Задания по русскому языку для 10 класса для олимпиады
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему

Кунаева Татьяна Вячеславовна

Данные задания предназначены для учащихся 10 класса для проведения олимпиады по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_10_klassa.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для проведения муниципального этапа олимпиады

по русскому языку в 10 классе

1. Расставьте ударения в словах.

Апостроф, красивее, генезис, жалюзи, газопровод, кремень, премирование, звонишь, углубить, оптовый. (По 1 баллу за слово.)

2. Подчеркните правильный вариант произношения.

Афера – афёра, новорожденный – новорождённый, жердочка – жёрдочка, никчемный – никчёмный, опека – опёка, осетр – осётр, свекла – свёкла, головешка – головёшка. (По 1 баллу за слово.)

3. Образуйте от данных существительных форму множественного числа именительного падежа:

Бухгалтер, веер, директор, инженер, катер, округ, ректор, отпуск, торт, паспорт, профессор, шофёр. (По 1 баллу за слово.)

4. Даны слова: грот, лоб, рыж (краткое прилагательное), мусс, чуть, шел, бук, жег, раб, рад, сонь (род п. мн.ч.), шил.

Если каждое из данных слов произнести в обратном порядке, то из некоторых слов можно получить другие слова (необязательно в начальной форме). Укажите, какие слова имеются в виду и какие слова Вы получили при перестановке звуков. (По 1 баллу за каждое правильно указанное слово.)

5. На примере слов одолеть, долой, долина можно ли доказать мысль педагога 19 века В.П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»? (3 балла)

6. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в правильные фразеологизмы, объясните их значение и найдите одно «лишнее» по структуре выражение.

Дамоклов кафтан, сидорова ослица, иерихонская грамота, тришкин меч, валаамова коза, филькина труба.

(По 1 баллу за верное составленный фразеологизм; по 1 баллу за верное определение значения; 1 балл за найденное «лишнее» слово; 1 балл за аргументацию выделения «лишнего» слова.)

7. Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.                                  

(За выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл; комментарий выбора – до 3 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.)

8. Определите, какой частью речи является слово пропасть в следующих предложениях. Ответ аргументируйте.

Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки (Лермонтов).

Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то (Островский).

 Тьфу пропасть! – говорит она, и тот дурак, кто слушает людских всех врак (Крылов).

(По 1 баллу за правильное определение части речи; по 2 балла за аргументацию каждого примера; по 1 баллу за свой пример.)

9.

Продажа сахар_

Подсыпь сахарк_

Кусок сахар_

Выпейте ча_

Налейте-ка чайк_

Производство ча_

Пачка индийского ча_

История народ_

Много народ_

Распределите словосочетания на три группы:

  1. словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание –а (-я);
  2. словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание –у (-ю);
  3. словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь вариативные окончания  –а (-я); –у (-ю);

Обоснуйте свой выбор. (По 1 баллу за словосочетание, верно отнесенное в группу; 2 балла за развернутое объяснение.)

10. Являются ли выделенные формы однородными членами? Аргументируйте ответ.

1. Ты давай поспешай с отрядом, а я пулемётную заставу на дороге сниму пока (Иванов).

2. Туда, за эти дымы, навстречу солнцу, летели самолёты. Они летели низко, по три в ряд (Иванов).

3. Гвоздев ни с того ни с сего прислал свой денежный аттестат (Б. Полевой).

о 1 баллу за правильный комментарий.)

11. В словаре В.И. Даля мы находим следующую рекомендацию: Не пинай свиньи: свороб выступит. Что означает свороб? Как вы понимаете смысл данной пословицы? (2 балла за определение значения слова; 2 балла за объяснение смысла.)

12. Перед вами документ, написанный на бытовом варианте древнерусского языка XVII столетия. Определите его жанр. Найдите ему аналогию в делопроизводстве нашего времени. Переведите на современный русский язык.  (5 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по русскому языку 9 класс

Данные тестовые задания предназначены для подготовки обучающихся 9 классов к успешной сдаче ГИА по русскому языку....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс....