Разряды союзов. Сочинительные союзы.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ермолаева И.Л.

Урок изучения новой темы. Знакомство учащихся сделением союзов на сочинительные и подчинительные союзы. Развивать способность учащихся находить  в тексте союзы и определять группы, к которым они относятся. Закрепить представление о группах сочинительных союзов.Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy9_klass.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 34

Ермолаевой Инны Леонидовны ,учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории

Тема урока: Разряды союзов. Сочинительные союзы.

Цель урока: познакомить учащихся с делением  союзов на сочинительные и подчинительные; развить способности учащихся находить в тексте союзы и определять группы, к которым они относятся; закрепить представление учащихся о группах сочинительных союзов; повторить знаки препинания в сложном предложении.

Р.р. Составлять предложения по схемам.

Оборудование: схемы, таблица учебника, таблица «Сочинительные и подчинительные союзы».

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (сообщение темы и цели урока, запись в тетради)

2. Слово учителя: наш урок я хочу начать словами М.В.Ломоносова( слова записаны на доске)

Союзы не что иное, как средства, которыми идеи соединяются.

        М.В.Ломоносов.

Мы с вами узнали, как определяет союз Ломоносов, а как звучит определение союзов с современной точки научной точки зрения.

3.Проверка домашнего задания. (Правило - ученик рассказывает, класс дополняет)+ примеры предложений с союзами.

4.Работа по новой теме.

- Слово учителя + использование таблицы.

По значению и употреблению в речи союзы делятся на две группы : сочинительные и подчинительные. Ребята, с какими сочинительными союзами  мы уже знакомы? (и,а,но). Эти союзы соединяют: а) однородные члены предложения, б) равноправные части сложносочиненного предложения.

- На доске записаны предложения (чтение учителем предложений, учащиеся записывают предложения): 1.Бабушка крепко держала меня за руку и посматривала на присутствующих.  2. Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой.

- Назовите в 1 предложении союз (и),какой это союз (сочинительный), для чего служит в этом предложении сочинительный союз и (для связи однородных предложения-сказуемых.)

- Построить схему этого предложения.

- Назовите во 2 предложении союз (и),какой это союз (сочинительный), для чего служит в этом предложении сочинительный союз и (для связи равноправных частей сложносочиненного предложения)

-Найти основу предложения.

-Построить схему предложения.

-Слово учителя: с какими подчинительными союзами мы уже знакомы. Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения. Обратите внимание – сложноподчиненное предложение (одна часть предложения подчиняется другой)

- Записать предложение: 3. Дорога покрылась белой пеленой, потому что пошел снег. (Найти грамматическую основу, построить схему).

Закрепление.

- Чтение правила.

-Определить по схеме употребление сочинительного и подчинительного союза. Для  чего необходим данный союз. Составить предложения (устно). (Ученики сидят скромно и тихо.Я смотрел, как из вечернего неба сыпал на землю белый пух зимы. Неожиданно сверкнула молния, но я не испугался.)

- Вывод-закрепление.

А. Назовите группы союзов.

Б. Для чего служат сочинительные союзы?

В. Для чего служат подчинительные союзы?

5. Разряды союзов по значению (таблица+учебник)

 А. Слово учителя. Сочинительные союзы- это семья, в которой живут три братца. У каждого брата свой характер. Один все соединяет, другой - разделяет, а следующий - противопоставляет.

 Б. Работа с учебником. (рассмотрим таблицу и назовем союзы, которые относятся к тому или иному разряду.

В. Определение разряда сочинительных союзов по значению.

Звезды меркнут и гаснут (соединительный) -1 ряд

Не от росы урожай, а от поту (противительный) – 2 ряд

Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем ( разделительный) – 3 ряд.

(К доске вызывается ученик с каждого ряда, он записывает предложение, определяет разряд).

Г. Закрепление.

- Назовите разряды сочинительных союзов по значению.

Д. закончить начатое предложение, чтобы получилось сложноподчиненное предложение.

После восхода солнца неожиданно набежала туча, и пошел сильный дождь.

Костер полыхал ярко, но я не могла согреться.

Засвищут скоро соловьи, или застучат дятлы.

6.Обобщение.

Назовите группы союзов.

Для чего служат сочинительные союзы?

Для чего служат подчинительные союзы?

Назовите разряды сочинительных союзов по значению.

7.Вывод-закрепление. Тест «Союзы. Разряды союзов».

Указать номер предложения, в котором употребляется:

1вариант: сочинительный союз

2 вариант: подчинительный союз

А. Указать номер предложения.

Б. Самопроверка и выставление себе оценки.

8.Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинительные союзы

Презентация для уроков русского языка в 7 классе....

Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами.

Разработка урока "Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами" для 7 класса. ...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...

Урок в 7 классе по теме "Сочинительные союзы" (слайдовая презентация)

Материал может быть использован при проведении урока "Сочинительные союзы"....

"Сочинительные союзы". Изучение нового материала.

Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса....

Разряды союзов. Сочинительные союзы. 9 класс.

Урок изучения новой темы. Знакомство учащихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные союзы. Развивать способность учащихся находить  в тексте союзы и определять группы, к которым они...

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....