличать причастия от имён прилагательных, образовывать разные формы причастий); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся;
  • Развивающие - формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; формирование самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
  • Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, индивидуальные карточки-оценки.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня мы повторим все наши знания о причастии и узнаем кое - что новое.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Рефлексивный прием «Смайлик»

Для начала я бы хотела узнать, какое у вас настроение. Многие ребята, когда пишут друг другу СМС - сообщения, ставят смайлики, благодаря которым угадывается их отношение к обсуждаемому предмету. Итак, нарисуйте на кружочке смайлик, который бы отразил ваше настроение на нынешний момент.

Спасибо, мы вернемся к ним в конце урока, чтобы посмотреть, как изменилось ваше настроение за 40 минут.

Запишите, пожалуйста, эпиграф к уроку.

На доске эпиграф «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М. Горький)

Что такое эпиграф и для чего он нужен?

(Это цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора).  

«Ромашка».

Обратите внимание на желтый кружочек на доске (на нем написано «ПРИЧАСТИЕ») Около него записаны слова. Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их.

Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.

Ученики.

-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. И поражающий!! Причастие, которое находится в нашем эпиграфе.

Желтеющий- действительное причастие настоящего времени.

Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.

Поражающий -  действительное причастие настоящего времени

Учитель.

- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?

Ученики.

-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.

Желтеть – глагол.

Это не простой желтый кружок, это сердцевина ромашки, от которой, как лучики, должны располагаться лепестки.

Давайте я раздам вам лепестки от ромашки, а вы напишете на них, что вы знаете о причастии. По одному выражению. Вот наводящие вопросы:

Что такое причастие?

Что оно обозначает?

На какой вопрос отвечает?

Чем является в предложении?

Как подчеркивается?

Какого времени может быть?

Какие суффиксы помогают определить нам его от других частей речи?

Какого вида могут быть?

На какие две большие категории делятся?

Например....

Полученные лепестки мы крепим на доску в виде готовой ромашки. (даже неправильные)

По ходу урока, если вы осознаете, что на лепестках написаны неверные суждения, вы озвучиваете свою версию.

Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Через время нужно выяснить, какие из утверждений были верными.

Учащимся раздаются опросники «Верите ли вы, что» (Приложение №1)

Ребята, посмотрите на табличку. В ней записаны какие -то утверждения, прочтите их и в первой колонке проставьте значки. «+»,  если вы согласны с этой фразой, а «–»,     если не согласны. Вторая колонка остается пока пустой.

Приём: "Инсерт". 

 Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи.

Ребята, сейчас я раздам вам текст. Внимательно прочитайте его и по ходу чтения делайте отметки на полях.     (СЛАЙД )


V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ -это новая для меня информация;

-- - эта информация не совпадает с тем, что я думал.


? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы..

Учащиеся самостоятельно читают статью, используя пометки. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В это время слабые ученики получают легкие тесты. ПРИЛОЖЕНИЕ 1/1

На стадии размышления, после того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию. (лепестки) и пишет на других лепестках новую, правильную.


  Возможные вопросы
· Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него)
· Все ли понятно? Какие появились вопросы?

Давайте вернемся к нашим листочкам «Верите ли вы, что». После прочтения текста вы, возможно, поменяли свое мнение. Расставьте, пожалуйста, ПЛЮСЫ и МИНУСЫ заново, во втором столбике.
 Учитель.

Многие поэты использовали в своих стихах причастия. И сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Дмитрия Кедрина, которое насыщено причастиями. Давайте его запишем. Сразу выделяя суффиксы.      

Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

- А теперь проведём орфоэпическую разминку. (СЛАЙД)

На доске записаны слова. Что их объединяет?

ЗвонЯщий, подменЁнный, дЫшащий, пЕреданный.

  • Это причастия.

Учитель.

-Верно. А теперь запишите их в тетрадь, и расставьте ударения.

Один ученик придумывает предложение по схеме 1 с одним из слов,

Второй ученик -  по схеме номер 2 с одним из слов.

Третий сочиняет синквейн по теме «Причастие»

Посмотрите на доску. От данных глаголов нужно образовать причастия, определить вид, время. Глаголы: Бегать, смеяться, сделать, бросить, нарисовать

(СЛАЙД)  (работа в парах) – Объединитесь по парам и распределите слова в два столбика. Объясните свой выбор. Слова: маленький, летящий, крупный, поющий, крутящийся, тенистая, холодный, морозный, желтеющий, упавший.

Учитель:

Вспомним, что такое причастный оборот на практике.(СЛАЙД)

От рощи, протянувшейся вдалеке узкой полосой, веяло прохладой.   Давайте найдем причастие ( протянувшейся), определим главное слово ( рощи). Где здесь стоит главное слово? Нужна ли запятая? (да)

Подведение итогов. Рефлексия .

Давайте вернемся к нашим смайликам. Переверните их и нарисуйте мне ваше настроение к финалу нашего урока. Поднимите руки, у кого оно совпадает? А кому стало веселее? Кто стал гордиться собой, своими знаниями?

Домашнее задание (на карточках) 


РЕЗЕРВ времени

 Знаки препинания при причастном обороте.

Синтаксическая загадка.

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение.

( Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказалась лишь чаша. )

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Верите ли вы, что....

№ п/п

Утверждения

До чтения

+/-

После чтения

+/-

1

Причастие может быть только совершенного вида.

2

Причастия образуются от основы глагола, специальных суффиксов и окончаний, характерных для прилагательных.

3

У некоторых причастий может быть форма будущего времени

4

Причастие отвечает на вопросы «Что сделанный?», «Что сделавший?».

5

В причастном обороте само причастие всегда главное слово.

6

Причастный оборот подчеркивается  _ _ _ _ _ _ _ _ _  _(ПУНКТИРОМ)

7

Любое причастие изменяется по падежам.

8

Причастия согласуются с определяемыми существительными в роде, числе и падеже.

9

Все причастия могут иметь полную и краткую форму.

10

Не все учителя нашей школы сходу смогут дать точное определение причастию.

Приложение 1 /1 ( для особенных).

ТЕСТ. Подчеркните правильные ответы.

                                                   

        1. Причастие — это...

а. Математическая единица.

б. Химический процесс

в. Часть речи

г. Затрудняюсь ответить.

         2.     Причастие отвечает на вопрос..

а. Который час?

б. Как дела?

в. Как пройти в библиотеку?

г. Какой? Какая? Какие? Какое?

          3. Причастный оборот — это....

а. То, что привез Колумб из Америки.

б. Причастие с зависимыми словами.

в. Ласковое обращение (дорогой, миленький)

г. Способ наказания.

  1. Причастный оборот выделяется.

а. Звездочками.

б. Кружочками.

в. Волнистой линией.

г. Не выделяется совсем.

     

Приложение № 2

  Причастие — это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Какое?»

Они имеют признак глагола и прилагательного.

  Они образуются от основ глаголов и суффиксов -ущ-/-ющ-; -ащ/-ящ-; -вш-/-ш-; -енн-/-нн-/-т-; -ом-/-ем-/-им- и окончаний, характерных для прилагательных.

 Причастие обладает категорией вида( совершенный и несовершенный), времени (настоящее и прошедшее — будущего не имеет).

Причастие может быть действительным или страдательным.

Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот, который всегда является определением и подчеркивается волнистой линией.

Внутри самого оборота причастие - всегда главное слово.

У причастия нет категории наклонения и лица.

Оно изменяется по падежам, числам и родам и согласуются с определяемым существительным в роде,числе и падеже.

Только страдательные причастия могут иметь краткую и полную форму (сделанный урок, урок сделан; нарисованный портрет- портрет нарисован).

 В краткой форме чаще всего употребляются страдательные причастия прошедшего времени

   "V "
   поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете.

  "+ "
   поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

   "- "
   поставьте "-"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

   "? "
   поставьте "?"на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

"Мировой океан и его части" 6 класс

Проект открытого урока "Мировой океан и его части" 6 класс...

Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс

  В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных". (В шести частях). 9 класс.

Рассматриваются основные гипотезы возникновения человека на Земле.Аназиз сходств и иотличий человека и животных, человекообразных обезьян.Приведены научные доказательства происхождения человека от жив...

разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс

Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс.

План- конспект урока с использованием ЭОР  "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс....