Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 5 - 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6 класс) на тему

В данной работе представлены контрольно-измерительные материалы к урокам русского языка в 5,6 классах, включающие задания для самостоятельной работы учащихся.

КИМы предназначены для учителей русского языка и литературы, и разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. Материал способствует формированию универсальных учебных действий в результате исследовательской деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Калда МО « Барышский район»

Разработчик: учитель русского языка и литературы Таирова Эльвира Шамилевна

Контрольно-измерительные материалы русский язык

5 класс

Входная диагностика

I вариант

                                            (средний уровень)

  1. Прочитай  отрывок  повести  А.П. Чехова «Степь»

Сжатая рож(?), бур(?)ян, молочай, … -все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное со…нцем, ож…вало, чтоб вновь зацвести. Над  д…рогой  с  в…селым криком н…сились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное брич(?)кой, всп…рхнуло и со своим мягким "тррр" п…летело к х…лмам. Кузнечики, сверч(?)ки, скрипачи и медве(д/т)ки зат…нули в тр…ве свою скрипуч(ую/юю), монотонную музыку.

                                                                                  А.П. Чехов «Степь»

      2. Сосчитайте и запишите цифрой, сколько имен существительных в

          отрывке .

           Ответ:____________.

  1. Определи  род    имен существительных (заполни таблицу):

рожь,  бурьян, молочай, роса, солнце, дорога, суслики, чибисы, стадо.

Мужской род

Женский род

Средний род

  1. Определи склонение имен существительных (заполни таблицу):

рожь,  бурьян, молочай, роса, солнце, дорога, суслики, чибисы, стадо.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

  1. Определите падеж имен существительных (запиши ответ):

А) (к) холмам_______________________________,

Б) (от) зноя_________________________________,

В) (над) дорогой_____________________________,

Г)  (в) траве_________________________________,

Д)   кузнечики_______________________________,

6. Укажи буквы  словосочетаний, в которых  главным словом является существительное:

А) с весёлым криком     Б) носились старички

 В) полетело к холмам  Г) монотонную музыку

Ответ:_____________________________

  1. Вставь пропущенные буквы в словах (в тексте)

  1. Выдели приставки в словах данного предложения:

Стадо куропаток, испуганное брич(?)кой, всп…рхнуло и со своим мягким "тррр" п…летело к х…лмам.

  1. Выпишите  из текста имя прилагательное, которое  употреблено в форме муж. рода,  ед. числа

Ответ:____________________________________________________

  1.  Укажите номера слов, которые являются глаголами:
  1. Оживало;  2) зацвести; 3) монотонную;  4) стадо

Ответ:___________________.

  1.  Укажи  спряжение глаголов (I,  II):

1) заживало______,                  2) плакали_______,

3)перекликались_________,          3) носились________.

      12. Укажите номер глагола, стоящего в  неопределенной форме

           1) зацвести,     2) оживало,     3) полетело,     4) плакали

           Ответ:_____________.

  1.   Укажите номер, под которым записано личное местоимение
  1. Свою,     2) я,     3) мою,    4) все

  1. Напиши количество букв и звуков в словах:

рожь_______________________________________,

 бурьян_____________________________________.

  1. Подчеркни  грамматическую  основу в предложении

Кузнечики, сверч(?)ки, скрипачи и медве(д/т)ки зат…нули в тр…ве свою скрипуч(ую/юю), монотонную музыку.

                               

                                                    II вариант

                               (повышенный  уровень)

  1. Прочитай  отрывок  повести  А.П. Чехова «Степь»    

   Как душно и уныло! Бричка б…жит, а Егорушка видит все одно

и то же небо, равнину, холмы...  Старички ул…тели, куропаток не видно. Над поблекшей тр…вой, от нечего делать, носятся гр…чи; все они похожи друг на друга и делают степ(?) еще более однообразной.

             Л…тит коршун над самой з…млей, плавно взмахивая крыл(?)ями, и вдруг ост…навлива(?)тся в воздух(…), точно задумавшись о скук(…) жизни, потом встряхива(?)т крыл(?)ями и стрелою несется над степ(?)ю, и непонятно, зачем он лета(?)т и что ему нужно.

  1. Сосчитайте и запишите цифрой, сколько имен существительных в  отрывке .

              Ответ:____________.

  1. Определи  род    имен существительных (заполни таблицу):

небо, равнину , холмы, старички, куропаток, травой, степь, коршун, (о) жизни

Мужской род

Женский род

Средний род

  1.  Определи склонение имен существительных (заполни таблицу):

небо, равнину , холмы, старички, куропаток, травой, степь, коршун, (о) жизни

1 склонение

2 склонение

3 склонение

  1. Определите падеж имен существительных (запиши ответ):

А) равнину___________________________

Б) (над) травой________________________

В)  (в) воздухе_________________________

Г)  ( о) скуке___________________________

   6. Укажи буквы  словосочетаний, в которых  главным словом

       является существительное:

А) останавливается в воздухе      Б) над самой землей

В) над поблекшей травой             Г) носятся грачи

Ответ:__________________________.

7.Вставь пропущенные буквы в словах (в тексте)

8.Выдели приставки в словах данного предложения:

    Л…тит коршун над самой з…млей, плавно взмахивая крыл(?)ями, и вдруг ост…навлива(?)тся в воздух(…), точно задумавшись о скук(…) жизни…

9.        Выпишите  из текста имя прилагательное, которое  употреблено в форме жен. рода,  ед. числа

Ответ:____________________________________________________

10.         Укажите номера слов, которые являются глаголами:

       1) бежит;   2) коршун,  3) однообразной,  4) несется

Ответ:______________________________________________

11.Укажи  спряжение глаголов (I,  II):

1) видит_________,          2)  улетели_________________,

3)  летит_________,          4)  носятся_________________.

      12. Укажите номер глагола, стоящего в  неопределенной форме

            1) носятся,    2) делать,     3) останавливается,   4) летит

            Ответ:_________________________.

     13.         Укажите номера, под которыми записаны личные местоимения

           1) они,    2) он,   3) все,    4) то

       Ответ:_______________________________.

     14.        Напиши количество букв и звуков в словах:

            степью_______________________________.

            крыльями____________________________.

15.Подчеркни  грамматическую  основу в предложении

            Старички ул…тели, куропаток не видно.

Контрольный диктант № 1

по теме «Повторение»

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

Грамматическое задание.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Обозначить части речи в предложении 

Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),

Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)

Сверкает ,  редкий,  дорожке (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Контрольный диктант № 2

 по теме «Синтаксис»

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака.  Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», -  проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

(По В. Астафьеву)

Грамматическое задание:

  1. Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. - «Дождь пойдёт», -  проговорила Нина.

2.. вар -Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

  1. Синтаксический разбор предложения:

1-ый вар.- Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

2-ой вар. – Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.    

Зачетная контрольная работа по теме «Фонетика»

Вариант № 1

1. Нарисуй в строчку столько цветов, сколько звуков в слове ВЬЮЖНЫЙ.

2. Отгадай, какое слово здесь задумано (цифра соответствует порядку буквы в алфавите)

19

6

18

5

10

20

30

19

33

3. Отгадай ребусы, запиши ответы, составь с каждым словом предложение

  

4. Перепиши слова, раскрывая скобки, подчеркни орфограмму:

Д(и,е)ван, тел(и,е)фон, мес(?)ный, вя(с,з)кий, лё(к,г)кий, гру(с,з), б(а,о)рьер, г(е,и)тара, с(о,а)лют, тетра(т,д)ь.

5. Выполни фонетический разбор слова БЕРЁЗА.

Вариант № 2

1. Нарисуй в строчку столько звёздочек, сколько звуков в слове ПРЕЛЕСТНЫЙ.

2. Отгадай, какое слово здесь задумано (цифра соответствует порядку буквы в алфавите)

9

1

27

10

20

15

10

12

10

3. Отгадай ребусы, запиши ответы, составь с каждым словом предложение

   

4. Перепиши слова, раскрывая скобки, подчеркни орфограмму:

К(а,о)ртина, к(о,а)рзина, чудес(?)ный, м(а,о)лодой, коробоч(?)ка, селё(т,д)ка, ду(п,б), м(а,о)газин, с(и,е)рота, п(е,и)сок.

5. Выполни фонетический разбор слова КОМПОТ.

Вариант № 3

1. Нарисуй в строчку столько деревьев, сколько звуков в слове КРЕСТЬЯНИН.

2. Отгадай, какое слово здесь задумано (цифра соответствует порядку буквы в алфавите)

14

10

15

10

1

20

32

18

1

3. Отгадай ребусы, запиши ответы, составь с каждым словом предложение

       

4. Перепиши слова, раскрывая скобки, подчеркни орфограмму:

Ни(с,к)о, р(о,а)бота, ш(а,о)фёр, ро(п,б)кий, со(?)нце, м(а,о)рской, камен(?)щик, р(и,е)бёнок, ур(о,а)ган, ярос(?)ный.

5. Выполни фонетический разбор слова МОСКВА.

Контрольный диктант № 3

по теме «Фонетика»

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.

Грамматическое задание:

  1. Озаглавить текст
  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. -       Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

2 вар - Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. 

3.  Произвести фонетический разбор слов

1 вар. - землю

2 вар. - стена

Контрольный тест по теме «Лексика»

Вариант 1.

Часть I. 

Задание: продолжи предложение.

1) Лексика – это …  

2) Лексическое значение слова – это то, что слово…

3) Кроме лексического значения,  слово имеет и …

4) Однозначные слова – это слова, имеющие …

5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

6) Наряду с прямым значением, у некоторых слов возникает … значение.

7) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются…

8) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…

9) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …

                          Часть II.  

1. В каком ряду приведены синонимы?

а) громадный, огромный, гигантский  

б) красота, прекрасный          

в) чашка, тарелка, миска

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) скучно       б) уныло     в) тоскливо     г) бесполезно

3. В каком ряду приведены антонимы?

а) красный – желтый       б) дом – сад        в) избушка – домик       г) красивый – уродливый

4. В каком ряду приведены омонимы?

а) медведь (животное) - медведь (неуклюжий человек)

б) (песчаная) коса – (девичья) коса

в) далекий – дальний

5. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

6. В каком ряду приведены олицетворения?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, звезда зажглась

7. Продолжите ряд синонимов: бежать, …

8. Подберите к данным словам антонимы.

голодный - …

ложь - …

проснуться - …

яркий - …

потерять  - …

Вариант 2.

Часть I. 

Задание: продолжи предложение.

1) Лексика – это …  

2) Лексическое значение слова – это то, что слово…

3) Кроме лексического значения,  слово имеет и …

4) Однозначные слова – это слова, имеющие …

5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

6) Наряду с прямым значением, у некоторых слов возникает … значение.

7)  Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются…

8) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…

9) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …

                          Часть II.  

1. В каком ряду приведены синонимы?

а) человек, ребенок, взрослый

б) черный, белый

в) громадный, огромный, гигантский

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) нужный     б) важный      в) необходимый     г) недолговечный

3. В каком ряду приведены антонимы?

а) телефон – телеграф        б) движение – покой    в) голова – нога     г) невежа – неряха

 

4. В каком ряду приведены омонимы?

а) телевизор – телефон

б) ножка (стола) – ножка (ребенка)

в) тушить (свет) – тушить (курицу)

5. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

6. В каком ряду приведены олицетворения?

а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела

б) ветер уснул, весна с зимой встречается

в) ребята веселились, природа празднует

7 Продолжите ряд синонимов: маленький, …

8. Подберите к данным словам антонимы.

ранний - …         меньше - …

жара - …        тьма - …

упасть - …

Контрольный диктант № 4

 по теме «Морфемика»

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

  Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель. 

  В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. 

  Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(120 слов)

 

  Грамматическое задание:

  1) 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, - рос-. Графически объясните выбор гласной.

       2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.

  2) 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

       2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

Контрольный диктант № 5

по теме «Имя существительное»

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

  Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий иней.

  В темном высоком небе рассыпались яркие зимние звезды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

  Но и в морозные зимние ночи продолжается жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Это закричал филин. Завыли и замолчали волки. По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки. Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

  Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь. 

(По И. Соколову-Микитову)

(115 слов)

Контрольный диктант № 6

по теме «Имя прилагательное»

НА КРАЮ ЛЕСА

  Вышла на край леса старая лосиха с лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги. 

  Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

  Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 

  Хорош запах весеннего леса!

  Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать. 

(По И. Соколову-Микитову)

(103 слова)

Контрольный тест по орфографии

1 вариант

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) л…сной, предст…вление, ст...рожевой

2) к...лыхаясь, отгор...диться, оп...лчение

3) бл...гоухать, пл...вец, распол…жение

4) г...рячий, прип...сённый, пап...ротник

2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся  гласная корня?

1) в…рсистый, ст…лбовой, м…рзлота

2) б…сиком, ок...ймлять, приг…реть

3) к…сание, р…внина, распол…жение

4) к...мера, соприк…снувшись, обог…щение

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1)  проск…чить   2) перер…сти    3) р…весник   4)  нам…чить

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1)  пол…гать   2) пл…вник   3) подр…стковый   4) з…рница

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рох     2) ш...в   3) ч...рствый    4) пиж...н

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...сткий     2) ж...лтый    3) щ...тка    4) трещ...тка

7. В каком слове пишется С?

1) во…никнуть     2) …дание     3) чере…чур           4) ра…мах

8. В каком слове пишется З?

1) ра…шить   2) …доровье   3) …дуть   4) ра…смеяться

9. В каком слове есть приставка О- ?

1) огромный   2) оголодать    3) огуречный   4) огненный

10. Укажите лишнее слово среди однокоренных:

1) водить  2) водитель  3) подводник    4) проводник

11. Укажите слово с нулевым окончанием:

1) столб   2) кафе  3) потом    4) стеречь

12. В каком слове есть суффикс  -ИНК ?

1) горошинка  2) соломинка  3) пружинка   4) снежинка

13.  В каком ряду во всех словах пропущена буква И ?

1) ц…тата,  ц…пленок, акац…я    

2) ц…фра, полиц…я, ц…ферблат

3) улиц…, ц…ц,  цирк

4) ц…ганский,  куц…й, демонстрац…я

14. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1)  полотенц…м      2) сгущ…нка     3) печ…т     4) плеч…м

15. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) ткач…м   2) туч…й     3) бельч…нок     4) трещ…тка

2 вариант

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ч...стичный, д…лекий, пров…дник

2) просл...влять, обл…жить, заг...релый

3) водор...сли, м...стерство, осм...треться

4) запл...тить, к...снуться, к...рман

2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся  гласная корня?

1) в…совой, выст…вка, зам…рзать

2) к…раблик, сокр…тить, приг..рать

3) з…ря, пром…кашка, пол..жение

4) выст…вка, с…мена, обог..щение

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1)  пром…чить   2) переск…чить  3) р…внина   4)  р…сток

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1)  отр…сль   2) выр…щенный  3) изл…гать   4) выр…сли

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1)  пш...нка 2) ш...фёрский   3) ш...рты      4) капюш...н

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ш…фер    2) расч...тливый   3) ш…рстка    4) щ...голь

7. В каком слове пишется З ?

1)  ра…шевелить     2) …дать     3) ра…чет           4) ра…гадать

8. В каком слове пишется С ?

1)  …десь   2) ра…дать   3) …делать  4) бе…жалостный

9. В каком слове нет приставки НА- ?

1) нависнуть   2) навылет    3) надпись    4) наивный

10. Укажите лишнее слово среди однокоренных:

1) летчик        2) вылечить       3) прилечу       4) перелетный

11. Укажите слово с нулевым окончанием:

1) метро    2) говорить     3) теперь    4) петушок

12. В каком слове нет суффикса –ОЧК ?

1) косточка   2) тапочка  3) звездочка  4) ленточка

13.  В каком ряду во всех словах пропущена буква И ?

1)  белолиц…й, сестриц..н, медиц…на

2) ц…рковой,  ц…фры, огурц….

3) станц..я, ц…новка,  ц..нк,

4) птиц…,  куниц…,  нац…я

14. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) береж…т      2) галч…нок     3) кож…й    4) ландыш…м

15. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) хорош…го   2) борщ…м   3) крюч…к     4) струч…к

Ответы:

1 вариант

1-1         2-3     3-2     4-3     5-3      6-4     7-3     8-2     9-2

10-3       11-1   12-4    13-2     14-4     15-2

2 вариант

1-1         2-3      3-3       4-4     5-1     6-1     7-4     8-3    9-4

10-2         11-4    12-2    13-3    14-2    15-1

Контрольный диктант по теме «Глагол»

БЕЛКИ

  Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.

  Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. 

  Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма.

(120 слов)

 

  Грамматическое задание:

  1) Определите спряжение глаголов. Укажите глаголы-исключения.

  2) Найдите глагол с чередованием гласных в корне. Подберите к нему однокоренное слово.

  1. Подчеркните синонимы к слову белка.

Итоговый контрольный диктант на промежуточной аттестации

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми - они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника. 

  Но скворцы - хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.

(По А. Куприну)

(98 слов)

 



Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Калда МО « Барышский район»

Разработчик: учитель русского языка и литературы Таирова Эльвира Шамилевна

Контрольно-измерительные материалы русский язык

Контрольно-измерительные материалы русский язык 6 класс

Входной контрольный диктант

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант -  Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Диагностическая работа ( входной контроль) по русскому языку в 6 классе

Цель: выяснить уровень сформированности предметных и метапредметных умений.

Списать текст и выполнить задания.

1)Погода стала меняться. 2) Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. 3)Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

4) Потемнело. 5) Налетел резкий ветер. 6) Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. 7) «Дождь пойдет», - проговорила Нина.

8) Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. 9) Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. 10) Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

11) Но вот ветер утих, снова показалось солнце. 12) Редкие капли дождя падали на землю. 13) Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.  ( По В.Астафьеву)

Задания:

  1. Из предложений первого и второго абзаца выписать  3 слова с орфограммой  «Проверяемые гласные в корне слова», орфограмму обозначить.
  2. Определить «данное» и «новое» в 12-13 предложениях.
  3. Подчеркнуть главные члены предложения в 9 предложении.
  4. Определить части речи во втором предложении.
  5. Морфемный разбор слова  приближались.

Тест по теме «Лексика и фразеология»

I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:

I   вариант              II   вариант

аккорд                            гаммы

П. Выпишите из словаря по одному слову:

I   вариант                  II   вариант

заимствованное               диалектное

устаревшее                      профессиональное

III. Определите слово по его лексическому значению. Цвет фиалки и сирени — (лиловый)

Заранее намеченный путь следования — (маршрут)

Мысленно представить себе что-нибудь — (вообразить)

Очень большой — (огромный, гигантский)

Желтый с красноватым оттенком — (оранжевый)

 Знаки для обозначения звуков — (буквы)

 Слова,   употребляемые   жителями   одной   местности,— (диалектные)

Часть слова без окончания — (основа слова)

IV. Замените фразеологизмы синонимами.

I    вариант                                      II    вариант

задрать нос, спустя рукава        водить за нос,    засучив рукава

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

 V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.

VI. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

I    вариант

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К. Паустовский.)

II   вариант

В саду горит костер рябины красной. (С. Е сен и н.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

VII. Выпишите синонимы из предложений.

I    вариант                                      II    вариант

Когда мальчик слушал его пение,    Кругом, покорив всё своей

полное беспредельной тоски,           темнотой, наполнив покоем

чувство бесконечной жалости           и тишиной, царила ночь, охватывало его маленькое сердце.

VIII.  Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.

I    вариант                                      II    вариант

язык                                                 хрустальный

Контрольный диктант № 1 по теме «Лексика»

Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Грамматическое задание.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант –  ему.

Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование»

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.  

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Грамматическое задание.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант -  Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант –  отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Проверочная работа по теме «Словообразование»

1. Что изучает морфемика? Назовите морфемы.

2. Соотнесите понятия и определения.

А) Корень    

1. Значимая часть слова,  которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Б) Суффикс  

2. Главная часть слова, в которой заключен смысл всех однокоренных слов.

В) Приставка  

3. Все слова без окончания.

Г) Основа

4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Д) Окончание

5. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

3. Определите способ образования слов

1. славный – бесславный _____________________

2. двор – дворец_____________________________

3. барабан – барабанщик_____________________

4. соберу – разберу__________________________

5. дно – бездонный___________________________

6. выходить – выход_________________________

4. Образуйте новые слова по аналогии. Каким способом они образованы?

1. вредный – безвредный

2. облачный - ____________________________________________________

3. лес – лесок

4. дом - _________________________________________________________

5. стол - _________________________________________________________

6. пеший, ходить – пешеход,

7. листья, падать -_________________________________________________

8. вода, проводить - _______________________________________________

5. Подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

                 

                           В сухих перелесках легко отыщешь бархатистый подберезовик.

6. Буква О пишется в слове:

прик…снуться;

заг..реть;

пол…гаться.  

7.  Буква И пишется в слове:

без…скусственный;

сверх..нициативный;

под…тожить

8. Сделайте морфемный разбор слов: баскетболистка, зеленоватый, переносчик, тарелочка, верблюжонок, черненький, самолётик, земля, мальчик.

Итоговый контрольный диктант за I четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

 Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант –  В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – весенний;

2 вариант –  лесных.

Контрольный словарный диктант

Пол...жение незавидное, первое сл...гаемое, прав...льное предл...жение, разобрать прил...гательное, произвести сл...жение, отл...жить в сторону, распол...житься на поляне, ул...жить в кр...вать, прил..гать усилия,  клас...ное изл...жение, хорошо выр...сти, выр...щенный цветок, б...рёзка подр...сла, хорошо выр...сла,  зар...сли кустарника, р...стительный мир, длин...ые водор...сли, предл...гать решить, прол...жить дорогу, маленький р...сток, разр...статься в стороны, р...сти вверх, пшеница взр...сла, хорошо подр...сти, обр...стать зн...комыми, зар...сли камыша, хороший возр...ст, предл...гать помощ..., предл...жить с...действие, изл...гать содержание, высказать предпол...жение, предпол...гаемая встреча,  к...саться рукой,  лёгкое пр...к...сновение,  прик...саться к стенду, к...снуться друга, к...сание плеча, прямая к...сательная,  кр...сивый  заг...р, заг...релый человек, разг...рались дрова, г...рение свечи, пр...горелый пирог, уг...р от печки, наг...р на свече, маленький ог...рок,  соприк...саться с действительностью.

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – речонка;

      2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное»

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

 (По И.Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – серебряные.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Синтаксическая роль прилагательного:

а) определение, сказуемое; б) определение; в) подлежащее.

2. Полными и краткими бывают прилагательные

а) притяжательные; б) качественные; в) относительные; г) все.

3. На что указывают  суффиксы -ейш-, -айш-?

а) сравнительная  степень; б) простая превосходная; в) сложная превосходная.

4 В прилагательных: соломенный, безветренный пишется НН, потому что:

 а) одно Н в корне, другое в суффиксе  ; б) слова исключения;   в) суффикс  -енн-.

5.Укажи прилагательные краткой формы.

а) обруч;  б) пригож;  в) дач;  г) схож;  д) крыш;  е) луч;  ж) нищ.

6.      Укажи  прилагательные с -н-

а) исти..ый; б) соловьи..ый; в) мгнове..ый.

7. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным

а) Ставрополь – главный город края;

б)  Деревянные постройки пришли в негодность;

в)  Кавказские горы выше Крымских гор.

8. В каких прилагательных допущены ошибки

а) лимонный, б) балконный; в) стариный; г) неразборчевый; д) не  вредный, е) кожанный.

9.В каких словосочетаниях прилагательное является качественным

а) собачий холод; б) собачья конура; в) собачья шерсть.

10.В какой строке все прилагательные являются качественными?

а)Чистый, сельский, волчий, золотой, умный;

б)Глубокий, старый, горячий, острый, резкий;

в)Комариный, богатырский, белый, московский, аккуратный;

г)Большой, лисий, подземный, красивый, синий.

11.В какой строке все прилагательные являются относительными?

а)Серебряный, маленький, медвежий, якутский;

б)Кожаный, мышиный, высокий, шерстяной;

в)Прохладный, европейский, волчий, жёлтый;

г)Верхний, московский, вчерашний, глиняный.

12. Притяжательные прилагательные обозначают:

а)Признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;

б)Принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?

в)Материал, из которого сделан предмет.

13. Все слова в строке пишутся с суффиксом –ск-:

а)Кавказ…кий, кузнец…кий, богатыр…кий, матрос…кий;

б)Журналист…кий, француз…кий, одес…кий, киргиз…кий.

в)Ткац…кий, древнерус…кий, рез…кий, белорус…кий;

г)Тбилис…кий, кузнец…кий, февраль…кий, немец…кий.

14.Частица НЕ пишется раздельно в предложении:

а)Каменный уголь для домны (не) чёрный, а светло-серый.

б)Для (не) внимательного взора природа севера бедна.

в)Комендант отвечал (не) брежным кивком головы.

г)Впереди показалась (не) большая деревушка.

15. В какой строке все прилагательные пишутся через дефис?

а)(Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, (северо)восточный;

б)(светло)коричневый, (юго)западный, (взлётно)посадочный, (русско)немецкий;

в)(двух)комнатный, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.

16. В каком слове пишется две –НН-:

1) ветре..ый                2) песча..ый   3) оловя..ый                4) лебеди..ный

17. В каком слове пишется -Н-:

1)  песча..ый          2) стекля..ый              3) каме..ый             4) тыкве..ый

18. Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении   Волга шире Днепра?

а) определение;       б) обстоятельство;   в) сказуемое.

           


Контрольный диктант № 6 по теме «Имя числительное»

      Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Грамматическое задание.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольный диктант № 7 по теме «Местоимение»

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

      Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Грамматическое задание.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

 3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант)  предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол»

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

 3) Произведите морфологический анализ слов:

      1 вариант – услышите;

      2 вариант – доносились.

4) Составьте схему  1 предложения последнего абзаца.

Тест по теме «Глагол»

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какие из приведённых ниже характеристик не относятся к глаголу?
        а) изменяются по лицам, числам и падежам;
        б)  бывают совершенного и несовершенного вида;
        в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
        г) изменяются по временам.

А1. Глагол – часть речи, которая обозначает:

а) действие;

б) признак;

в) предмет;

г) признак по действию.

А2. Укажите неверное утверждение:

а) Глагол – часть речи, которая обозначает действие.

б) Глаголы изменяются по временам.

в) В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.

г) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

А2. Укажите верное утверждение :«Глаголы в изъявительном наклонении …»

а) обозначают действие, желаемое или возможное при определенном условии.

б) обозначают действие, которое кто-то заставляет  или  просит  выполнить.

в) обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле.

г) обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

А3. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.

        а) читать, просматривать, разыграть;

        б) смеяться, высмеять, поймать;

        в) разыграть, прочитать, передать;
        г) схватить, разыскивать, дышать.

А3. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.

        а) шагнуть, толкать, мелькать;

        б) капнуть, зевать, включить;

        в) прогуляться, расступиться, выкрикнуть;
        г) вздыхать кивать, признать.

А4. Какой глагол относится ко второму спряжению:

          а) гулять;

        б) спать;

        в) брить;
        г) жить.

А4. Какой глагол относится к первому спряжению:

             а) звенеть;

        б) колоть;

        в) боронить;
        г) лететь.

А5. Какая из форм не является формой будущего времени?

          а) почитаю;

        б) поживём;

        в) хочу спать;
        г) буду читать.

А5. Какая из форм не является формой прошедшего времени?

          а) спал;

        б) решил;

        в) пёк;
        г) шьёт.

А6. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

        1) есть, носить;

        2) думать, ехать;

        3) хотеть, бежать;

        4) дать, говорить.

А6. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

            1) гнать, дышать;

        2) хотеть, терпеть;

        3) есть, дать;

        4) дать, зависеть.

А7. Укажите предложение с переходным глаголом.

а) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

б) Мужество рождается в борьбе.

в) На окне стояли цветы.

г) Он обезумел от страха.

А7. Укажите предложение с непереходным глаголом.

а) Насыпали   моряки  хлебных  крошек  и  семечек  на   палубу.

б) Подбирают перепёлочки крошки и семечки.  

в) Тема тихо повернул ключ.

г) Он подошёл к дому.

А8. Укажите возвратный глагол:

а) прошёл;

б) прошуршал;

в) промчался;

г) пробежал.

А8. Укажите возвратный глагол:

1) носить;

2) развлекаться;

3) лаять;

4) выбирать.

А9. В этом предложении глагол обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле:

а)        Вся в блестках струится река.

б)        На заре ты ее не буди.  (А.Фет)

в)        Был бы здоров — сразу бы добежал.

г) Напишите родителям письмо.

А9.  В этом предложении глагол обозначает действие, желаемое или возможное при определенном условии:

а)        Понял Иван Федорович, что нужна книга, по которой люди учились бы грамоте.  

б)        Пора метелей злых и бурь

     Опять надолго миновала.  (А. Плещеев) 

в) Уехать на поезде можно в любой уголок страны.

г) Не убивайте голубей!

    Их оперенье белоснежно;

    Их воркование так нежно...  (М. Лохвицкая)

А10. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

а) бегите;

б) пишете;

в) ляг;

г) кладите.

А10. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

а) поезжай;

б) прилягте;

в) бежите;

г) встаньте.

А11. Найди предложение с безличным глаголом.

а) Потемнело в чистом поле.

б) Пуганая ворона куста боится.

в) Не пылит дорога, не дрожат кусты.

г) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

А11. Найди предложение с безличным глаголом.

1) В углу кто-то похрапывал.

2) В саду от ветра что-то посвистывало, трещало и выло.

3) Мне не здоровится.

4) В лесу затрещало дерево.

А12. Укажите наклонение глагола выслать в следующих предложениях:

1. Вышлите нужные мне книги 2. Если вышлете в ближайшие дни, я получу их своевременно.

а) В 1-м предложении глагол стоит в изъяв. накл., во 2-м – в повел. накл.

б) В 1-м – в повел. накл., во 2-м – в изъяв. накл.

в) В обоих предложениях – в повел. накл.

г) В обоих предложениях – в изъяв. накл.

А12. Укажите наклонение глагола выйти в следующих предложениях:

1. Выйдите через калитку. 2. Когда выйдете, поверните направо.

а) В 1-м предложении глагол стоит в изъяв. накл., во 2-м – в повел. накл.

б) В 1-м – в повел. накл., во 2-м – в изъяв. накл.

в) В обоих предложениях – в повел. накл.

г) В обоих предложениях – в изъяв. накл.

А13. Выберите столбик, в котором указаны правильные ответы (Е или И в окончаниях глаголов 3лица) ед. ч.:

                                   а)     б)    в)    г)

рассвета..т                 е       е      и    е

осмотр..т                   и       и     е     е

пряч..тся                    е       е     и     е

завис..т                      е       и     е     и

бор..тся                     е       е      и     е

А13. Выберите столбик, в котором указаны правильные ответы (Е или И в окончаниях глаголов 3лица ед. ч.):

                                  а)     б)    в)    г)

кле..т                         е      и      и     е

стро..т                       и      и      е     и

пойма..т                    е       е      и     е

прочита..т                 е      е      е     и

увид..т                       е      и      и     е

А14. В каком глаголе ь не пишется?

а) поджар..те;

б) спряч..ся;

в) приляг..те;

г) среж..те.

14.  В каком глаголе ь не пишется?

        1) Немедленно отреж..!

        2) Немедленно отреж..те!

        3) Ему не спит..ся.

        4) Присяд..те, пожалуйста.

А15 . На месте какой цифры в слове нужно написать мягкий знак?

Карандаш в пенале мает(1)ся,

Но зато он не ломает(2)ся.

Он там должен находит(3)ся.

Он на уроке пригодит(4)ся!  

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

А15. На месте какой цифры в слове нужно написать мягкий знак?

На доброе слово не надо скупит(1)ся.

Сказать это слово – что дать напит(2)ся.

Со словом обидным нельзя торопит(3)ся,

Чтоб завтра себя самого не стыдит(4)ся.

а) 1;

б) 1,4;

в) 1,2,3;

г) 1,2,3,4.

А16. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Тропинка, тропинка, что прячеш(1)ся ты?

Зачем ты уходиш(2) тайком под кусты?

То вдруг пропадёш(3), то ныряеш(4) в овраг.

Скажи мне, тропинка, ты друг или враг?

                                                                (Е. Трутнева)

а) 1;

б) 1,2;

в) 1,2,3;

г) 1,2,3,4.

А16. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Что ж ты грустиш(1), обезьянка?

Ничего не еш(2) и не пьёш(3).

Ты ведь не иностранка,

Ты ведь меня поймёш(4)…

                                     В.Джайн

А17. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Когда напиш..те сочинение, проверьте его.

б) Высуш..те промокшие ботинки.

в) Вы мне помож..те?

г) Вы буд..те выходить на следующей остановке?

17. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Прежде всего выбер..те  из текста  необходимые цитаты.

б) Когда вы отыщ..те нужное слово, составьте с ним предложение.

в) Если вы его окликн..те, то он не отзовется.

г) Вы смож..те с ним поговорить завтра

А18. В каком ряду во всех глаголах пропущена одна и та же буква?

а) забол..вать, потч..вать, осва..вать;

б) откупор..вать, буш..вать, зап..вать;

в) команд..вать, расклад..вать, рассчит..вать;

г) поссвет..вать, завед..вать, исповед..вать.

А18. В каком ряду во всех глаголах пропущена одна и та же буква?

а) обслед..вать, разбрас..вать, почувств..вать;

б) разд..ваться, попроб..вать, использ..вать;

в) бесед..вать, совет..вать, подбадр..вать;

г) испыт..вать, уклад..вать, рассказ..вать;

А19. Укажите правильный разбор слова по составу:

 

А19.   Укажи правильный разбор.

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

А20. Укажите, в какой группе слов правильно поставлены ударения:

а) звОнят, балУю, премИровать, облегчИть;

б) звонЯт, бАлую, премИровать, облЕгчить;

в) звонЯт, балУю, премировАть, облегчИть;

г) звОнят, бАлую, премИровать, облегчИть.

А20. Укажите, в какой группе слов правильно поставлены ударения:

а) углУбить, понЯли, позвонИт, зАнял;

б) углубИть, понЯли, позвОнит, занЯл;

в) углубИть, пОняли, позвонИт, зАнял;

г) углУбить, пОняли, позвонИт, занЯл.

А21. Укажите пример с нарушением речевой нормы:

а) прилягте;

б) ехайте;

в) положите;

г) хотите.

А21. Укажите пример с нарушением речевой нормы:

а) ляг;

б) поезжайте;

в) ложу;

г) хочет.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3

(1)С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. (2)»Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни», - говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.

(3)Из живущих на земле существ только человек обладает даром речи. (4)Чтобы назвать этот бесценный дар, человеческий гений создал большое количество глаголов, обозначающих речь, мысль, чувства… (5)Вот некоторые из них: ответствовать, повторить, шепнуть, закричать, прибавить, сказать, отвечать, продолжать, заговорить, подхватить, перебить, воскликнуть, спросить, заметить, промолвить, цедить (сквозь зубы), запнуться, сообщить, поддакнуть, возразить, уверять, растолковывать, вымолвить, объяснить, внушить, беседовать, намекнуть, переспросить, изречь, осведомиться, упоминать и другие.

В.А.Иванов, Г.А.Панов, З.А.Потиха. Тайны родного языка

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3

(1)Как известно, выразительность языка достигается не только подбором новых глаголов, но и употреблением глаголов, различающихся приставками. (2)Особенно много разных слов образуется от глагола говорить. (3)Заговорить – начать говорить; приговаривать – говорить, сопровождая этим какое-либо действие; проговорить – произнести, сказать (в глаголе проговорить есть прямое указание на краткость сказанного); оговориться – сделать относительно чего-либо оговорку, предупредить о чём-либо или сделать непроизвольную ошибку в речи; договориться – путём переговоров прийти к соглашению; уговорить – убедить кого-либо или успокоить, утешить; наговориться – вдоволь, много проговорить и другие глаголы.

(4)Приставка каждый раз придаёт слову новое значение, создавая различие между глаголом-первоосновой и производным. (10)Чем тоньше становится человеческий ум, тем глубже он познаётокружающий мир, тем разнообразнее глаголы, обюозхначающие речь, мысль, чувство.

В.А.Иванов, Г.А.Панов, З.А.Потиха. Тайны родного языка

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами

В1. Из ряда глаголов речи в предложении 5 выпишите возвратные глаголы.

В2. Из ряда глаголов речи в предложении 5 выпишите глагол второго спряжения несовершенного вида.

В3. Из ряда глаголов речи в предложении 5 выпишите переходные глаголы.

В1. Из предложения 3 выпишите возвратные глаголы.

В2. Найдите в тексте глагол со следующими морфологическими признаками:

1 спряжение, несовершенный вид, возвратный, в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени.

В3. Из предложений 9 и 10 выпишите переходные глаголы.

С1. Напишите мини-сочинение (3-5 предложений), используя безличные глаголы,  на тему: «Вечер в деревне».

С1. Напишите мини-сочинение (3-5 предложений), используя безличные глаголы,  на тему: «Утро»

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2)  Произведите фонетический анализ слов:

      1 вариант – елей;

      2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает  правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

        Оценка «4» ставится, если  дает обучающийся ответ, удовлетворяющий  тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

           Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при  наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее ¾  заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если обучающийся  не выполнил ни одного задания.

                               КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

            Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

ОЦЕНКА

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЧЬ

ГРАМОТНОСТЬ

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют.

 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также  2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательного изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,  а также  7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имееся более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...