Поурочные разработки и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 и 6 классов (учебник Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др).
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Писарева Олеся Олеговна

Данная методическая разработка предназначена для работы в пятых и шестых классах, работающих по УМК Л.М. Рыбченковой по русскому языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Дата

 Домашнее задание

Введение (10 ч, в т.ч. диктант - 1; тест - 1)

Язык и языкознание.

Разделы языкознания.

Язык и общение.

Речь  и речевое общение. Речевая ситуация.

Текст. Тема. Основная мысль текста.

Композиционно-языковые особенности текста.

РР Учимся писать подробное и сжатое изложения.

Тест "Повторение изученного в начальной школе".

Анализ работ. Работа над ошибками.

Контрольный диктант по теме "Повторение" с грамматическим заданием.

Фонетика, графика, орфография (24 ч, в т.ч. сочинение -2;  изложение - 1; тест - 2)

Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики.

Буква и звук.

Алфавит.

Согласные звуки и обозначающие их буквы.

Повторение изученного по теме «Согласные звуки и обозначающие их буквы».

Глухие и звонкие согласные.

Орфограмма и орфографическое правило.

Соотношение звука и буквы.

Фонетические процессы. Озвончение. Оглушение.

Непроизносимые согласные.

Повторение изученного по теме «Непроизносимые согласные»

 Сочинение- миниатюра «Бабочка».

Твёрдые и мягкие согласные.

Повторение изученного по теме «Твёрдые и мягкие согласные».

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

Порядок фонетического разбора.

Обобщение изученного по теме «Фонетика».

Слог и ударение.

Сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица».

Правописание безударных гласных в корне слова.

 Сжатое изложение «Когда медведь опасен?»

Повторение изученного по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика».

Итоговый контрольный тест по теме «Фонетика. Графика».

Морфология, словообразование, орфография        ( 17ч, в т.ч. сочинение - 1; тест - 1; контр. диктант - 1)

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики.

Корень слова.

Родственные слова.

Повторение изученного по теме «Корень слова».

Окончание и основа слова

Формы слова.

Повторение изученного по теме «Окончание».

Сочинение - рассуждение по данному началу.

Приставки как словообразующие морфемы.  

Правописание Ъ после приставки.

Суффиксы.

Обобщение изученного по теме «Морфемика и словообразование».

Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование» с грамматическим заданием.

Сложные слова  

Правописание сложных слов.

Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

Итоговый тест по теме «Словообразование».

Лексикология (43 ч, в т.ч. тест - 2; изложение - 1)                        

Лексикология как раздел лингвистики.

Лексическое значение слова.

Устная и письменная речь.

Разговорная лексика.

Книжная лексика.

Нейтральная лексика.

Толковые словари.

Правописание букв о-ё после шипящих в корне слова.

Повторение изученного по теме «Правописание букв о-ё после шипящих в корне слова».

Однозначные слова.  

Многозначные слова.

Прямое и переносное значение слова.

Понятие о лексической сочетаемости.

Тематические группы слов.

Повторение изученного по теме «Тематические группы слов».

Синонимы.

Употребление синонимов.

Антонимы.

Употребление антонимов.

Омонимы.

Паронимы.

Употребление омонимов и паронимов.

Обобщение изученного по теме «Лексикология».

Тест по  теме «Лексикология».

Понятие о чередовании.

Чередование букв е-и в корнях.

Повторение изученного по теме «Чередование букв е-и в корнях».

Чередование букв о-а в корнях.

Повторение изученного по теме «Чередование букв о-а в корнях».

Суффиксы чик-щик.

Повторение изученного по теме «Суффиксы чик-щик».

Буквы и-ы после приставок.

Повторение изученного по теме «Буквы и-ы после приставок».

Особенности написания приставок, заканчивающихся на з-с.

Повторение изученного по теме «Особенности написания приставок, заканчивающихся на з-с».

 Подробное изложение.

Фразеологизмы.

Крылатые слова.

Употребление крылатых слов.

Повторение изученного по теме «Лексикология».

Обобщение изученного по теме  «Лексикология».  

Контрольный тест  по теме «Лексикология».

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте по теме «Лексикология».

Морфология (68 ч.)

Морфология как раздел лингвистики.

Существительное (19 ч., в т.ч. диктант - 1; тест – 2.

Имя существительное как часть речи.

РР Приёмы сжатия текста.

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение.

Имя существительное как часть речи. Морфологические свойства.

Имя существительное как часть речи. Синтаксические свойства.

Род существительных.

Существительные общего рода.

Склонение имён существительных.

Падеж.

Число.

Морфологический разбор имени существительного.

Буквы е-и в падежных окончаниях существительных.

Повторение изученного по теме «Буквы е - и в падежных окончаниях существительных».

Буквы о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных.

Правописание не с именами существительными.

Повторение изученного по теме «Правописание не с именами существительными».

Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Имя существительное».

Прилагательное  (12 ч., в т.ч. изложение - 1; сочинение- 1)

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание окончаний имён прилагательных

Подготовка к сжатому изложению.

Сжатое изложение «Зимняя ночь».

Повторение изученного по теме «Правописание окончаний имён прилагательных».

Краткие прилагательные.

Правописание кратких прилагательных.

Правописание не с именами прилагательными.

Повторение изученного по теме «Правописание не с именами прилагательными».

Морфологический разбор имени прилагательного.

Подготовка к сочинению по картине Ф.Васильева «Мокрый луг».

 Сочинение по картине Ф.Васильева «Мокрый луг».

Имя числительное (4 ч.)

 Имя числительное как часть речи.

Количественное числительное.

Порядковое числительное.

Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение (4 ч., в т.ч тест- 1)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения.

Морфологический разбор личного местоимения.

Контрольное тестирование по темам

«Имя числительное, имя прилагательное, местоимение».

Глагол (14 ч., в т.ч. тест - 1)

Глагол как часть речи.

Инфинитив как словарная форма слова.

Настоящее время глагола.

Прошедшее время глагола.

Будущее время глагола.

Изменения глаголов по лицам и числам.

Спряжение.

Морфологический разбор глагола.

Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание окончаний глаголов после шипящих.

Правописание глаголов, оканчивающихся на –ся.

Обобщение изученного материала по теме «Правописание окончаний глаголов».

Контрольное тестирование по теме «Глагол».

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании по теме «Глагол».

Наречие (8 ч., в т.ч. контрольный диктант - 1)

Наречие как часть речи.

Правописание  о-е после шипящих в суффиксах наречий.

Повторение изученного по теме «Правописание  о-е после шипящих в суффиксах наречий».

Мягкий знак в наречиях с основой на шипящие.

Повторение изученного по теме «Мягкий знак в наречиях с основой на шипящие».

Обобщение изученного по теме «Наречие».

Контрольный диктант по теме «Наречие» с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Наречие».

Служебные части речи (6 ч., в т.ч. сочинение - 1)

Служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи.

Союз как служебная часть речи.

Повторение изученного материала по теме «Морфология».

Обобщение изученного материала по теме «Морфология».

Сочинение по картине И.Билибина «Гвидон и царица».

Синтаксис и пунктуация (41 ч., в т.ч. тест - 3; изложение- 1; сочинение - 2)

Синтаксис как раздел языкознания.

Словосочетание.

Виды словосочетаний.

Предложение - основная единица речевого общения.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении.

Виды предложений по цели высказывания.

Наши эмоции и их выражение в предложении.

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Грамматическая основа предложения.

Односоставные и двусоставные предложения.

Средства выражения подлежащего.

Средства выражения сказуемого.

Сочинение по картине З. Серебряковой  

«За завтраком».

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. 

Определение.

Дополнение.

Сочинение по картине А. Веницианова «Вот те и батькин обед».

Обстоятельство.

Виды обстоятельств.

Обобщение изученного материала по теме «Второстепенные члены предложения».

Подробное изложение.

Однородные члены предложения.

Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения».

 Подготовка к сочинению по картине И.И.Машкова «Снедь московская.Хлебы».

Сочинение по картине И.И.Машкова «Снедь московская.Хлебы».

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом.

Обращение.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

Синтаксический разбор простого предложения.

Прямая речь

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Тест по теме «Простое предложение».

Сложное предложение.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Повторение изученного по теме «Синтаксический разбор сложного предложения».

Тест по теме «Синтаксический разбор сложного предложения».

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Обобщение изученного материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация».

Повторение (7 ч, в т.ч. диктант - 1)

Повторение изученного по теме «Фонетика».

Повторение изученного по теме «Орфография».

Повторение изученного по теме «Морфология.

Повторение изученного по теме «Синтаксис.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

урока

п/п

Тема урока

Дата

Домашнее задание

Введение. 6ч.

(в т.ч. 2ч. РР)

1.

Русский язык -  язык РФ и язык межнационального общения -  один из развитых языков мира.

2.

Понятие о функциональных разновидностях языка.

3.

РР. Текст.

4.

РР. Текст и его признаки.

5.

Орфоэпия.

6.

Орфоэпические нормы.

Морфемика, словообразование, культура речи. 23ч.

(в т.ч. 3ч. РР, 1ч. КР)

7.

Состав слова.

8.

Формообразующие и словообразующие морфемы.

9.

Нулевое окончание.

10.

РР. Определение принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка.

11.

Основные способы образования слов в русском языке.

12.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.

13.

Сложные и сложносокращённые слова.  

14.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

15.

Понятие об этимологии.

16.

Морфемный разбор слова.

17.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

18.

Чередование  гласных в корнях слов.

19.

Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар-).

20.

Буквы О//А в корнях с чередованием ( -раст-//-рос-).

21.

РР. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

22.

РР. Сочинение на лингвистическую тему.

23.

Правописание приставок  ПРЕ и ПРИ.

24.

Правописание приставки  ПРЕ.

25.

Правописание приставки ПРИ.

26.

Повторение изученного по теме « Правописание приставок  ПРЕ и ПРИ».

27.

Обобщение изученного по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

28.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

29.

Анализ  ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Морфемика, словообразование, орфография». 

Лексикология, орфография, культура речи. 38ч.

 (в т.ч. 8ч. РР, 3ч. КР)

30.

Лексикология, орфография, культура речи. Повторение изученного   в 5 классе.  

31.

Понятие о метафоре.

32.

Общеязыковые и художественные метафоры.

33.

Лексические средства  выразительности.

34.

Диагностическая работа «Лексические средства выразительности».

35.

Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.

36.

Чередование гласных в корнях.

37.

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-.

38.

Чередование гласных в корнях -твар-//-твор-.

39.

РР. Подготовка к сочинению-рассказу о народном промысле.

40.

РР. Сочинение-рассказ о народном промысле.

41.

Исконно русские слова.

42.

Заимствованные слова. Употребление заимствованных слов.

43.

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

44.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.

45.

Архаизмы, историзмы, неологизмы.

46.

Общеупотребительные слова.

47.

Диалектизмы.

48.

Промежуточный контрольный диктант  по теме «Лексикология».

49.

Анализ  ошибок, допущенных в промежуточном контрольном диктанте по теме «Лексикология».

50.

Профессионализмы.

51.

Термины.

52.

Жаргонизмы.

53.

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

54.

РР. Стилистически нейтральная и книжная лексика. Анализ языкового материала.

55.

Стилистические пласты лексики.

56.

Разговорная лексика.

57.

РР. Подготовка к сочинению-рассуждению.

58.

РР. Написание сочинения-рассуждения.

59.

Фразеологизмы.

60.

Роль фразеологизмов в речи.

61.

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

62.

РР. Приёмы компрессии (сжатия) текста.

63.

РР. Подготовка к сжатому  изложению.

64.

РР. Написание сжатого изложения.

65.

Повторение изученного по теме «Лексикология».

66.

 Обобщение изученного по темам «Лексикология, орфография. Культура речи».

67.

Тестирование по темам «Лексикология, орфография. Культура речи».

Грамматика. Морфология, орфография, культура речи.

Имя существительное. 20ч.

(в т.ч. 1ч. РР, 1ч. КР)

68.

Части речи в русском языке.

69.

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение.

70.

Имя существительное как часть речи. Морфологические и синтаксические свойства.

71.

Разносклоняемые имена существительные.

72.

Несклоняемые имена существительные.

73.

Имена существительные общего рода.

74.

Морфологический разбор имени существительного.

75.

РР. Стиль текста.

76.

Словообразование имён существительных.

77.

Способы образования имён существительных.

78.

Повторение изученного по теме «Словообразование имён существительных».

79.

Сложносокращённые имена существительные.

80.

Повторение изученного по теме «Сложносокращённые имена существительные».

81.

Правописание гласных  в суффиксах имён существительных.

82.

Правописание гласных  О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих.

83.

Обобщение изученного по теме «Правописание гласных в суффиксах имён существительных».

84.

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

85.

Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

86.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

87.

Анализ  ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное. 28ч.

(в т.ч. 5ч. РР, 1ч. КР)

88.

Имя прилагательное как часть речи.

89.

Морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.

90.

РР. Особенности строения текста-описания. Подготовка к сочинению-описанию.

91.

РР. Написание сочинения-описания.

92.

Степени сравнения имён прилагательных.

93.

Сравнительная степень имён прилагательных.

94.

Превосходная степень имён прилагательных.

95.

Превосходная степень имён прилагательных.

96.

РР. Сжатое изложение.

97.

Разряды имён прилагательных по значению.

98.

Качественные прилагательные.

99.

Относительные прилагательные.

100.

Притяжательные прилагательные.

101.

Употребление  качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

102.

Обобщение изученного по теме «Разряды имён прилагательных по значению».

103.

Морфологический разбор имени прилагательного.

104.

Словообразование имён прилагательных.

105.

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

106.

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных.

107.

Повторение изученного по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных».

108.

Правописание -К- и –СК- в суффиксах имён прилагательных.

109.

Правописание сложных прилагательных.

110.

Повторение изученного по теме «Правописание сложных прилагательных.

111.

РР. Подготовка к сочинению-описанию признаков предметов  и явлений окружающего мира.

112.

РР. Написание сочинения-описания признаков предметов  и явлений окружающего мира.

113.

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

114.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное».

115.

Анализ  ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Имя прилагательное».

Имя числительное. 19ч.

(в т.ч. 3ч.РР, 1ч. КР)

116.

Имя числительное как части речи.

117.

Морфологические и синтаксические свойства имени числительного.

118.

Простые и составные числительные.

119.

Сложные числительные.

120.

Количественные и порядковые числительные

121.

РР. Роль числительных в тексте.

122.

Склонение количественных числительных.

123.

Склонение порядковых числительных.

124.

Обобщение изученного по теме «Склонение числительных».

125.

Разряды количественных числительных.

126.

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные).  

127.

РР. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

128.

РР. Написание сочинения на лингвистическую тему.

129.

Синтаксическая роль числительных в предложении.

130.

Лексические способы сокращения текста.

131.

Морфологический разбор имени числительного.

132.

Обобщение изученного по теме «Имя числительное».

133.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».

134.

Анализ  ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Имя числительное».

Местоимение. 24ч.

 (в т.ч. 5ч. РР, 1ч. КР)

135.

Местоимение как часть речи.

136.

Разряды местоимений.

137.

Личные местоимения.

138.

Склонение личных местоимений.

139.

Возвратное местоимение.

140.

Притяжательные местоимения.

141.

Склонение притяжательных местоимений.

142.

РР. Подготовка к сочинению-описанию картины Н.Богданова-Бельского «Виртуоз».

143.

РР. Написание сочинения-описания картины Н.Богданова-Бельского «Виртуоз».

144.

Указательные местоимения.

145.

Определительные местоимения.

146.

РР. Текст. Логика текста.

147.

Вопросительно-относительные местоимения.

148.

Вопросительно-относительные местоимения, их употребление.

149.

Неопределённые местоимения.

150.

Правописание неопределённых местоимений.

151.

Отрицательные местоимения.

152.

Правописание отрицательных местоимений.

153.

Морфологический разбор местоимения.

154.

РР. Подготовка к сочинению-описанию картины А. Пластова «Жатва».

155.

РР. Написание сочинения-описания картины А. Пластова «Жатва».

156.

Обобщение изученного по теме «Местоимение».

157.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

158.

Анализ  ошибок, допущенных в контрольной работе по теме «Местоимение».

Глагол. 32ч.

(в т.ч. 6ч. РР, 1ч. КР)

159.

Глагол как часть речи.

160.

Морфологические и синтаксические свойства глагола.

161.

Совершенный и несовершенный виды глагола.

162.

Разноспрягаемые глаголы.

163.

Переходные и непереходные глаголы.

164.

Возвратные глаголы.

165.

Наклонение глагола.

166.

Изъявительное наклонение глагола.

167.

Условное наклонение.

168.

РР. Подготовка к сочинению-рассуждению.

169.

РР. Написание сочинения-рассуждения.

170.

Повелительное наклонение.

171.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

172.

Употребление изъявительного наклонения.

173.

Употребление условного наклонения.

174.

Употребление повелительного наклонения.

175.

Обобщение изученного по теме «Наклонения глагола».

176.

РР. Создание текста-инструкции. Подготовка материала.

177.

РР. Создание текста-инструкции.

178.

Безличные глаголы.

179.

Употребление безличных глаголов.

180.

Обобщение изученного по теме «Безличные глаголы».

181.

Морфологический разбор глагола.

182.

Правописание гласных в суффиксах глагола.

183.

Правописание гласных в суффиксах глагола ова(ева) – ива(ыва).

184.

Обобщение изученного по теме «Правописание гласных в суффиксах глагола».

185.

РР. Подготовка к изложению с продолжением (рассказ о событии).

186.

РР. Написание изложения с продолжением (рассказ о событии).

187.

Повторение изученного по теме «Глагол».

188.

Обобщение изученного по теме «Глагол».  

189.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

190.

Анализ  ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Глагол».

Синтаксис, пунктуация, культура речи. 13ч.

 (в т.ч. 3ч. РР, 1ч. КР)

191.

Основные единицы синтаксиса.

192.

Простое предложение.

193.

РР. Подготовка к сочинению-описанию картины А.И. Куинджи «Березовая роща».

194.

РР. Написание сочинения-описания картины А.И. Куинджи «Березовая роща».

195.

Порядок слов в предложении.

196.

Простое осложнённое предложение.

197.

РР. Рассуждение как тип речи.

198.

Сложное предложение.

199.

Повторение изученного по теме «Сложное предложение».

200.

Синтаксический разбор простого и сложного предложений.

201.

Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

202.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

203.

Анализ  ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Синтаксис и пунктуация».

Повторение изученного за курс 6 класса. 7 ч.

(1ч. КР)

204.

Повторение и обобщение материала, изученного в 6 классе.

205.

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

206.

Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе за курс 6 класса.

207.

Повторение изученного по теме «Морфемика. Словообразование».

208.

Повторение изученного по теме «Лексикология».

209.

Повторение изученного по теме «Морфология».

210.

Повторение изученного по теме «Синтаксис».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова

Рабочая программа и тематические планирования 5-9 классы....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)

Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)

Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (учебник Разумовской М.М.)

Система уроков по русскому языку в 7 классе по учебнику Разумовской  М.М....

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 8 классе (учебник Разумовской М.М.)

В календарно - тематическом планировании представлена система уроков по русскому языку в 8 классе  (учебник Разумовской М.М.)...