Полные и краткие имена прилагательные
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Гоголева Лена Михайловна

Цели:

Обучающие:

- Создание условий для формирования знаний о полных и кратких прилагательных  с помощью вопросов и заданий для самостоятельной работы, активизация учебной  и мыслительной деятельности по изучению нового материала.

(изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах  прилагательных; изучить правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль прилагательных в предложении, речи; распознавать в тексте имена прилагательные, определять морфологич. признаки каким членом предложения они являются)

Развивающие:

- Учить выявлять проблему;

- Учить составлять опорную таблицу;

- Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; навыки устной монологической речи, умения работать с текстом.

Воспитательные:

- Создать условия для восхищения природой России, способствующие бережному отношению к природе.

- Учить распределять работу в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные

Цели:

Обучающие:

- Создание условий для формирования знаний о полных и кратких прилагательных  с помощью вопросов и заданий для самостоятельной работы, активизация учебной  и мыслительной деятельности по изучению нового материала.

(изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах  прилагательных; изучить правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль прилагательных в предложении, речи; распознавать в тексте имена прилагательные, определять морфологич. признаки каким членом предложения они являются)

Развивающие:

- Учить выявлять проблему;

- Учить составлять опорную таблицу;

- Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; навыки устной монологической речи, умения работать с текстом.

Воспитательные:

- Создать условия для восхищения природой России, способствующие бережному отношению к природе.

- Учить распределять работу в парах.

Предметный результат:

1. Учащиеся должны знать и понимать:

           Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль.

2. Учащиеся должны уметь:

           Образовать краткие формы прил. от полных, отличать полные прилагательные от кратких, определять их синтаксическую роль в предложении, находить прилагательные в тексте.

Метапредметный результат:

регулятивные

  воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  структурируют знания; анализируют, делают выводы;

• определяют  цель деятельности на уроке с помощью учителя;

• умеют работать в парах по предложенному учителем плану;

 умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы

познавательные

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• составлять опорную таблицу;

коммуникативные

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Организационный момент

-Здравствуйте! Начнём наш урок.

(Записываем число Семнадцатое марта. Классная работа)

-Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи на уроке.

I. Этап- этап актуализации знаний

II этап – этап разрыва между знанием и незнанием

Здравствуй, солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

 Здравствуй, маленький дубок!                                   (Т. Сикачева)

У. Назовите выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются?

Д. Золотое, голубое, вольный, маленький. Это имена прилагательные.

У. Что вы знаете об имени прилагательном?

Д. Имя прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

У. Как изменяются имена прилагательные?

Д. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам  

У. С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?

Д. Ставятся в ту же форму, что и имена существительные, от которых они зависят.

У. Какова роль в предложении имени прилагательного?)

Д.  В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями, а иногда – бывают сказуемым.

У. На какие разряды делятся по значению имена прилагательные?

Д. По значению имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

(Отвечает на вопрос какое, какой?, употреблено в форме именительного падежа, среднего и мужского  рода, единственного числа)

У. Перед вами предложения (запись на доске).

 – Прочитайте их. (Читает хорошо читающий ученик.)

Красивы розы в саду.

Ох, и ленив наш Костя!

Море сегодня спокойно.

Моя собака умна.

У. Назовите  выделенные слова.

Д. Красивы, ленив, спокойно, умна.

У. Какой частью речи, по-вашему, являются эти слова? Прилагательные? Но на вопрос «какой ?» они не отвечают. Ваши предположения.

Д. Это тоже прилагательные. Они называют признак.

 –  Да это прилагательные: красивы розы и красивые розы.

–  Наверное, прилагательные. Только они какие-то другие... коротенькие.

У. Да, вы правы. Это прилагательные. Красива и красивая – это одно слово, но разные его формы. Красивая – полная форма, а красива –?

 - краткая форма.

III этап – этап целеполагания.

IV этап – этап поиска ответа на поставленный вопрос.

V. Этап – этап разрыва

VI этап – этап проблематизации

VII этап – этап целеполагания

VIII этап – этап поиска ответа на поставленный вопрос.

Итак, ребята, определите теперь тему нашего урока. Какие формы имён прилагательных мы будем изучать, сравнивать?

- «Полные и краткие имена прилагательные»

- Что мы должны сегодня узнать?

Цель урока: Что же такое полные и краткие прилагательные? Чем они отличаются. Сегодня на уроке мы это узнаем.

Запишите тему урока в тетрадь.

Что должны уметь?

-Отличать полные формы прил. от кратких, уметь образовывать краткие формы прилаг., определять синтакс. роль в предложении прилагательных

Планирование работы: что для этого надо сделать?

1. Для этого надо проанализировать прилаг., сравнить две формы.

2. После этого найденное решение зафиксировать в опорной сравнительной таблице.

- По каким признакам мы будем сравнивать прилагательные?( по вопросам, морфологич. признакам и ролью в предложении )

Итак, мы должны ответить на вопрос «В чём разница между полными и краткими прилагательными?». Давайте составим таблицу

Первый пункт - это вопросы. На какие вопросы отвечают полные прилаг.? А на какие краткие?Записываем

След.пункт морфологические признаки прилагат-х:

– Измените прил.золотое в первом тексте по падежам. Что произойдёт с именами прилагательными?

(Р Солнца золотого

Д Солнцу золотому

В Солнце золотое

Т Солнцем золотым

П Солнце золотом

– Попробуйте произвести такие же изменения с краткими формами. Что вы заметили?

Сделайте вывод: могут ли изменяться краткие формы прилагательных по падежам?( Нет)

– Попробуйте заменить прилаг. одного рода другим, изменить число. (вольная, вольное, вольные)

Сделайте вывод: могут ли изменяться краткие формы по родам и числам.(красива, красив, красиво)

Затем сравним синтаксическую роль полных и кратких форм имён прилагательных.

- Каким членом предложения являются полные прилагательные? (определением и сказуемым)

-  Какими членами предложения являются краткие прилагательные?(сказуемыми)

Заполним таблицу, обобщающую наши выводы.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

ПОЛНЫЕ

КРАТКИЕ

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются по падежам, родам, числам.

Изменяются только по родам и числам.

Являются определениями.

Являются сказуемыми.

- Сравните оба столбика:

- сделайте вывод  о кратких прилагательных.

Вывод: Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Осталось нам записать примеры

- Давайте теперь подумаем как образуются формы имен прилаг-х

- Замените краткие прилаг. полными. (красивые, ленивый, спокойное, умная)

Запишите прилаг. в таблицу

Чем отличаются? (по вопросам и окончаниям, какие вопросы и окончания)

Окончания выделите

- Теперь попробуйте образовать от полных прилагательных из первого текста краткие прилагательные, выделите их окончания

 (золотое, голубое- не образуются

 вольный -волен

 маленький -мал

Значит, не от всех прилагательных образуется краткая форма имён прилаг.

Запишите в таблицу, выделите окончания

Какие окончания?

Что происходит при образовании кратких прилагательных?  

(в мужском роде появляется беглый гласный и отсекается окончание)

Тогда какой возникает вопрос ?

-От каких прилагательных образуется краткая форма,а от каких не образуется?

- И нам надо узнать от каких прилагательных может образовываться краткая форма прилагательных

Чтобы разобраться от каких прилаг-х образуется  краткая форма попробуйте образовать её  от полных форм прилаг. Обратимся к учебнику на стр.146 из материла для наблюдений под солнышком (внизу). Возьмём  по 2 первых прилагат. И составим таблицу из трёх колонок

Качеств.:

Большой-велик (образуется только с изменением корня) 

*Ряд качественных прилагательных не образует кратких форм, что обусловлено их значением и образованием.

Молодой-молод;

Относит.:

Деревянный-     ---

Зимний- ---

Притяжат.:

Лисий-  ---

Отцов-  ---

Вывод: Оказывается, и.п. краткой формы образуются не от всех прилагательных, а только от качественных, и то не во всех случаях.

VII этап - этап первичного контроля

VIII.Этап – этап первичного закрепления

IX. Домашнее задание

Х. Этап контроля

-А теперь проверим, как вы поняли новый материал, умеете ли вы отличать краткие прилагательные и указывать их признаки.

Выполнение упражнений на закрепление материала

1. Работа по учебнику

-Переделайте по три первых словосочетания в краткие формы имён прилагательных, используя образец ( у доски ученики), выделите окончания

Упр.403

- мысль ясна, дело сложно, дорога длинна;

- кофе горяч, мыло пахуче, крыжовник колюч

-Как образуются краткие прилагательные женского и среднего рода?

У них есть окончания? (путём отсечения части окончания)

-Что вам помогало в работе? (постановка вопросов)

Обратите внимание на правописание кратких форм прилаг-х второй строчки. Что у них общего вы заметили?

-Они все с основой на шипящую

-Какой знак слышится в конце у муж.рода?

- Ь знак

-Пишется ли он?

-Нет

Вывод: В кратких прил. С основой на шипящ. Ь знак не пишется

2.Работа в парах

-А сейчас отдохнём от письма. Посмотрите, у вас на партах лежат листочки. Как вы думаете что надо будет делать?

Регламентация работы в паре: те, кто сидит  слева(1 вариант),выписывают полные, а те кто справа(2 вариант) краткие

( На партах листочки, на которых написаны прилагательные. Нужно распределить по группам :

Красивый, недобр, высокий, низок, светел, темный,

 краток, краткий, молод, низкий

- Проверьте себя по ключу( на доске: 5 полных, 5 кратких)

-Как вы определяли краткое или полное прилагательное?

3. Работа с текстом

Найдите и подчеркните в тексте прилагательные как члены предложения. Укажите их род в ед.числе и число,падеж в полной форме, выделите окончания.

Пейзаж

Только что промчалась над болотистой (ж.р., ед.ч., ТВ.пад) равниной гроза. Синие(мн.число,им.пад) тучи полны(мн.ч.) влаги, и тяжелы(мн.ч.) мокрые(мн.ч., им.п.) ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной(ж.р, ед.ч. ТВ.пад) синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист(м.р.ед.ч) и прозрачен(м.р. ед.ч.).

*4. Дополнительное задание по развитию речи.

- Составьте несколько предложений с разными формами имён прилагательных по данной картине

Д/з:

 Упражнение 405

Выполните проверочный тест на листах, листы подписывайте

XI. Подведение итогов урока

1.ВЫВОД:

-Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное?

Как  и от каких прилагательных образуются краткие формы имени прилагательного.

Морф.призаки

На какие вопросы отвечают?

-Краткое прилагательное- это форма полного качественного прилагательного, которая называет  признак предмета, отвечает на вопросы:

Какова?, каков?, каково?, каковы?

Имеет грамматические признаки:

Род и число

В предложении является сказуемым

2. Рефлексия

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что умеете?

Напишите про это на листе самооценки

А теперь заполните лист самооценки (ответы:1- , 2- , 3- , 4- , 5-  )

3. Оценка знаний

 - Сегодня на уроке работали отлично:……..

- Были хорошими помощниками……

- Неплохо поработали……


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй, солнце золотое ! Здравствуй, небо голубое ! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Слайд 2

Красивы розы в саду. Ох, и ленив наш Костя! Море сегодня спокойно . Моя собака умна. Красивы ленив спокойно умна

Слайд 3

Утром река особенно красива . На берегу реки росла красивая береза. У берёзы ветки длинные.

Слайд 4

Полные Краткие

Слайд 5

Полные Какой? Какая? Какое? Какие? Изменяются по падежам, родам, числам. Являются определениями и сказуемыми Краткие Каков? Какова? Каково? Каковы? Изменяются только по родам и числам. Являются сказуемыми.

Слайд 6

ПОЛНЫЕ Красивый, высокий, темный, краткий, низкий КРАТКИЕ недобр, низок, светел, краток, молод,

Слайд 8

Пейзаж Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен. – Найдите и подчеркните как члены предложения прилагательные. Укажите их род и число, выделите окончания.

Слайд 10

Тест 1 ). Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются а)по родам и числам б)по родам, числам и падежам 2). В предложении краткие прилагательные являются а)сказуемым б)определением 3). От этих прилагательных правильно образована краткая форма а) умный – умён, умна, умно, умны б)свеженький – свеженек, свеженька, свеженько, свеженьки в)тихий – тих, тиха, тихо, тихи

Слайд 11

4. После кратких прилагательных с основой на шипящую: А) Мягкий знак пишется Б) Мягкий знак не пишется; 5. От каких прилагательных образуются краткие прилагательные: А) От качественных Б) От относительных В) От притяжательных

Слайд 12

Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»

Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...

Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....