Афористичность поэтических текстов Е.Евтушенко
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Афористичность поэтических текстов Е.Евтушенко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aforistichnost_poeticheskih_tekstov_e.evtushenko_.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.С.Байкова

АФОРИСТИЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ    

 ЕВ. ЕВТУШЕНКО

«Художественный текст – сложное и многослойное единство, и потому он может исследоваться с различных точек зрения, в том числе в аспекте индивидуального стиля, или идиостиля автора. Стиль художника присутствует в тексте как некая матрица – устойчивая совокупность образных художественных принципов и приемов» [4, с.438].

Одной из черт идиостиля можно считать афористичность. Её не следует сводить к простому использованию афоризмов в тексте. Термин «афористичность» нами   понимается, как использование созданных конкретным писателем афоризмов по определенным моделям,  манера писателя излагать позицию в сжатой, лаконичной форме. Афористичность проявляется в стремлении автора от своего имени или устами персонажа обобщать жизненный опыт, в способности писателя передавать адресату по ходу повествования свою точку зрения, облеченную в компактную форму. Афористичность проявляется в художественной речи Евтушенко. Нами с помощью метода сплошной выборки из поэтических текстов писателя было извлечено около 300 афоризмов, причем некоторые стихотворения насыщены афоризмами. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Так в стихотворении «Неподвижность» было обнаружено три афоризма. Стихотворение начинается с описания картины морского побережья, на котором лежат двое влюбленных, считающих себя уже старыми, потому что им пришлось вынести много горя, бед. Теперь их ничто не интересует, они устали, хотят  просто рядом находиться друг с другом. И вот сейчас около моря влюбленные находятся в каком-то забытье, в состоянии неподвижности:

Мы устали, милая, с тобою,

Не для нас белеют корабли.

                                                            Мы упали около прибоя.

                                                           Мы упали около любви.

И завершает эту картину афоризм, принадлежащий автору Неподвижность – лучший способ бегства, если больше некуда бежать, который объясняет почему, так ведут себя герои стихотворения.  Но в то же время высказывание относится ко всем, оно носит обобщающий характер, а в стихотворении наглядно доказывается  примером из жизни верность данного вывода. Таким образом, афоризм завершает первую часть стихотворения, подводит итог.

Во второй части произведения лирический герой рассматривает окружающих людей. Мимо бравым шагом проходят  «спортсмены-исполины», переговариваются, шутят между собой «басовыми»  голосами. Спортсмены сильны, молоды, красивы, жизнерадостны, а двое влюбленных   спокойно лежат на песке, лирический герой гладит нежно свою милую, наблюдает за молодыми людьми и приходит к выводу:

Мягкость – это тоже крепкий бицепс,

ибо не такая благодать,

скажем, твердокаменно влюбиться

или несгибаемо рыдать.

Как и предыдущий афоризм этот тоже заканчивает часть стихотворения, но принадлежит уже не автору, а герою, который многое повидал на своем веку, имеет большой жизненный опыт, и поэтому  его выводы не просто слова, а имеют доказательства, так как он все это прошёл. Когда люди молоды, то они полны сил, энергии, уверены в себе, и считают унизительным проявлять свои чувства, боятся быть непонятыми, поэтому все эмоции прячут. Лирический герой осуждает их за это, так как любовь – это романтика, нежность, гибкость, любимые уступают друг друга, а твердокаменная любовь, которая есть у «спортсменов»  – это уже не истинное чувство. То же самое можно отнести и к горю, когда молодые люди терпят неудачи, то они долгое время не могут простить, отпустить обидчика и полностью погружаются в свое несчастье, «несгибаемо рыдают».

Третья часть рассказывает о счастье возлюбленных. Они рады жизни, счастливы, потому что они находятся рядом друг с другом, вместе, любят и проявляют нежность. В заключительной части мы видим, что они не беспомощны, не слабы, так как способны противостоят трудностям и в тоже время способны на гибкость, нежность. Стихотворение заканчивается афоризмом из уст главного героя, который доказывает, что многие мягкие характером люди вовсе не слабые: Проявляем сильный свой характер – позволяем слабости себе.

Таким образом, в стихотворение «Неподвижность» организация текста осуществляется за счет использовании афоризмов, которые в краткой, лаконичной форме подводят итоги каждой части стихотворения.

В следующем стихотворении «Давайте, мальчики!» афоризмы не только организуют текст, но и выполняют дидактическую функцию. Повествование начинается с воспоминаний лирического героя об его молодости:

                                                       Я был жесток,

                                                                                      Я резво обличал,

о собственных ошибках не печалясь.

                                                   Казалось мне –

людей я обучал,

                                                  как надо жить,

и люди обучались.

                                                Но  –

                                                           стал прощать…

Воспоминания резко обрываются многоточием  и восклицательным предложением Тревожная примета! Читатель находится в волнении, пугающей неизвестности, он не знает, что стало с нашим героем. Но в следующей строчке уже спокойным тоном лирический герой рассказывает о своих буднях, работе в университете, что он смотрит на вещи либерально, к нему приходят учиться «надменные и властные» молодые мальчики, которые смеются над слабостями учителя, а он старше их в «своем познании» делает вывод для самого себя: Переставая быть к другим жестокими, быть молодыми мы перестаем. Данное высказывание относится не только к герою, но и ко всем нам. С помощью личного местоимения множественного числа писатель обобщает опыт лирического героя с опытом, наблюдениями читателя. Изречение заставляет нас задуматься: кто-то заглянет в свое прошлое, а  кто-то задумается над настоящим.

Далее идут рассуждения лирического героя о том, что он понимает мальчиков и призывает их действовать «Давайте, мальчики!», но тут же кратким изречением предупреждает их:

           Но знайте,  –

                                                                      старше станете

     и, зарекаясь ошибаться впредь,

                  от собственной жестокости устанете

и потихоньку будете добреть.

                        Афоризм, произнесенный персонажем, еще раз повторяет мысль первого афоризма, с помощью этого автор акцентирует наше внимание, если мы в первый раз не задумались, то во второй раз обязательно остановим свой взгляд на высказывании. Здесь автор использует глаголы в будущем времени и глагол в форме повелительного наклонения знайте, что  показывает обязательность совершаемых событий: если человек перестаем быть жестоким, напористым, то он взрослеет, становится мудрым, добрым и ведет уже размеренный образ жизни, никуда не спешит и не торопится.

                Стихотворение-посвящение В.Барласу начинается с афоризма Не важно – есть ли у тебя преследователи, а важно – есть ли у тебя последователи, тем самым, намечая тему рассуждения. В дальнейшем контексте Е.Евтушенко рассказывает о том, что художник должен творить, писать с вдохновением, «гореть» –  все это не напрасно, принесет свои плоды, творчество будет жить вечно, поэта со временем оценят, поймут, и у него появятся свои последователи:

                                         Да будет слово явлено,

простое и великое,

        как яблоко –

                           с началом яблонь будущих внутри!  

             Таким образом, тема, сформулированная в виде афоризма в начале стихотворения, находит развитие во всем тексте.

             В стихотворение «В лодке, под дождем колымским льющим…»  лирический герой находится в лодке с  якутом Серафимом, глаза которого «полные тоской глухонемой». Герой стихотворения находится в раздумьях, переживает:

я боюсь, что ты меня не любишь,

                                                             и боюсь, что я тебя люблю.

               Ему предстоит важный выбор – признаться в любви или скрывать свои чувства, поэтому он задает волнующие его вопросы своему спутнику якуту: «Серафим, а что такое счастье?». Серафим дает ответы в форме афоризма: Счастье в том, чтобы подольше жить. Высказывание вызывает читателя на дискуссию, ведь для каждого счастье свое. Лирически герой тоже не соглашается с ответом и тут же задает другой вопрос: «А не лучше самой долгой жизни самая короткая любовь?». Якут снова отвечает в краткой, лаконичной форме: Лучше – только и опасно. Кто любил –  тот вряд ли долго жил. Теперь мы соглашаемся со словами Серафима: любовь – это радость, счастье, когда человек ее теряет, то он чувствует себя опустошенным, печалится, так как понимает, что настоящая любовь бывает только раз в жизни. Значит и первая реплика-ответ была истинной, потому что любить – это значит жить. Далее автор сам высказывает свою точку зрения на ответы якута:

Знают это и якут, и чукча,

  как патроны, сберегая дни:

          дорого обходятся нам чувства –

жизнь короче делают они.

                Так писатель с помощью афоризма  обобщает и доказывает правильность рассуждений Серафима.

            Таким образом, афоризмы в стихотворении выражают авторское мнение, и с помощью них дается характеристика персонажа. Якут Серафим человек умный, наблюдательный и способный свои мысли четко, конкретно и ярко донести до собеседника.

                Афоризмов в поэтических текстах Е.Евтушенко закономерны и необходимы. Их невозможно избежать - иначе разрушится стилевое единство повествования. Осмысление, комментарии, характеристика персонажа, выводы писатель дает в афористической форме. Афоризм - необходимый элемент его повествования, который сцепляет части текста, служит психологической  мотивировкой выбора персонажей.

      Список использованной литературы:

  1. Евтушенко, Е.А. Стихотворения и поэмы [Текст]. В 3.т. Т.1. / Е.А.Евтушенко. – М.: Современная Россия, 1987. – 527с.
  2. Евтушенко, Е.А. Стихотворения и поэмы [Текст]. В 3.т. Т.2. / Е.А.Евтушенко. – М.: Современная Россия, 1987. – 528с.
  3. Евтушенко, Е.А. Стихотворения и поэмы [Текст]. В 3.т. Т.3. / Е.А.Евтушенко. – М.: Современная Россия, 1987. – 527с.
  4.  Оболенец, А.Б. Текст: идентификация стиля [Текст] / А.Б.Оболенец // Языковая деятельность: переходность и синкретизм. Сб. ст. научно-методического семинара «Textus». – 2001. – Вып.7. – С.437-444.

© Ю.С.Байкова, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Проблемы перевода поэтического текста

Методическое обеспечение к внеклассному мероприятию в формате "Английский клуб". Тема обсуждения "Проблемы поэтического перевода с английского языка на русский"....

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...