Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»
учебно-методическое пособие по русскому языку (9 класс) на тему

Уланкова Наджеда Юрьевна

 Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  курса по выбору

«Стилистика русского языка»

Учитель  Уланкова Надежда Юрьевна,  МБОУ  «Сош № 30» города Чебоксары

Пояснительная записка

                                                Актуальность программы

   На современном этапе развития общества перед образованием стоит задача воспитания личности, владеющей языковыми нормами в произношении, ударении, словоупотреблении. Культурный человек должен легко строить текст, пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи.

 Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии.

     

                                                  Особенности программы

   Особенностью данной программы является изучение информации, способной вызвать познавательный и практический интерес у учащихся и представляющей несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением правил стилистики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке.

                           Возраст учащихся и сроки реализации программы

   Курс рассчитан на 17 часов в год и предназначен для учащихся 9 класса.

                                      Направления  программы

    Программа   курса по выбору  составлена с опорой на следующие пособия.

1. И. Голуб. Стилистика русского языка. – М.; Айрис Пресс, 2002.

2. К.С. Горбачевич. Нормы современного русского языка. – М.; Просвещение, 2001г.

3. Н.А.Сенина. Русский язык. ГИА-2011. – Ростов-на-Дону; Легион,2011.

   Цель курса – научить школьников стилистическому подходу к использованию языковых средств, вырабатывать лингвистическое чутьё, любовь к хорошей, правильной речи и нетерпимость к неоправданному снижению стиля.

Задачи курса

1Пробудить интерес учеников к освоению норм русского литературного языка.

2.Формировать  у учащихся  навыки точного выбора слова, правильного произношения, словоупотребления.

3.Обучать умению опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения стилевой принадлежности..

4.Обучать умению школьников работе с текстом.

5. Научить стилистическому   анализу текстов.

6. Научить писать сочинения разных жанров.

   Психологическая поддержка программы

   Программа составлена с учётом особенности мышления детей 15-16 лет. Чередуются теоретические и практические формы занятий, тестирование на компьютере.

    Пути реализации и формы организации педагогического процесса

Программа реализуется  на занятиях теоретического и практического циклов. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, а практические – в форме поисковых работ, умозаключений и выводов, самостоятельного составления  упражнений, работы за компьютером.

 

     Методическое обеспечение программы

    Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств. В процессе обучения предполагается использование таких методов обучения, как лекция,  беседа, тестирование, проблемное изложение учебного материала, исправление лексических, морфологических, синтаксических, стилистических ошибок. Школьники учатся опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

        Условия реализации программы

    Для реализации программы необходима  литература по нормам русского языка, словари, учебно-тренировочные материалы для каждого ученика и компьютеры для практических занятий.

 При составлении рабочей программы учитывались такие факторы, как

-уровень способностей учащихся;

-характер   учебной   мотивации; качество   учебных   достижений;

-образовательные потребности; возможности педагога;

-состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, 5-8 классов, которая закладывает  основы  образования по русскому языку.

       Прогнозируемые результаты реализации программы

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

 • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Предметные результаты.

   Учащиеся должны освоить:

    - систему знаний о языке, о требованиях к грамотной, нормированной речи;

    -нормы современного ударения, произношения;

    -нормы словоупотребления;

    -определение понятий «литературный язык»; «языковая норма», «точность речи»;

    -  типологию речевых и грамматических ошибок;

    -роль и место русского литературного языка в современном мире;

    - историю и законы развития языка.

    Учащиеся должны уметь:

     -анализировать, сопоставлять и группировать языковые факты;

     - находить ошибки у одноклассников и  в предлагаемых тестах и уметь доказывать правильность своего выбора;

     -работать с текстом, осуществлять информационный поиск;

     - подбирать примеры и иллюстрировать ими правила;

     -уметь выражать свои мысли ясно и чётко, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики.

     -находить верный ответ из множества вариантов.

Основное содержание программы

1. Предмет изучения стилистики.

2. Выбор слова в зависимости от стиля. Смысловая точность слова. Стилистическое использование синонимов. Паронимия и парономазия.

3. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка и как стилистический приём. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской.

4. Стилистическая окраска фразеологизмов

5. Особенности научного, официально-делового, разговорного, публицистического и   художественного стилей.

6. Стилистика словообразования, морфологии, синтаксиса.

7. Комплексный анализ текста.

8. Сочинение публицистического характера

9. Сочинение на лингвистическую тему.

10. Свободный диктант. Сжатое изложение.

11. Языковые средства выразительности. Благозвучие речи. Звукопись.

12. Устранение недочётов и речевых ошибок в тексте.

13. Устранение ошибок, связанных с употреблением причастного и деепричастного оборотов.

14. Стилистическая правка текста.

           Календарно - тематическое планирование

№№

п/п

                         Тема урока

     Вид контроля

Материально- техническое обеспечение

Дата по плану

Дата провед.

                                                                                 I четверть

 1

Что изучает стилистика. Стили речи

Таблица «Стили речи»

2

Выбор слова в зависимости от стиля. Смысловая точность слова.

Фронтальный опрос

Карточки с текстом

3

Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка и как стилистический приём

Взаимопроверка

Презентация

4

Паронимия и парономазия.

Тестирование

5

Стилистический анализ текста

Фронтальный опрос

Презентация

                                                                             II четверть

6

Особенности научного, официально-делового, разговорного стилей

Взаимопроверка

Презентация

7

Р/р Сочинение на лингвистическую тему

Сочинение

8

Особенности публицистического и художественного стилей

Фронтальный опрос

Карточки с текстом

9

Лексические образные средства (тропы)

Тестирование

Тесты

10

Сочинение публицистического характера по тексту

Сочинение

                                                                             III  четверть

11

Стилистика словообразования. Стилистическая оценка вариантов управления

Тестирование

                                                                                 IV четверть

12

Стилистика разных типов простого предложения

Письменная работа

13

Средства  экспрессивной речи

Взаимопроверка

Карточки с текстом

14

Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций

Фронтальный опрос

Тесты

15

Комплексный анализ текста

Тестирование

Карточки с текстом

16

Сочинение на лингвистическую тему

Сочинение

17

Стилистическая правка текста

Тестирование

Карточки с текстом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Элективный курс «Стилистика русского языка» для 10 класса

    Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет ус...

Дополнительный курс «Стилистика русского языка»

Дополнительный  курс «Стилистика русского языка»  предназначен для углубленной подготовки учащихся десятого класса  в той области русского языка, которая связана с  типами и ...

Рабочая программа элективного курса "Стилистика русского языка"

Рабочая программа  элективного курса по стилистике русского языка....

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Элективный курс по русскому языку "Стилистика русского языка"

Лингвистический элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 34 часа. В предлагаемом курсе приводятся основные понятия ...