Таблицы по русскому языку для учащихся 5-7 классов
материал по русскому языку по теме

Таблицы по русскому языку для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsy_po_russkomu_yazyku.docx662.86 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЫ И ЗВУКИ РЕЧИ

Гласные буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Гласные звуки: [а],  [о],  [у],  [э],  [и],  [ы]

Согласные звуки

звонкие

глухие

твёрдые

мягкие

[б]

[п]

[б]

[б']

[в]

[ф]

[в]

[в']

[г]

[к]

[г]

[г']

[д]

[т]

[д]

[д']

[ж]

[ш]

[з]

[з']

[з]

[с]

[к]

[к']

[л]

[л]

[л']

[м]

[м]

[м']

[н]

[н]

[н']

[р]

[р]

[р']

[й']

[п]

[п']

[щ']

[ф]

[ф']

[х]

[х]

[х']

[ц]

[с]

[с']

[ч']

[т]

[т']

[ж]

[ш]

[ц]

[й']

[щ']

[ч']

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

2 звука: [й'э], [й'о], [й'у],[й'а]        1 звук: [э], [о], [у], [а]

  1. В начале слова        1) после согласной

Юля [й' у́ л̕ а]            мел [м' э́ л]

Ель [й' э́ л']            люк [л' у́ к]

  1. После гласной

Линия [л' и́ н' и й' а]

  1. После ь, ъ

Льёт [л' й' о́ т]

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

части речи

вопросы

грамматические значения

примеры

Имя существительное

Кто? что?

Предмет

Стол, птица, девочка, кот

Имя прилагательное

Какой? какая? какие? чей?

Признак предмета

Белый, добрая, стеклянный

Глагол

Что делать?

Что сделать?

Действие предмета, состояние

Крикнул, петь, болею, слышать

Наречие

Как? Куда? Где? Почему? Зачем?

Признак действия или признака

Никогда, красиво, далеко

Имя числительное

Сколько? Который?

Количество или порядок при счете

Десять, пять, второй

Местоимение

Кто? Что? Который? Сколько?

Указывает на предмет, признак, но не называет его

Он, я, вы, себя, никто, нечто, мой, кто-то

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

части речи

значение

примеры

Союз

Связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного

И, но, а, чтобы, или, если, хотя, потому что

Предлог

Служит для связи слов

Над, по, из, около, благодаря, для, несмотря на

Частица

Выражает дополнительные оттенки значения

Ли, только, даже, что за, лишь, не, ни, разве, -либо-то

МЕЖДОМЕТИЕ

Особые слова, которые выражают чувства или побуждения к действию,

но не называют их.

Ах, ох, ну, увы, алло, ау, стоп, ого.

СЛОВА СОСТОЯНИЯ

Слова, которые обозначают состояние живых существ, природы, окружающей среды и

отвечают на вопросы как? каково?

В лесу холодно и сыро. Мне скучно

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1.        Значение: предмет.

2.        Вопросы: кто? что?

3.        Начальная форма: в им.п.,ед.ч.

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

А) - Собственное существительное обозначает один-единственный предмет из ряда подобных (имена, отчества, фамилии, прозвища, географические названия, названия исторических событий, книг, газет, журналов, заводов и фабрик, фирм, кафе и ресторанов, магазинов, пароходов, марок и сортов различных предметов - автомобиль «Москвич», конфеты «Чебурашка», крем «Алиса»).

-Нарицательное существительное называет целую группу предметов одним словом (деревня, художник).

Б)         Одушевлённые        неодушевлённое

        предметы живой природы        неживые предметы

        оса, паренёк, заяц        поле, телевизор, стол

В) Род (женский, мужской)

Г) Склонение

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж.р., м.р. а я

М.р. о  

С.р.     о е

Ж.р. на Ь

Москва

конь о

мать о

заря

окно

мышь о

дядя

море

рожь о

Склонение 一 изменение слова по падежам.

Разносклоняемые сущ.- время, имя, темя, бремя, семя, племя, стремя, вымя, знамя, пламя, путь.

Несклоняемые сущ.- слова не изменяются по падежам и числам. Например, кенгуру, какао, кофе, радио, мадам, метро, Сочи, Баку, Дюма.

НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

А) Число (единственное, множественное)

Не имеют формы множественного числа 一 любовь, честность, белизна.

Не имеют формы единственного числа — каникулы, сутки, бусы, именины, сливки, щи.

Б) Падеж

Именительный        кто? что?

Родительный        кого? чего?

Дательный        кому? чему?

Винительный        кого? что?

Творительный        кем? чем?

Предложный        о ком? о чём?

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Вся комната янтарным блеском озарена.

Арфа – старинный щипковый инструмент.

Мне купили юбку в клетку.

В лесу было холодно.

Окончания имён существительных

падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.п.

- и

-

- и

Д.п.

- е

-

- и

П.п.

- е

- е

- и

Склонение существительных на –ИЯ, ИЙ, ИЕ

падеж

-ИЯ

-ИЙ

-ИЕ

Р.п.

- и

-

-

Д.п.

- и

-

-

П.п.

- и

- и

- и

Разносклоняемые существительные на –МЯ

ИМЯ, СЕМЯ, СТРЕМЯ, ПЛЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ, ВЫМЯ, ТЕМЯ, ВРЕМЯ, ЗНАМЯ и ПУТЬ

падеж

Сущ. на –мя, путь

Примеры

Р.п.

- и

имени, пути-

Д.п.

- и

по имени, пути -

Т.п.

- ем  (-ём)

именем, путём

П.п.

- и

об имени, пути

О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

существительных и прилагательных

О

(под ударением)

Е

(без ударения)

суффикс

хомячо́к

дружо́к

борцо́вский

кусо́чек

бе́жевый

до́ченька

окончание.

за грачо́м

большо́го

лучо́м

за камышо́м

това́рищем

хоро́шего

учи́лищем

ла́ндышем

И-Ы после Ц

И

в корне существительных,

в словах на -ЦИЯ

Ы

в окончаниях существительных,

притяжательный суффикс

цифра

цикл

трапеция

ножницы

страницы

сестрицын

НО! Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц

О-Ё после шипящих

Ё

(под ударением)

О

(без ударения)

жёлудь

бечёвка

расчёска

ЗАПОМНИ!

шоссе, шофёр, жокей,

жонглёр, шоколад, шотландец

НО! Крыжовник, капюшон,

шорох, шок, шов

Щ-Ч

в суффиксах –ЧИК, -ЩИК

- чик

после д-т

з-с

ж

-щик

в остальных случаях

извозчик

перебежчик

каменщик

сварщик

Правописание гласных в суффиксах –ек-, -ик-

Просклоняй слово и если:

Выпадает гласная, то

-ек-

Не выпадает гласная, то

-ик-

кусочка – кусочек

орешка - орешек

ключика – ключик

мячика - мячик

Соединительные гласные О-Е в сложных словах

О

(после твёрдых согласных)

Е

(после мягких согласных,

шипящих согласных и Ц)

пароход

земноводные

путешествие

общежитие

птицелов

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

  1. Часть речи. Общее значение.        Из-за леса поднимается солнце.
  2. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
  2. Постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное
  • одушевлённое или неодушевлённое
  • род, склонение
  1. Непостоянные признаки:
  • падеж, число
  1. Синтаксическая роль.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Неизменяемые

в-(во-)(взо-), вы-, до-, за-(изо-), ко-,на-, над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-),

от-(ото-), па-, пере-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-

Приставки ПРИ-, ПРЕ-

ПРИ-

ПРЕ-

Приближение:

приезжать, прилететь, приплыть

В значении приставки ПЕРЕ-:

прервать, преграда

Присоединение:

присоединить, привинтить, приклеить

В значении «очень»:

премудрый, престарелый, преумный

Близость:

пригород, Приморье, пришкольный

Неполнота действия:

приоткрыть, прилечь, прикрыть

Незавершенное или, наоборот, завершенное, но кратковременное действие:

приголубить, прихлопнуть

Значение попутного действия:

вприкуску, присвистнул;

Значение действия в своих интересах: притеснять

Значение слабо выраженного действия или признака:

причудливый, принарядится

Слова с ПРИ-, ПРЕ-, которые следует запомнить

Происхождение слова

ПРЕ

ПРИ

Заимствованные слова

(в них приставки ПРЕ и ПРИ искать не надо)

ПРЕстиж

ПРЕзидент

ПРИватный

ПРИвилегия

ПРЕмьера

ПРЕлюдия

ПРИмадонна

ПРИмитивный

ПРЕтензия

ПРЕцедент

ПРИоритет

Русские слова с утраченным значением приставки

ПРЕклонный возраст

ПРИниматъ

ПРИятный

без ПРЕувеличения

ПРИвередливый

ПРИгожий

ПРЕкословить

ПРИвычка

ПРИмета

ПРЕкрасный ПРЕлестный

ПРЕлестный

ПРИмечание

ПРИлежный

ПРЕльститься ПРЕподносить

ПРЕподносить

неПРИглядный

ПРИсутствие

ПРЕрекаться

ПРИскорбный

без ПРИкрас

камень ПРЕткновения

ПРИстрастный

ПРИсущий

предуПРЕждение

ПРИсягать

ПРЕобладать

ПРЕодолевать

Однокоренные слова с разным лексическим значением

ПРЕ

Пребывать(в чем?) - быть

Превратности - сложности

Предавать - изменять (кого?), предатель

Предел - граница

Презирать – пренебрегать

Преклонять колени/голову,

Преклоняться – ценить

Коленопреклонённый

Непреложный -обязательный

Непременный - обязательный Непрестанно - постоянно

Преступить - уст. нарушить что-либо Преступник       Клятвопреступление Претерпевать - терпеть

Претворять - воплощать

ПРИ

Прибывать (во что?) – приезжать

Привратник

Придавать (что?) 一 добавлять: придавать значение

Придел — пристройка в храме со своим алтарем

Призреть (уст.) - заботиться, беспризорник Приклонять голову,

Приклонять - приближать

Приложить, прилагать - приблизить Прилагательное

Применить - использовать

Пристанище - приют

Приступить - начать

Притерпеться — привыкнуть

Притворяться — изображать ложные чувства

Притворщик

Буквы З,С на конце приставок

без-

звонкая согласная

бес-

глухая согласная

бездарный – бесшумный

воз- (вз-)

вос- (вс-)

взлететь – вскрикнуть

из-

ис-

известие – исправить

низ-

нис-

низвергать – ниспадать

раз- (роз-)

рас- (рос)

разговор – рассказывать

обез-

обес-

обезболить – обессилить

через (чрез-)

черес-

чрезмерный - чересполосица

Буквы Ы,И после приставок, оканчивающихся на согласную

Буква Ы пишется:

после русских приставок

без-,  вз-, об-, из-, над-, от-, пред-, раз-, с-, под-

безЫнтересный, взЫскать, обЫграть, изЫскать, отЫскать, предЫстория, разЫскать, сЫскать, подЫскать

Исключение:

взИмать

Буква И пишется:

1) после приставок меж-, сверх-

межИздательскийсверхИнтересный

2) после заимствованных приставок: дез-, контр-, пост-суб-супер-, транс-, пан-

контрИгра, дезИнформация

3) в сложных словах

медИнститут, санИнспекция

4) после числительных двух-, трёх-, четырёх-

двухИгольный, трёхИмпульсный

РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

разряды

признаки

1. качественные

1.        образуют степени сравнения: более тёмные 

2.        образуют краткую форму: темна (туча) 

3.        сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком: очень тёмный

4.        образуются сложные прилагательные: тёмный-тёмный

5.        образуют прилагательные с не-: нетёмный

2. относительные

1.        обозначают материал, из которого сделан предмет: каменный

2.        обозначают место: морской

3.        обозначают временные признаки: осенний

4.        не имеют признаков качественных прилагательных

3. притяжательные

1.        обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному

2.        отвечают на вопросы: чей? чья? чьё?

3.        имеют суффиксы -ов (-ев), -ин (-ын), -ий: папин, отцов, волчий

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Сравнительная

Превосходная

Проявление признака в большей степени, чем в другом

Предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку

Простая

  1. нач.ф. + ее (-ей)

спокойный + -ее = спокойнее

2.        нач.ф. + -е (чередование согл.) громкий + -е = громче

3.        нач.ф.  -к- (-ок, -ёк) + -е, -ше тонкий  -к- + -ше = тоньше

Простая

Нач.ф. + -ейш- (-айш-)

Спокойный + -ейш- = спокойнейший

Составная

Более + нач.ф.

Менее + нач.ф.

Более широкий

Составная

Самый (наиболее) + нач.ф.

Самый широкий

СУФФИКСЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

-К-

-СК-

1.        В прилагательных, имеющих краткую форму

резок - резкий

2.        В прилагательных, образованных от существит.

с основой на -К, -Ч, -Ц

казак - казацкий

ткач - ткацкий 

немец - немецкий

Во всех остальных прилагательных

белорусский

январский

уральский

-Н-, -НН- в суффиксах прилагательных

-Н-

-НН-

-ан- кожаный

-ян- земляной

-ин- голубиный

ЗАПОМНИ! стеклянный

                       оловянный

                       деревянный

с            н + -н-     оконный

                 +-онн-  станционный

                 +-енн-  безвременный

В кратких прилагательных ж. и ср.р. пишется столько же Н, сколько и в полных: Красный - красна

Взволнованный - взволнованна

В кратких прилагательных мужского рода пишется -Н-:

Красный - красен

ДЕФИС В СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

через дефис

слитно

1. качество с дополнительным оттенком: горько-солёный, противно-сладкий

прилагательное = словосочетание

Правобережный = правый берег Горноспасательный = спасание в горах

2. оттенки цвета:

тёмно-красный, бледно-зелёный

3. если прилагательные однородные: приёмно-переводные экзамены 

(=и,приёмные и переводные) беспроцентно-выигрышный 

(=и,беспроцентный,но выигрышный)

4. прилагательные, образованные от существительного с дефисом:

северо-восточный (северо-восток),

юго-западный (юго-запад)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)
  2. Постоянные признаки:

Качественное, нарицательное, притяжательное

  1. Непостоянные признаки:
  • у качественных: степень сравнения, краткая и полная форма
  • у всех прилагательных: падеж, число, род (в ед.ч.)
  1. Синтаксическая роль.

Жизнь прекрасна и удивительна.

Прекрасна (жизнь) 一 прилаг.

Жизнь (какова?) прекрасна.

Н.ф.  прекрасный, пост.- качеств., непост.- в кратк.ф., в ед.ч., в ж.р. 

Жизнь (какова?) прекрасна.

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

1. О-А в корнях –ЛОЖ-  -ЛАГ-

О

А

перед Ж

положение

предложение

перед Г

предлагать

полагать

ИСКЛЮЧЕНИЕ: полог

2. О-А в корнях –РОС-  -РАСТ-(-РАЩ-)

О

А

перед -С

росли

выросли

перед СТ, -Щ

растение           выращивать

растительность

ИСКЛЮЧЕНИЕ: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль

3. О-А в корнях –ГОР-  -ГАР-

О

А

без ударения

горе́ть        пригоре́ли

горе́лка

под ударением

зага́р

нага́р

ИСКЛЮЧЕНИЕ: вы́гарки, и́згарь, при́гарь

4. О-А в корнях –ЗОР-  -ЗАР-

О

А

под ударением

зо́рька

за́рево

без ударения

зага́р

нага́р

ИСКЛЮЧЕНИЕ: зорева́ть (не спать на заре́)

5. О-А в корнях –КЛОН-  -КЛАН-, –ТВОР-  -ТВАР-

О-А

О

под ударением

кла́няться        покло́н

творчество

 без ударения

поклоне́ние        склоне́ние

творе́ц

ИСКЛЮЧЕНИЕ: у́тварь

6. О-А в корнях –СКОЧ-  -СКАК-

О

А

перед Ч

заскочить       выскочка

подскочить

перед К

прискакать        обскакать

на скаку

ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачу, скачок, скачкообразный

7. О-А в корнях –КОС-  -КАС-

О

А

за корнем нет А

коснуться

прикосновение

за корнем есть А

касание

прикасаться

ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачу, скачок, скачкообразный

8. И-Е в корнях с чередованием

И

Е

за корнем есть А

собирать

запирать

замирать

задирать

выстилать

зажигать

расстилать

блистать

вычитать

за корнем нет А

соберём

запер

замерли

задеру

постелить

выжег

расстелить

блестеть

вычет

ИСКЛЮЧЕНИЕ: сочетание, сочетать, чета

9. О-А в корнях –РОВН-  -РАВН-

О

А

«прямой, гладкий, ровный»

выровнять дорогу, подровнять газон

разровнять землю

«равный, наравне, одинаковый»

уравнять величины, поравняться с идущим впереди

ИСКЛЮЧЕНИЕ: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

10. О-А в корнях –МОК-  -МАК-

О

А

«пропускать жидкость»

непромокаемая ткань, вымокнуть под дождем

«погружать в жидкость»

обмакнуть кисточку в краску

11. О-А в корнях –ПЛОВ-  -ПЛАВ-

О

А

пловец, пловчиха, пловцы

в остальных случаях

плавание , плавательный, плавучий

ЗАПОМНИ: плывун

ГЛАГОЛ

1.        Обозначает действие предмета.

2.        Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

3.        Имеет вид: совершенный (что сделать?)

несовершенный (что делать?)

4.        Возвратность: есть -СЯ- возвратный

                             нет - СЯ - невозвратный

Переходные глаголы

Непереходные глаголы

Сочетаются с им.сущ., им. числ.,

мест. в В.п. без предлога:

         Перех.                        В.п.             перех.                          В.п.

Строить (что?) дом, встречать (кого?) его; Сущ. или мест, может стоять в Р.п.:

1) При отрицании;

2) При указании на часть предмета:

            Перех.                             Р.п.

Не выпить (чего?) молока

             Перех.                                 Р. п.

Не прочитал (чего?) рассказа

Все остальные:

         Неперех.                   П.п.

Строить (где?) в лесу

  Неперех.                                   В.п.

Вылить (куда?) в кастрюлю

НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

1. Изъявительное

Действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле

Рисую, рисовал, нарисую, буду рисовать, нарисовал

2. Условное

Действия, желаемые или возможные при определённых условиях

Нарисовал бы, рисовал бы

3. Повелительное

Действия, которые кто-то заставляет или просит

Рисуй, рисуйте

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛОВ

число

лицо

1 спр.

2 спр.

Ед.ч.

1

2

3

-у,-ю

-ешь, -ёшь

-ет, -ёт

-у, -ю

-ишь

-ит

Мн.л.

1

2

3

-ем, -ём

-ете, -ёте

-ут, -ют

-им

-ите

-ат,-ят

ЕСЛИ УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА ОСНОВУ, ТО СПРЯЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПО ИНФИНИТИВУ

1 спр.

  1. все глаголы на –ИТЬ (кроме брить, стелить)
  2. 4 глагола на –АТЬ : гнать, слышать, дышать, держать
  3. 7 глаголов на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть

видеть, смотреть, ненавидеть

2 спр.

     Все остальные глаголы на: -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть

ГЛАСНЫЕ В БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ

 –ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)

-ова-  -ева-

-ыва-  -ива-

Если в 1 л. ед.ч. наст. вр. или буд. в.р.

-УЮ (-ЮЮ)

рисую (1л.; ед.ч., н.вр.)-

рисовать 

пробую (1л., ед.ч., н.вр.)-

пробовать

Если в 1л. ед.ч. наст.вр. или буд.вр.

 -ЫВАЮ (-ИВАЮ)

отвариваю (1 л., ед.ч., н.вр.)-

отваривать

складываю (1л., ед.ч., н.вр.) –

 складывать

СУФФИКСЫ И ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

 В ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ

Повелительное наклонение

Изъявительное наклонение

Всегда И

1 спр. –Е

2 спр. -И

Пиши́ – пиши́те

Посмотри́ – посмотри́те

Вы́бери – вы́берите

Вы́шли – вы́шлите

Пи́шете

В́ыберете

Вы́шлете

посмо́трите

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (неопределённая форма.)
  2. Постоянные признаки:

-вид,

-переходность,

-возвратность,

-спряжение

  1. Непостоянные признаки:

-наклонение,

-время (если есть),

-лицо (в наст., буд. вр.),

-род (в прош.вр.),

-число.

  1. Синтаксическая роль.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

Действительные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Основа глагола наст.вр.

Перех.-неперех. несов.в.

+

-ущ-, -ющ- от глаг.1 спр.

 -ащ-, -ящ- от глаг.2 спр.

Основа глагола неопр.ф. перех.-неперех. соверш.-несов. в.

+

-вш- (к основам на гласную)

-ш- (к основам на согласную)

                          наст.вр.,несов.в.

Читать(1 спр.) – читают + -ющ- читающий

        неопр.ф.

Слышать(2 спр.) – слышат + -ащ- слышащий

                          неопр.ф.

Знать + -вш- знавший

Везти + -ш- вёзший

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Основа глагола наст.вр.

Перех. несов.в.

 +

-ем-, -ом- от глаг.1 спр.

-им-  от глаг.2 спр.

Основа глагола неопр.ф. перех.

соверш.-несов. в.

+

-нн-, -енн-, -ённ-, -т-

                 Неопр.ф.                         наст.вр.,.

Читать(1 спр.) – читает + -ем- читаемый

Слышать(2 спр.) – слышит + -им- слышимый

                    неопр.ф.

Прочитать + -нн- прочитанный

Увидеть + -енн-  увиденный

Отнять + -т-  отнятый

В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени после шипящих под ударением всегда Ё: освежённый, лишённый,

без ударение - Е: высушенный, замеченный

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЙ

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (И.п.,ед.ч.,м.р.)
  2. Постоянные признаки:

-Действительное или страдательное,

-вид,

-возвратность,

  1. Непостоянные признаки:

-полная или краткая форма (у страд.),

-падеж (у прич. в полн. форме)

-время (если есть)

-число, род

  1. Синтаксическая роль.

Н-НН в прилагательных и причастиях

В прилагательных (не от глагола)

Н

НН

  1.  В первообразных (суффикса нет): юный, синий, зелёный, багряный, пряный, единый, румяный, свиной

1 .Основа на -Н + суффикс -н-:

Машин(а) + -н-ый —машинный

  1. . В суффиксах:

-ан-: кожаный

-ян-: серебряный

-ин-: орлиныи

ИСКЛ.: стеклянный, оловянный,

деревянный

2.В суффиксах:

-онн-: лекционный

-енн-: утренний 

ИСКЛ.: ветреный:

Но: безветренный

В причастиях и отглагольных прилагательных

Н

НН

1. В прилагательных от глаголов несов.вида

без приставок (или с НЕ-),

суффиксов -ова-, -ёва-,

зависимых слов:

писаный, неписаный, жареный, некошеный…

ВНИМ.

раненый -  от двувидового глагола; кованый,жёваный

1.        от глаголов совершенного вида с приставками

(ВНИМ.: приставка НЕ- не влияет на написание Н или НН):

Исписанный, поджаренный, скошенный, воспитанный

2. от немногих бесприставочных глаголов совершенного вида:

решить - решённая

2. в кратких причастиях:

тетради исписаны, котлеты поджарены, воля воспитана, задача решена, комиссия образована

3. с суффиксами ова--ёва-: образованный, корчёванный

4. с зависимыми словами:

писанная маслом, жаренный в масле

З. в исключениях

(прилагательных с приставками): смышлёный, названый, посажёный, приданое (сущ.), незваный, непрошеный

5. в исключениях

(от глаголов несовершенного вида): медленный, желанный, священный, читанный, считанный, деланный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный

В кратких прилагательных столько же Н, сколько в полных их формах:

местность пустынна, лица юны, девушка образованна.

В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных или причастиях, от которых они образованы:

на улице пустынно и ветрено; собрание прошло организованно.

Существительные от прилагательных,причастий с ННН образуются при помощи суффиксов 一ик (-иц), -ость и сохраняют столько Н, сколько было в них:

Ветрен-ик, родствен-ица, учён-остъ, собственн-остъ.

Существительные от существительных, глаголов образуются с помощью суффиксов -ник (-ниц), -еник (-ениц),-ени:

Кон-ник, бессон-ница, пута-ница, труж-еник, уч-ение

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

разряд

местоимения

Личные

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратные

себя

Вопросительные

кто? что? какой? чей? который? сколько? каков?

Относительные

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Неопределённые

некто, нечто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, чей-нибудь, кое-что

Притяжательные

мой, твой, наш, ваш, свой

Отрицательные

никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько

Определительные

сам, самый, весь, веяний, каждый, иной, любой, другой

Указательные

этот, тот, такой, таков, столько

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

1. неопределённые местоимения

слитно

раздельно

Некто, нечто, некоторый, несколько, некий

Что-то, кто-либо, где-нибудь, кое-где

2. отрицательные местоимения

НИ- (безударная)

НЕ- (ударная)

Никто, никого, ничем, никакой

Некого, нечего, некому

Если между местоимением и приставкой НЕ-, НИ- появляется предлог, пишется в три слова:

Не к кому, ни у кого

3. Особенности правописания и употребления местоимений

Если частица КОЕ- отделяется от местоимения предлогом, то пишется в три слова:

Кое о чём, кое у кого, кое к кому

Местоимение СЕБЯ не имеет формы И.п., рода и числа

Местоимения НЕКТО НЕЧТО не изменяются по падежам

В косвенных падежах к личному местоимению 3 лица после предлога прибавляется Н:

Видел его 一 был у него, подарил ей — вспомнил о ней

ЗАПОМНИ!        Не кто иной, как; не что иное, как

         Никто иной, ничто иное

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЙ

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (И.п.,ед.ч.)
  2. Постоянные признаки:

-разряд

-лицо (у личных)

  1. Непостоянные признаки:

-падеж

-число (если есть)

-род (если есть)

  1. Синтаксическая роль.

Правописание Ь после шипящих

пишется

не пишется

  1. в сущ. ж.р. 3 скл.

дочь, речь, печь

  1. в сущ. м.р.

муж, врач, нож

  1. в глаголах:

-нач.ф. (инфинитиве)

беречь, стеречь 

-в пов.накл.

отрежь, намажь 

-во 2 л. ед. ч.

рисуешь, пишешь.

  1. в сущ. во мн.ч. Р.п.

нет туч, дач, много крыш

  1.  в наречиях

наотмашь, вскачь, прочь.

  1. в кратких прилагательных и причастиях

пахуч, жгуч, хорош, блестящ, волнующ

  1. в частицах

лишь, бишь

  1.  в наречиях-исключениях

уж, замуж, невтерпеж

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О,-Е, глаголами, деепричастиями

слитно

раздельно

  1. He употребляются без не: Незабудка (сущ.)

Неуклюжий (прил.)

Неряшливо (нареч.)

Негодовать (глагол)

Невзлюбив (дееприч.)

  1. есть противопоставление с союзом А:

не  правда, а ложь (сущ.)

не  высокий, а низкий (прил.)

не  правдиво, а лживо (нареч.)

  1. Можно заменить синонимом:

Нездоровье = болезнь (сущ.) Неправдивый = лживый (прил.) Некрасиво = уродливо (нареч.)

  1. Перед не есть слова с НИ- и далеко, вовсе, отнюдь

Далеко не  красавица,

Вовсе не  близкий,

Ничуть не  смешно

  1. Все глаголы и деепричастия, которые употребляются без НЕ:

Не  хотеть, не  видеть,

не  делая, не  успев

НЕ с причастиями

слитно

раздельно

  1. Без НЕ не употребляется:

Недоумевающий взгляд

  1. С краткими причастиями:

Обувь не  вымыта, работа не  выполнена

  1. Нет зависимых слов:

Невымытая обувь

Невыполненная работа

  1. С причастиями, при которых есть зависимые слова:

Обувь, не  вымытая мною

Не  выполненная до конца работа

  1. Нет противопоставления:

Непрочитанная книга

  1. Есть противопоставление:

Не  прочитанная, а просмотренная книга

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

1.        Обозначает количество, порядок предметов при счёте.

2.        Отвечает на вопросы: сколько? который?

3.        В предложении: определение или в сочетании с существительным 一 подлежащим, обстоятельством, дополнением, частью составного именного сказуемого.

На столе лежат два учебника.

Я поднялся на пятый этаж.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ по составу делятся на:

простые        сложные        составные

одно слово        сложное слово        два и более слов

(один корень)        (два корня)

Два        пятьдесят        двадцать пять

Сорок        одиннадцать        сто сорок один

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ по значению делятся на:

количественные

порядковые

целые

дробные

собирательные

Порядок предметов при счёте

Первый, двадцать второй сотый

Целые числа

Два, сто, десять

Дробные числа

Две пятых,

Три четвёртых

Несколько предметов как одно целое

Двое, семеро

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

падеж

единственное число

мн.число

мужской и средний род

женский род

для всех родов

И.

один    одн о

одн а

одн и

Р.

одн ого

одн ой

одн их

Д.

одн ому

одн ой

одн им

В.

один   одн о   одн ого

одн у

одн и    одн их

Т.

одн им

одн ой

одн ими

П.

(об) одн ом

(об) одн ой

(об) одн их

Два, три, четыре

И.

Дв а (м.р. и ср.р.) дв е (ж.р.)

Тр и

Четыр е

Р.

Дв ух

Тр ёх

Четыр ёх

Д.

Дв ум

Тр ём

Четыр ём

В.

как И. или Р.

Как И. или Р.

Как И. или Р.

Т.

Дв умя

Тр емя

Четырь мя

П.

(о) дв ух

(о) тр ёх

(о) четыр ёх

Числительные от 5 до 20 и 30

И., В.

Пять

Восемь

Тридцать

Р., Д., П.

Пят и

Восьм и

Тридцат и

Т.

Пять ю

Восемь ю Восьмь ю

Тридцать ю

Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО

И., В.

Сорок

Девяност о

Ст о

Р., Д., Т., П.

Сорок а

Девяност а

Ст а

от 50 до 80

200

300

от 500 до 900

И.

Пятьдесят

Двести

Триста

Пятьсот

Р.

Пятидесят и

Двухсот

Трёхсот

Пятисот

Д.

Пятидесят и

Двумстам

Трёмстам

Пятистам

В.

Пятьдесят

Двести

Двухсот

Триста

Трёхсот

Пятьсот

Т.

Пятьюдесять ю

Двумястами

Тремястами

Пятьюстами

П.

О пятьюдесят и

О двухстах

О трёхстах

О пятистах

ПОЛТОРАСТА (страниц)  И., В.п.

ПОЛУТОРАСТА (страниц)  Р., Д., Т., П.п

Падежи

Мужской и средний род

Женский род

И., В.

полтора

полторы

Р., Д., Т., П.

полутора

полутора

СКЛОНЕНИЕ ДРОБНЫХ И СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Дробные числительные

Собирательные числительные

При склонении изменяются обе части: числитель как целое число, знаменатель как прилагательное во мн. числе.

оба

обе

И.

Дв е седьм ых

И.

Об а

Об е

Р.

Дв ух седьм ых

Р.

Обо их

Обе их

Д.

Дв ум седьм ым

Д.

Обо им

Обе им

В.

Дв е седьм ых

В.

Об а

Об е

Т.

Дв умя седьм ыми

Т.

Обо ими

Обе ими

П.

 дв ух седьм ых

П.

Об обо их

Об обе их

Простые порядковые числительные

Составные количественные числительные

Склоняются как прилагательные

Склоняются все слова

Р.п.

Седьмого (красного) какого?

И.

Двести пятьдесят два

Р.

Двухсот пятидесяти двух

Т.п.

Седьмым (красным) каким?

Д.

Двумстам пятидесяти двум

В.

Двести пятьдесят два

П.п.

〇 седьмом (красном) каком?

Т.

Двумястами пятьюдесятью двумя

П.

О двухстах пятидесяти двух

Ь в числительных

на конце

после первого корня

От 5 до 20 и 30

Пять, шестнадцать, тридцать

В И.п. и В.п. в круглых десятках от 50 до80, в круглых сотнях от 500 до 900 Шестьдесят, шестьсот, восемьдесят, девятьсот

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (И.п.)
  2. Постоянные признаки:

-простое, сложное, составное

-порядковое или количественное

-разряд (для количественных)

  1. Непостоянные признаки:

-падеж

-число (если есть)

-род (если есть)

  1. Синтаксическая роль.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Признаки глагола

Признаки наречия

1.        Обозначает действие (добавочное)

2.        Имеет вид, возвратность

3.        Что делая? Что сделав?

4.        Управляет зависимыми словами

1.        Не изменяется ( не склоняется, не спрягается)

2.        В предложении бывает обстоятельством

Деепричастие совершенного и несовершенного вида

Несовершенный вид

Совершенный вид

1)        Незаконченное добавочное действие

2)        Что делая?

Основа глаг. наст. вр. несов.в.

+

-а, -я

Знать –знает +   -  зная

1)        Законченное добавочное действие

2)        Что сделав?

Основа неопред. формы глаг. сов. в.

+

-в (-вши), -ши, -а, -я

Сложить +    - сложив

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЯ

  1. Часть речи.(особая форма глагола)

Общее значение..

  1. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (глагол, от которого

образовалось деепричастие)

  1. Вид
  2. Неизменяемость
  1. Синтаксическая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".

Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «Говорим на русском языке» Презентация

Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....

Программа факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Общая цель факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» – углублённое изучение русского языка, привитие живого интереса к изучаемой науке....

Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"

Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов

Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....