Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Малявина Людмила Александровна

Статья Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы

Малявина Л. А.,

 учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 26 г. Краснодара

  Среди новых технологий, апробируемых и внедряемых в школьную практику преподавания, уровневая дифференциация обучения (УДО) является наиболее приемлемой в обучении предметам гуманитарного цикла, в частности русскому языку и литературе.          

    Уровневая дифференциация, сохраняя многие черты традиционных технологий обучения, содержит ряд принципиально новых подходов. Наиболее существенным из них является то, что основным рабочим механизмом технологии УДО становится базовый уровень обязательной подготовки по предмету. При этом он представляется в виде планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением. Система планируемых результатов должна быть заранее известна учащимся («принцип открытости»). Приступая к изучению новой темы, школьники знакомятся с «Технологической картой», составленной по следующей форме:

Тема                                                                   

п/п

Словесная

 формулировка

 результата

Учебник, учебные пособия, дидактические

материалы, справочная литература

Номер

задания

в зачете

Знать:

Уметь:

 

    В процессе усвоения определённой темы учащиеся знакомятся с целями и эталонами усвоения учебного материала по каждой учебной единице с определением уровня её обязательного усвоения. При этом проявляются способности и возможности ученика запоминать и воспроизводить определённые элементы учебного материала, понимать, объяснять, применять, обобщать и систематизировать информацию, выдвигать собственные подходы к решению тех или иных учебных задач.

    С самого начала изучения темы или раздела между учителем и учащимися заключается устный договор о добровольном выборе каждым учеником уровня усвоения материала. Учебное содержание предлагается учителем на трёх уровнях:

-- государственного стандарта (базиса);

1

-- вариативном (продвинутом, сверхнормативном);

-- добазовым ( ориентированным на учащихся, зона ближайшего развития которых не совпадает с возможностями основной части учащихся класса).

    Организация учебного процесса, связанная с уровневой дифференциацией, предполагает не только обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по русскому языку и литературе, но и создание учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету, условий для усвоения материала на более высоком уровне.

    Вносятся коррективы и в методы обучения: при изучении некоторых тем подача материала производится блоками, определённый акцент в обучении делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом продвижения в сочетании с приёмами  взаимообучения и взаимопровеки. На уроках-практикумах используются разноуровневые карточки различного характера.

    Ключевым элементом УДО являются тематические зачёты – одна из форм контроля за усвоением учебного материала. Учащимся заранее сообщается время сдачи зачёта, требования к нему, образец зачётных заданий, материал для подготовки у зачёту.

    Тематические зачёты могут быть как письменными, так и устными. Во время устных зачётов неизбежна затрата рабочего времени на обратную связь. На уроках русского языка лучше всё же использовать письменный зачёт.

    Содержание зачёта должно охватывать весь подлежащий усвоению материал и обеспечивать достаточную полноту проверки.

    Новым является выделение уровня обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала и на базе которого определяется его повышенный уровень. Для проведения зачёта составляются многоуровневые задания, состоящие из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть заданий должна обеспечивать базовый уровень знаний, а дополнительная – повышенный. Количество обязательных заданий и дополнительной части зачёта может быть для каждого зачёта разным.

2

    К письменному зачёту составляется лист учёта.

Примерная его форма:

Фамилия,

имя

ученика

Обязательная

часть

Дополнительная

часть

Количество

баллов

Оценка

                    

    Первая часть тематического зачёта проверяет, достиг ли ученик обязательного уровня усвоения материала. За каждое задание обязательной части зачёта может быть выставлен 1 балл, независимо от сложности. Учитывая достаточно высокий уровень заданий обязательной части, целесообразно при условии безошибочного выполнения этой части оценивать работу оценкой «4». При выполнении 75% заданий учащийся получает «3», в остальных случаях ученик пересдаёт зачёт по обязательной части.

    К выполнению дополнительной части зачёта допускаются учащиеся, получившие «4».

    Дополнительная часть содержит задания на повышенном уровне, и их выполнение оценивается оценкой «4» или «5».

    Ученик, выполнивший 50% заданий дополнительной части, получает оценку за дополнительную часть «4», 75% -- оценку «5» (причём оценка «5» ученику выставляется при условии обязательного выполнения творческой работы, например сочинения-миниатюры).

    Результаты выполнения тематического зачёта объявляются учащимся, проводится анализ зачёта, работа над ошибками.

Примерное содержание зачёта по теме «Деепричастие» (7 класс )

Обязательная часть

  1. Из данных рядов однокоренных слов выпишите только деепричастия.

Дорогая, подорожавший, подорожать, подорожав.

Увиденный, видение, увидя, увидевший, увидеть.

3

  1. Распределите деепричастия по колонкам, выделяя в них суффиксы.

Отбежав, волнуясь, слыша, подумав, звуча, выросши, отмечая, осознавши, будучи, играя, принесши, выполнив.

  1. Обозначьте вид глаголов. Образуйте от них деепричастия.

Держать

подышать

играть

встревожиться

пахнуть

ненавидеть

  1. Расставьте знаки препинания, выделите одиночные деепричастия и деепричастные обороты.

Ночью в полях под напевы метели дремлют качаясь берёзки и ели.

Открыв книгу на сороковой странице я нашёл засохший лист клёна.

  1. Поставьте деепричастный оборот или в начале, или в середине, или в конце предложения. Расставьте знаки препинания.

Кирила Петрович отпустил гостей и отправился спать (встав из-за стола).

  1. Перестройте предложение, заменяя один из глаголов деепричастием.

В первую минуту он нагонял плот и кричал.

  1. Исправьте ошибки в предложении с  деепричастным оборотом.

Получив известие о сыне, радость охватила меня.

  1. НЕ – слитно или раздельно?

В саду, (не)умолкая ни на минуту, пели птицы.

Она, (не)доумевая, смотрела на брата.

  1. Вставьте нужный глагольный суффикс перед суффиксом деепричастия.

Постро..в дом, увид..в корабль, обид..вшись на друга, услыш..в разговоры, уничтож..в все следы, громко зала..в.

Дополнительная часть

  1. Составьте предложение по схеме.

4

  1. Одинаковы ли выделенные деепричастия в четверостишии? От каких глаголов они образованы?

Холмы, вырастая и в сумерках тая

И думу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем непростая,

Совсем непростая планета моя.

                        (Л. Козырь.)

             3.  Какой частью речи являются выделенные слова? Объясните (кратко) свой ответ.

Я жил припеваючи.

Молча он прошёл в другую комнату.

Откликнулся он нехотя, с досадой.

Спят журавли обычно стоя.

Литература

  1. Г.М. Астахова, А.Б. Малюшкин. Тематические зачёты по русскому языку. 7 класс. М., творческий центр «Сфера», 2002г.
  2. С.А. Громов. Упражнения и контрольные вопросы. 7класс. II часть. М., 1995г.
  3. А.Д. Дейкина и др. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6 – 7 классы.СПб., 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Способы обогащения нравственно-эстетического опыта учащихся на основе личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка, открыть путь к самовыражению...

Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроках русского языка и литературы

Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроках русского языка и литературы...

Психологический настрой на уроках русского языка и литературы.

Описание материала: на уроках русского языка и литературы при  работе с детьми очень важно  своевременно и правильно настроить ребёнка на работу, создать в классе благоприятный психологическ...

Педагогический проект "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы  - один из способов сделать занятия увлекательными и эффективными....

Статья "Применение современных педагогических методов и технологий на уроках русского языка и литературы"

 На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих уверенно чувствовать...