публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы
материал по русскому языку на тему

Назарова Мария Михайловна

Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Шугуровская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского района Республики Мордовия

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского, родного языков и литературы»    

Автор: учитель русского, родного

                                       языков и литературы –

                                                Назарова Мария Михайловна

  1.  Актуальность и перспективность опыта.

           Считается, что из двух функций школы - обучающей и воспитывающей – приоритетной должна быть воспитывающая функция. Потому что воспитание в школе переживает особенно тяжкие дни. И в школе должна быть создана такая воспитательная система, которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя. Тогда урок становится средством развития  личности, средством воспитания, а не средством передачи знаний.

Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы.  

.

         Центром обучения и воспитания учащихся духовно-нравственным принципам является школа.

         Школа ставит перед собой такие задачи: создание единого образовательного пространства, позволяющего обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения; модернизация воспитательной системы школы,  с целью распространения традиций и обычаев русского, мордовского  народов; совершенствование механизмов взаимодействия школы с социумом в целях реализации этнокультурного воспитания и обучения учащихся.

        Большое внимание в настоящее время отводится изучению не только русского языка, но и мордовских языков

        На уроках русского,  родного языков и литературы и во внеурочное время просто необходимо показать детям бережное отношение к родному слову, к родному языку, к историческому прошлому своего народа, понять и познать себя наряду с русскоязычной нацией, как представителя мордовской нации

2. Концептуальность опыта.

         По самой природе учащиеся ориентированы не на избирательное, а почти энциклопедическое получение информации. А у школьного педагога положение в этом смысле не на самом высоком уровне. С годами почти единственным «коньком» учителя остаётся его предмет. Отсюда блёкнет у детей и само восприятие учителя как личности, ибо их мировоззрение не терпит однобокости. Поэтому иногда учитель чувствует недостаточность и узость своего образования. Отсюда вытекает необходимость дополнять своё образование.

. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре русского и мордовского народа. В связи с этим новизна моего опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, а использовании педагогических инноваций в процессе обучения, возрастных особенностей и психологии.

Все это  развивает самостоятельность мышления, воображение, способствуют нравственной стабильности личности, выработке нравственных идеалов, позволяющие воспитывать у детей национальную память, то есть формировать у них внимание к духовной культуре русского и мордовского  народов, интереса и уважения к его историческому прошлому. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.

Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование игровых, информационных технологий, личностно-ориентированное обучение.

       В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю

Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной личности.        

  1. Наличие теоретической базы опыта.

В течение всего времени преподавания русского и мордовского языков,  мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. Использую в своей работе статьи и разработки уроков, мероприятий, журналов и газет .

Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, рабочие программы по русскому, родному языкам и литературе, элективных курсов, большое количество материала к внеклассным мероприятиям, проверочным и тестовым работам, презентации .

4.   Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является  « Духовно-нравственное воспитане учащихся на уроках русского, родного языков и литературы.»    Хотелось бы, чтобы школьники дорожили прошлым своего народа, знали свой язык, общались на нём.

  1. Оптимальность и эффективность средств.


         Выбор технологий и методик обучения, форм общения с учащимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только ученикам, но и самому педагогу. Самообразование учителя позволяет ему стать  более успешным, а, следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания.

       

 Для решения  вышеуказанного необходимо:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

-создать обстановку для естественного самовыражения.

На уроках применяю элементы технологии сотрудничества, групповой работы, командных игр и заданий, тестирование.

      Ещё применяю показ презентаций,  которые выполняю сама и ученики, используя мультимедийные технологии. Вместе и самостоятельно подбираем материал к уроку, используя Интернет-ресурсы и кабинеты русского, родного языков и литературы.      

       На элективных курсах ребята ведут исследовательскую работу, сочетая историю с литературой и языком. Работая над проектом «Не утихнет наша память» наряду с материалом о занятиях мордвы, одежде, украшениях.  учащиеся подбирали сведения и о песнях, легендах, сказаниях.

      Большую практическую направленность, вносящую познавательный характер, имеют внеклассные мероприятия. Ребята вместе формируют темы творческих работ, определяют виды деятельности. Роль учителя – организатор, направляющий деятельность учащихся.

  1.  Результативность опыта 

Известно, что осознание успеха неразрывно связано с признанием достижений личности окружающими. При этом ученикам важно увидеть, что результат их деятельности реально востребован на практике. Конечный результат может быть в различной форме- раздаточный материал, презентации «Power Point»

. Использование педагогом технических инноваций и различных форм и методов урока, используемых в процессе обучения, позволяет не просто вложить в каждого обучаемого некий запас знаний, но и создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Ученики учатся излагать свои мысли, выступать публично, приобщаться к национальной культуре русского и  мордовского народа, т.е. жить в обществе.

 Работая над проблемой «Развитие интереса учащихся к культуре и традициям мордовского народа» мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь во внеурочной деятельности учащихся. Было создано несколько исследовательских работ: «Быт жителей сёл Симкино и Шугурово в 19 веке», «Традиции и обряды  мордовского народа», «Культура и быт мордвы».

Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Мои воспитанники активно участвуют в творческих конкурсах, активные участники школьных  внеклассных мероприятий,

Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей родного, русского  языков и литературы, выступаю с докладами, провожу открытые мероприятия на школьном и муниципалном уровне

. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации.

7. Возможность тиражирования;

В целях обмена опытом с коллегами провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер- классы, выступления на  совещаниях, МО учителей, на районных августовских педагогических конференциях.

Свой материал размещаю на сайте МБОУ «Шугуровская СОШ» Большеберезниковского муниципального района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя математики Беляевой Л.К.

Обобщение опыта учителя математики МОУ «СОШ № 9» Беляевой Л.К. по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках  математики  как условие развития конкурентоспосо...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры  МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»Киселевой Ирины Валентиновны«Приобщение учащихся к здоро...

Публичное представление собственного инновационного опыта работы

Значение опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры и ОБЖ

         Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоро...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...