Модель урока русского языка "Лабораторная работа для учащихся 6 А класса "Учись определять способ образования слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 Представляю вашему вниманию модель урока русского языка "Лабораторная работа дляучащихся 6 А класса "Учись определять способ словообразования слова".

 Материал может быть полезен учителям русского языка, работающим в 6-8 классах по любым УМК и реализующим ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_uroka_labor_rabota.docx18.23 КБ
Файл slovoobrazovanie_ryadom_s_nami.pptx105.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Модель урока

       « Лабораторная работа по русскому языку для учащихся 6 А класса

                        «Научись определять способ образования слова».

Цель учителя:

-  формирование навыка правильного определения   обучающимися способов образования слов в русском языке (контроль  за сформированностью умений и навыков).

Задачи:

- обеспечить знание обучающихся  основных способов образования слов в русском языке, научить безошибочно  определять способ образования предлагаемого слова;

- развивать умение определять способ образования, наблюдательность, внимание, умение сравнивать и рассуждать;

- воспитывать интерес к изучению русского языка, отношения взаимопомощи и выручки.

 Цели учащихся:

- знать  основные способы образования слов в русском языке;

-  уметь определять способ образования слова.

Тип урока:  урок контроля знаний и умений обучающихся.

Оборудование: компьютер, экран, презентация Журавлевой Сони (прилагается), С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык (год издания любой) на рабочих  столах, инструкция для учащихся (одна на каждом рабочем столе), тетради  для контрольных работ.

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  Учитель: Здравствуйте!  Посмотрите внимательно на оборудование  ваших рабочих мест  и подумайте, чем мы сегодня  будем заниматься на уроке, откройте тетради, запишите число, тему  урока (конкретизируется учителем после небольшого обмена мнениями).

  1. Лабораторная работа «Научись определять способ образования слова»

   Ход работы:

   Учитель:

          А) Перечислите и кратко расскажите об известных вам способах образования слов в русском языке  (6 учеников по цепочке рассказывают и записывают на доске понятия (способы образования): приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход прилагательных  в существительные).

Учитель:

          Б) Журавлева Соня  подготовила презентацию «Примеры слов с разными способами образования». Смотрим, слушаем, делимся впечатлениями, обсуждаем, исправляем ошибки (если они есть).

     Учитель: Продолжаем нашу работу. Перед вами слова (23 слова):

               В)  Притихнуть, ск…лолаз, взрослые, г…рьковатый, отлет,   невежливый, н…востройка, спецодежда, обманщик, рабочий, повтор, ЧОП, прил…тел, ч…мпионка, пр…вдивый, пис…менный, январский, подснежник, сп…собности, р…шение, напарник, РФ, в…гончик.

   Учитель:

            Г) Запишите  в  тетрадях (в столбик) эти слова. Сначала объясним пропущенные орфограммы (без этого нельзя дальше работать со словами). Зная  известные  способы образования слов, используя инструкцию, которая перед вами,  через 5 шагов  мы благополучно  определим  способ образования каждого слова из предложенного списка и, значит, научимся определять способ образования любого слова.

                          Инструкция для учащихся (одна на каждом столе).

                         Читай внимательно и выполняй требования:

      1)  Дай каждому слову, пользуясь словарем, толкование, т.е. определи его  лексическое  значение.

2)  Сравни состав данного слова с однокоренными (двумя-тремя).

3)  Для каждого слова отыщи  максимально близкое к данному.

4)  Определи, при помощи какого средства оно образовано, т.е. определи способ образования.

5)  Сделай  вывод о том, каким способом образовано каждое из данных слов.

6)  Сделай  записи  в тетради.

7)  Проверь  свою работу и, если уверен, сдай  ее.

  Д)  Окончание работы,  учащиеся сдают тетради.

 3. Рефлексия. Подведение итогов урока, обмен мнениями.

 4.  Домашнее задание.

  Определить способ образования 10-12 слов, выбранных самостоятельно.

   

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словообразование рядом с нами Выполнила Журавлева Соня, 6 а.

Слайд 2

4 + 2 В русском языке слова образуются от других слов четырьмя морфологическими способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным . Также слова образуются двумя неморфологическими способами: сложением основ, сложением слов, переходом одной части речи в другую.

Слайд 3

Мой текст Недавно я отправилась на прогулку в осенний лес. В это время года он особенно прекрасен. Деревья приобрели разноцветный окрас : березки пожелтели , осинки покраснели . Медленно и плавно падают листья, которые уже не могут удержаться на веточках , их сдувает сильный осенний ветер. Тихо, спокойно вокруг. Главное – я вернулась с прогулки счастливой.

Слайд 4

Проверьте меня Я определила Недавно – приставочный способ Прогулка – приставочно-суффиксальный Осенний – суффиксальный Приобрели – приставочный Разноцветный – сложение Окрас – бессуффиксный Березки, осинки – суффиксальный

Слайд 5

Проверьте меня Пожелтели, покраснели - приставочный Веточках – суффиксальный Сильный – суффиксальный Главное – переход одной части речи в другую.

Слайд 6

Спасибо! Надеюсь, что хорошо справлюсь с лабораторной работой. И вам желаю этого же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...