РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Полетаева Анна Юрьевна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г.

Организация-разработчик:

СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

Разработчик:

Полетаева А.Ю. преподаватель СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

Рецензент

Сергеева В.И.,  преподаватель СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

Рекомендована Методическим советом СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«АВТОТРАНСПОРТНЫЙ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ  

зам. директора по учебной работе

____________ О.Е. Мовшук

                                                                                               «____» ___________2016 года

                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                 

Специальность СПО социально-экономического профиля

Дисциплина:          Русский язык и Литература. Русский язык

2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г.

Организация-разработчик:

СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

        

Разработчик:

______________Полетаева А.Ю. преподаватель СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

Рецензент

_______________Сергеева В.И.,  преподаватель СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

Рекомендована Методическим советом СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

        Протокол №  от «    »                             2016г.

Рабочая программа согласована

Методист ___________  /________________/

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                            

     4

  1. Общая характеристика учебного предмета

6

  1. Место учебного предмета в учебном плане

7

  1. Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

8

  1. Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования

9

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

13

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета

8.   Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины                                                                                                                                                                    

32

      34


  1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета разработана в соответствии:

- с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413;

-Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации по специальностям:

Код групп, принятый в АТЭМК

Код и название специальности согласно ФГОС

Дата утверждения ФГОС специальности

ДБ

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 № 832

ДС

43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 470

- Программой подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ);

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год (далее-Перечень учебников);

- Письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования  от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

- Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г.

«Русский язык и Литература. Русский язык» изучается как базовый предмет.

Целями изучения предмета «Русский язык и Литература. Русский язык» при подготовке специалистов среднего звена является:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,

речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,

правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и

письменной речи в разных речевых ситуациях;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому

взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,

  • осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;

информационных умений и навыков.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий студентов, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят студентам применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Реализация программы планируется в рамках учебников:

  • Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учебю для общеобразовт.организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2015.
  • Гольцова Н.Г. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2011

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общегообразования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования ППКРС, ППССЗ).

«Русский язык и Литература. Русский язык» в профессиональной образовательной организации изучается с учетом профиля получаемого образования.

  1. Общая характеристика учебной дисциплины

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно научного, социально-экономического профилей профессионального образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования русский язык изучается более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.

При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание

уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность

примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, индивидуальных проектов).

При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и

навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.

Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.

В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

3.Место учебной дисциплины в учебном плане

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     теоретические занятия

26

     практические занятия

52

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе: публичное выступление, конспектирование, написание реферата, создание презентаций, выполнение упражнений и тестовых заданий

Форма промежуточной аттестации                                                                               Экзамен

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины.

личностных:

− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных

высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной

деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из  различных источников;

− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:

учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

5.Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования.

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык. Межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его  значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их  употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и  лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний  Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки  ПРЕ-  и  ПРИ-. Гласные  И  и  Ы после  приставок. Употребление  Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по

родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен  прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные  аналитические) формы степеней сравнения.  Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных  Прилагательных. Особенности образования и употребления кратких   прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и  стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Правописание имен прилагательных.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды  имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.

Особенности склонения имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.

Причастие

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.

Грамматические особенности слов категории состояния.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц.

Междометие. Звукоподражательные слова Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.  Классификация предложений.  Предложения простые и сложные.  Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.

Виды предложений по структуре. Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненное и неосложненное предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.  Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте.  Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях.

Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочиненное предложение.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Способы передачи чужой речи. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

                

Наименование модулей, разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, (проект).

Объем часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел 1. Введение. Слово о русском языке.

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Самостоятельная работа №1. Язык как система. Основные уровни языка.

7

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка

и культуры;

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,

культуры и истории народа — носителя языка; анализировать

пословицы и поговорки о русском языке;

• составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)

в устной или письменной форме;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка

позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• определять тему, основную мысль текстов о роли русского

языка в жизни общества;

• вычитывать разные виды информации; проводить языковой

разбор текстов; извлекать информацию из разных источников

(таблиц, схем);

• преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли

русского языка в жизни человека

2

Раздел  2. Лексикология.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

Практические занятия №1, 2, 3

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — вы-

ведение алгоритма лексического анализа.

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи,

выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами раз-

личных сфер употребления.

Лексический анализ слова.

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.

Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа №2. Сленг в речи современной  молодежи.

13

Аргументировать различие лексического и грамматического

значения слова; опознавать основные выразительные средства

лексики в публицистической и художественной

речи и оценивать их;

• объяснять особенности употребления лексических средств в

текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать

необходимую информацию из лексических словарей разного типа

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших

слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и

справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту

информацию в различных видах деятельности;

• познавать основные виды тропов, построенных на переносном

значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

1

Раздел 3. Фразеология.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практические занятия № 4, 5

 Фразеологический анализ слова. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

4

Аргументировать различие лексического и грамматического

значения слова; опознавать основные выразительные средства

фразеологии  в публицистической и художественной

речи и оценивать их;

• объяснять особенности употребления лексических средств в

текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать

необходимую информацию из лексических словарей разного типа

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших

слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и

справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту

информацию в различных видах деятельности;

• познавать основные виды тропов, построенных на переносном

значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

1

Раздел  4. Фонетика, графика, орфоэпия.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Практические занятия № 6,7

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского

языка.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

Наблюдение над выразительными средствами фонетики.

Самостоятельная работа №3. Типы орфоэпических ошибок.

9

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин-

формацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных

орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в

различных видах деятельности;

• строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил,

по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения

признаков, характеристик, фактов и т. д.;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических сло-

варей и справочников; опознавать основные выразительные

средства фонетики (звукопись)

1

Раздел 5. Морфемика, словообразование.

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Правописание сложных слов.

Практические занятия №8,9

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с

морфемами-синонимами.

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообра-

зовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных

словообразовательных моделей и способов словообразования.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных

слов, слов одной структуры.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания

внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

4

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

• проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из

таблиц, схем учебника;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную

связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных

и этимологических словарей и справочников,

в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения право-

писания и лексического значения слова

1

Раздел 6. Морфология и орфография.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Орфографические правила.

Практические занятия»10, 11, 12, 13

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

8

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

• проводить морфологический, орфографический, пунктуацинный анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из

таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа

проделанной работы;

• определять круг орфографических и пунктуационных правил,

по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при-

знаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по

теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую

тему в устной или письменной форме; анализировать текст с

целью обнаружения изученных понятий

1

Раздел 7. Самостоятельные  и служебные части речи.

 

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Практические занятия.

 Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных

моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

Самостоятельная работа №4.

Нормативные словари русского языка и справочники

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Употребление междометий в речи.

Практические занятия №14-24

 Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных

моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

32

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

• проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из

таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа

проделанной работы;

• определять круг орфографических и пунктуационных правил,

по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при-

знаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по

теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую

тему в устной или письменной форме; анализировать текст с

целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм.

1

Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения. Типы односоставных предложений.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Типы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Типы бессоюзных предложений.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Практические занятия №25-34

Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.

Наблюдение над существенными признаками словосочетания.

Особенности употребления словосочетаний.

Синонимия словосочетаний.

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.

Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений

по схемам.

Составление связного высказывания с использованием  предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

20

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать

его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей

роли, проводить языковой разбор (фонетический,

лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический,

пунктуационный);

• комментировать ответы товарищей;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из

таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа

проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных

правил, по которым следует ориентироваться в

конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения

изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

• составлять синтаксические конструкции (словосочетания,

предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,

соблюдая основные синтаксические нормы;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при-

знаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по

теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

• составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных

словарей и справочников по правописанию; использовать эту

информацию в процессе письма;

• производить синонимическую замену синтаксических конструкций;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую

тему в устной или письменной форме;

• пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых

и сложных предложениях;

• составлять схемы предложений, конструировать предложения

по схемам.

1

Раздел 9. Стилистика

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Практические занятия №35-37

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Анализ структуры текста.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

Самостоятельная работа №5. Писатели и ученые о влиянии языка средств массовой информации на современную литературную речь.

20

Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

• вычитывать разные виды информации;

• характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

• выполнять лингвостилистический анализ текста; определять

авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения

по проблеме текста;

• характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,

указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

• составлять связное высказывание (сочинение) в устной и

письменной форме на основе проанализированных текстов;

определять эмоциональный настрой текста;

• анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы-

разительности, уместности употребления языковых средств;

• подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной

функциональной направленности с точки зрения соответствия

их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин-

формационными сообщениями, докладами на учебно-научную

тему;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым

этикетом отдельных народов России и мира;

• различать тексты разных функциональных стилей (экстра-

лингвистические особенности, лингвистические особенности

на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• анализировать тексты разных жанров научного (учебно-

научного), публицистического, официально-делового стилей,

разговорной речи;

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей,

жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,

репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,

беседа, спор);

• подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;

осуществлять информационную переработку текста, создавать

вторичный текст, используя разные виды переработки текста

(план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

1

117 часов (78ч. аудит. +39 ч. самост. работа)

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета.

Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:

•  многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,  инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные

или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

7.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного русского языка и литературы.

        Оборудование учебного кабинета: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор

        Технические средства обучения: посадочные места по количеству студентов, место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий, комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном носителе, подключение к сети Интернет.

7.2.Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник

для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.

Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учебю для общеобразовт.организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2015.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2011

Гольцова Н.Г. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2014

Львова С.И. Таблицы по русскому языку.  М., 2014

Маслов В.Г. Культура русской речи. М., 2012
Русский язык в задачах и ответах: Сборник задач / Б.Ю. Норман. - М, 2011.

Дополнительная литература:

Большой словарь синонимов и антонимов русского языка: 100 000 слов и словосоче-

таний / сост. Н.И. Шильнова. М., 2015

Большой фразеологический словарь русского языка / Отв. ред. В.Н. Телия.        М., 2012

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Ок.

110 000 слов.        М., 2011

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы.         М., 2012
Машина О.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М, 2011

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 2015

Орфографический словарь русского языка: 80 000 слов / под ред.  С.Г. Бархударова. СПб, 2013

Интернет-ресурсы

Znanium.com

uchportal.ru

Ucheba.com (www.uroki.ru)

metodiki.ru 

posobie. ru

spravka.gramota.ru 

slovari.ru/dictsearch 

gramota.ru

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, тестирования, исследований и др.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

 личностные:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметные:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
  • Конспектирование;
  • практические занятия;
  • лексико-фразеологический разбор; задания по лексическим, орфоэпическим и фразеологическим словарям;
  • умение писать сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе;
  • работа со словарями;
  • опрос с использованием таблиц;
  • конструирование текста в определённом стиле и жанре с использованием заданных синтаксических структур;
  • создание текста по жизненным впечатлениям учащихся;
  • составление  плана текста, выписка тезисов, его пересказ;
  • сообщения, доклады и рефераты;
  • словарная работа;
  • работа с техническими текстами;
  • выступления учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя  русского языка и литературыМКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....

Рабочая программа по литературе для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ "МО г. Нягань "СОШ№4" Андреевой Альмиры Даниловны

Данная рабочая программа рассчитана для изучения литературы в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствии с положением ФГОС общего образования....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо  учебной  дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»...

Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература.Русский язык".

Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" для всех специальностей....

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык"

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык"...