Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «СПП с придаточным определительным»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «СПП с придаточным определительным»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_s_pridatochnym_opredelitelnym.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний)

Форма урока: урок-практикум

Цели: Обучающие:

- повторить изученное о СПП;

–  находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными.
–  производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
Развивающие:

- развивать навык самостоятельной работы с текстом, отрабатывать навыки пунктуационного анализа предложений;

Воспитывающие:

- воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Ход урока

1.Оргмомент.

-У  нас сегодня необычный урок: к нам пришли гости. Это учителя русского языка и литературы нашего района.

-А начать сегодняшний урок я тоже хочу необычно. Прошу вас обратить своё внимание на экран.

Видео – «Русская осень»

-Прозвучал отрывок из новеллы Владимира Пескова «Русская осень».  В ней он описал наблюдения, которые помогают увидеть красоту осенней природы.

-А вы, ребята, любите осень? Поднимите руки, кто любит. А, может, кто-то не любит осень?

-Вот видите, кто-то любит осень, кто-то нет. Но никто не может остаться к осени равнодушным. И это не случайно. Среди времён года осень занимает особое место. Поэтому тема осени – это неизменная тема в творчестве писателей, художников и музыкантов.

-Сегодня на уроке мы с вами, погружаясь в тайны осени, должны будем вспомнить характеристику СПП, порядок его разбора, а также продолжить начатую на прошлом уроке работу над СПП с придаточным определительным. Запишем тему урока. Слайд 1

- В качестве эпиграфа к уроку я взяла предложение опять же из новеллы Пескова «Русская осень»: «Есть в природе пора, когда земля надевает самые дорогие наряды». Давайте запишем это предложение в тетради.

Слайд 2

2. Актуализация опорных знаний.

- Нам нужно разобрать это предложение и дать его характеристику.

  Найдите в этом предложении грамматические основы.

Есть в природе пора, когда земля надевает самые дорогие наряды.

- Какой это вид сложного предложения? (СПП)  

- Давайте вспомним, что мы знаем о СПП.   Слайд 3

Б) Работа по вопросам.

1. Какое предложение называется СПП? Из каких частей оно состоит? (Это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Они не равноправны по смыслу. От главного к придаточному можно поставить вопрос.)

 2. Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? (Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением, после главного или в середине главного предложения)

3. К чему могут относиться придаточные предложения? (Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению)

4. Средствами связи придаточного и главного предложений являются…? (Подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Причём главным средством связи являются союзы и союзные слова, а указательные слова могут и отсутствовать)

5. Чем отличаются союзы и союзные слова? (союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются членами предложения; часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, а союзные слова нельзя изъять; На союз не может падать логическое ударение, На союзное слово может падать логическое ударение)

6. На какие группы по строению и значению делятся СПП?

- Хорошо, вспомнили. А теперь давайте вновь вернёмся к нашему предложению и определим вид придаточного.  Можете пользоваться алгоритмом разбора в ваших папках.   Слайд 4

- Итак, грамматические основы мы уже знаем. Что делаем дальше? Находим главное и придаточное предложение, задаём вопрос.

От какого слова зададим вопрос? Какой же это вид придаточного? Давайте сделаем схему предложения. На доске сделает…

________________________________________________________________

- Переходим к следующему заданию. Слайд 5

- Сейчас вы видите опорную схему СПП с придаточным определительным. Глядя на эту схему, нужно рассказать о придаточных определительных.

________________________________________________________________

- А теперь переходим к следующему заданию. Слайд 6

-  У вас на столах лежат карточки, работаем по ним. Прочитаем предложение.

-Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, а затем вместе объясним орфограммы и пунктограммы.

На з…ре  осе…ий  дождь старательно  пр…кр…пил  к сосновым  веткам  капли-серёжки долго  висевшие  на  каждой иголочке.

Осенний – в прилагательном, образованном при помощи суф. Н от сущ. с основой на Н, пишется НН.

- Найдём грамматические основы. Какое это предложение? (простое) Чем оно осложнено? (причастным оборотом) Какие знаки препинания вы поставили? Почему обособляется причастный оборот?

Слайд 7   Итак, проверьте ещё раз, правильность выполнения задания. Не забудьте графически показать причастный оборот. А каким членом предложения он является?

- А теперь замените причастный оборот придаточным определительным. Что получилось?

Слайд 8

- Как мы задавали вопрос к причастному обороту? Как зададим вопрос к придаточному?

Следовательно, причастные обороты и придаточные определительные являются грамматическими синонимами.

 - Но при замене следует помнить о стилистических различиях между ними. Причастные обороты употребляются, главным образом, в книжной речи, а придаточные определительные - в разговорной.

Слайд 9

- Следующее задание. А теперь произведите обратную замену придаточного определительного причастным оборотом. Что получилось?

Горький  запах  полыни,  что смешивался  с  нежным  ароматом осенних  цветов,  был  разлит  в  утреннем  воздухе.

Слайд 10  Давайте ещё раз объясним постановку знаков препинания в этих предложениях.

________________________________________________________________________________________

- Ребята, я уже говорила в начале урока о том, как часто писатели, художники и композиторы обращались в своём творчестве к теме осени. Поэтому прежде, чем мы перейти к следующему заданию, я предлагаю вам немного расслабиться и послушать прекрасную музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Обрамлением музыки будут репродукции картин русских художников разных лет об осени.

Презентация «Нет ничего прекрасней русской осени» (релаксация)

«Нет ничего прекрасней русской осени», - так написал в своём стихотворении поэт Андрей Дементьев.

-А что вы услышали в этой певучей мелодии Чайковского? (В мелодии прозвучало и расставание с уходящим летом, и сожаление об увядающей природе.) Всё, о чём вы сказали, мы увидели и на репродукциях картин.

 3. Закрепление. Работа с текстом.

Слайд 11

- А теперь давайте обратимся к тексту.  

В каждом  времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть.

   Он любил ясные осенние  дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев.  Ему  нравилась  и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик.

   Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся глубокой  любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Какова тема текста? О чем (о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе, о том, что он любил осень во всех её проявлениях).

Какова основная мысль? ( Чайковский любил осень, любил родную природу и сумел передать эту любовь через музыку слушателям)

-Найдите предложение, в котором заключена основная мысль. Разберём его. Слайд 12

Слушая ее, мы проникаемся глубокой  любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты

 высокого наслаждения прекрасным.

- Назовите главное предложение. Чем оно осложнено?

- Прочитайте придаточное предложение. С помощью чего оно прикрепляется к главному?  

  От какого слова зададим вопрос? Какой вопрос? Какое это придаточное? Сделаем схему в тетрадях и на доске.

Слайд 13

- Теперь давайте найдём другие придаточные определительные  в этом тексте. (ученики находят предложения)

Слайд 14

- Зададим вопросы к придаточным. При помощи чего придаточные предложения прикрепляется к главным? (Союзных слов)

Сделаем схему (2)  предложения. В чём его особенность?

Ему  нравилась  и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик.

4. Рефлексия и подведение итогов урока.

Придаточные  определительные   относятся            к ………………….. .. ….  ……….  в главной части СПП.

Придаточные определительные  отвечают на вопрос ………………        

К главной части придаточные определительные присоединяются при помощи ………………….

Придаточные   определительные могут                  занимать ……………….. по отношению  к главному предложению.

5. Домашнее задание:

1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему я люблю осень?» или

2. Сочинение-миниатюра «Осенняя пора» с использованием СПП с придаточными определительными. Можете использовать эпиграфы, прозвучавшие на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...