Работа с текстом
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему

Курс по выбору "Работа с текстом" для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_tekstom_7_klass.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.

Основные понятия, которыми овладевают учащиеся на занятиях курса, условно можно разделить на три группы. К первой относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи и т.п. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная и хорошая, признаки хорошей речи, точность, выразительность, богатство, логичность речи. И, наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, синтактико-стилистические условия функционирования средств языка и т.п.

Целью курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.

Задачи курса:

- отработка алгоритма анализа текста,

- развитие речевых умений обучающихся,

- развитие культуры исследовательской деятельности обучающихся,

- мотивация обучающихся на проявление инициативы, творчества, самостоятельности.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов – для работы с текстом и др.

Курс рассчитан на 18 часов в год, включает в себя повторение и систематизация знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и контрольные работы.

На занятиях используется тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики, к каждому тексту прилагаются вопросы.

 

Требования к уровню подготовки.

Текст.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

-признаки текста, способы связи частей текста;

-определение «жанра речевого произведения»;

-что такое эпистолярный жанр, лирическая миниатюра и др.

Уметь:

- определять признаки текста, средства связи в тексте;

- составлять тексты определенного жанра (письмо, лирическая миниатюра).

Содержание

Текст. Признаки текста: информативность, единство замысла, цельность, связность, завершенность.

Способы связей частей текста. Лексические и морфологические средства связи.

Структура текста.

Жанры речевых произведений. Эпистолярный жанр. Лирическая миниатюра.

Структура текста

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- что такое текст, его структурные особенности (вступление, основная часть, заключение), абзац;

- роль всех частей текста;

- способы вступления и завершения текста;

- средства перехода от одной части высказывания к другой;

- способы связи частей текста: лексические, морфологические и синтаксические;

- понятие «логической ошибки».

Уметь:

- выделять основные части текста;

- пересказывать содержание каждой части и текста в целом;

- членить текст на абзацы в соответствии со смысловыми частями текста;

- уметь находить ошибки в построении текста;

- уметь определять способ связи предложений в тексте;

- уметь использовать различные средства связи компонентов текста в собственной речевой деятельности.

Содержание

Смысловая цельность, связность и последовательность изложения.

Роль вступления и заключения в структуре текста.

Средства перехода от одной части высказывания к другой. Абзацное членение.

Способы связи частей текста. Лексические и морфологические средства связи. Синтаксические средства связи.

Тема и содержание текста.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «темы», «микротемы», «идеи» текста, «проблемы», «авторской позиции»;

- основные приемы сжатия текста;

- алгоритм работы с текстом;

- понятие «фактической ошибки».

Уметь:

- отличать основную информацию от детализирующей, существенное от несущественного;

- использовать приемы сжатия текста;

- определять тему, микротемы, идею текста, проблему, авторскую позицию;

- вычленять среди проблем актуальные;

- комментировать проблему, формулировать авторскую позицию;

- выражать свое отношение к сформулированной проблеме, аргументируя свою точку зрения;

- находить фактические ошибки с текстом;

- применять алгоритм «Работа с текстом».

Содержание

Тема и идея текста. Ключевые слова.

Микротема. Микротекст.

Основные приемы сжатия текста.

Проблема, авторская позиция. Типы аргументов.

Средства выразительности.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения тропов: эпитета, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюморона, иронии, гротеска и др.;

- определения стилистических фигур: риторических вопросов, обращений; синтаксического параллелизма, лексического повтора, анафоры, антитезы и др.;

- стилистическую функцию изобразительно-выразительных средств.

Уметь:

- находить средства выразительности,

- анализировать оттенки значений слова, употребленных в переносном значении;

- использовать средства выразительности в устной и письменной речи.

Содержание

Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения.

Средства словесного выражения сатиры и юмора: ирония, гипербола, литота, гротеск.

Стилистически фигуры речи: параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, парцелляция и др.

Жанры речевых произведений.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «жанра речевого произведения», «этюда», «зарисовки», «дневника», «отзыва», «лирической миниатюры», «эссе»;

- отличительные признаки жанров;

- особенности функционирования жанров речевых произведений в различных сферах общения, в процессе решения конкретной коммуникативной задачи;

- средства, обеспечивающие точность и полноту передачи содержания высказывания, отбор слов, словосочетаний и предложений в соответствии с темой и жанром.

Уметь:

- определять жанровые признаки изученных речевых произведений;

- анализировать произведения разных жанров;

- создавать свой текст в определенном жанре.

Содержание

Понятие о жанре речевого произведения.

Лирические миниатюры. Этюд.

Очерк и его признаки. Портретный очерк.

Дневник. Путевой дневник. Зарисовки.

Отзыв.

Календарно-тематическое планирование курса

 

№ п/п

Тема основного курса

Дата по плану

Дата факт.

Роль текста в жизни человека

Текст как речевое произведение.

Основная мысль текста. Основные признаки текста. Эпиграф.

Опорные (ключевые) слова

План текста

Абзац. Микротема текста

Связь предложений в тексте

Средства языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

Стили речи

Типы речи

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста.

Зачетная работа:     содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка.

Итоговое занятие. Анализ работ.

Литература:

  1. На пермской земле: сб. диктантов по русскому языку/сост. В. В. Сарапульцева. – Пермь,2008.
  2. Наш Пермский край: учеб. пособие /авт. сост. Л.А.Боровская и др.; Перм. Гос. Пед. ун-т – Пермь, 2011.
  3. Т.М.Пахнова. От предложения - к тексту. От текста – к слову. №№ 2,3 2006г.
  4. Г.А.Бакулина. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями.

№ 3 2005г.

  1. Е.В.Бунеева. Как читают текст наши ученики? № 6 1995г.
  2. Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы- Ростов н/Д: Легион, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...