Урок-игра в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Игровой урок в 5 классе по теме "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" . Данный урок - урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ребята получили при изучении раздела "Фонетика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Вспомнить и систематизировать знания о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
  • сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

Ход урока

Учащиеся разделены на две команды по 6 человек.

– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме. Мы побываем в гостях у звуков речи  СЛАЙД 1 и обязательно совершим открытие, разгадаем тайну, которую скрывают от нас гласные буквы Е,Ё,Ю,Я.

Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.

(За каждое правильное задание команда получает по одной звёздочке)

-Для начала предлагаю вам немного размяться.

Задание1:  Лингвистическая разминка (найти логическую ошибку)

а)         Закричал охотник: “ОЙ!
           Двери гонятся за мной!» (звери)          

б)         «Посмотрите-ка, ребятки,
           Раки выросли на грядке». (маки)

в)         Старый дедушка Пахом
           На козе скакал верхом. (коне)  

г)         На пожелтевшую траву
           Роняет лев свою листву. (лес)  

д)         Синеет море перед нами,

            Летают майки над волнами. (чайки)

е)         Тает снег, течёт ручей,

           На ветвях полно врачей. (грачей)

-Давайте сделаем вывод: если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения. Поэтому мы должны изучать и знать такой раздел русского языка как фонетика. А теперь давайте всем докажем, что мы хорошо знаем фонетику, иначе  звуки речи на нас обидятся и не позовут больше к себе в гости.

Задание 2: Блиц-опрос: Каждая команда вытягивает листочек с вопросом и отвечает, если не могут ответить,  право ответа передаётся другой команде.

-Что такое фонетика? (раздел языкознания, который изучает звуки речи)

-Из чего состоят слова, которые мы слышим? (из звуков)

-Звуки делятся на? (гласные и согласные)

-Гласные бывают? (ударными и безударными)

-На какие  звуки делятся согласные? (на твёрдые и мягкие, на звонкие и глухие)

-Из чего состоят слова, которые мы пишем? (из букв). Сколько букв в русском алфавите? (33)

-Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

-А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

- Вот о буквах Е, Ё, Ю, Я, мы и поговорим на нашем уроке.

– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв. (Загадки команды отгадывают по очереди)

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... 
(Е)  СЛАЙД 2

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула – 
Получилась буква… 
(Ё)  СЛАЙД 3

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… 
(Ю) СЛАЙД 4

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... 
(Я) СЛАЙД 5

– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают? СЛАЙД 6
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?

Вывод:

– Итак, буквы еёюя обозначают два звука. СЛАЙД 7

е – [й'э], 
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]              

– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску. (НА ДОСКЕ БЕЗ ТРАНСКРИПЦИИ)

мел [м'эл]
м
ёд [м'от]
л
юк [л'ук]
р
яд [р'ат]

Задание 3: Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы еёюя. (От каждой команды выходят по два представителя и транскрибируют каждый по два слова)

-А теперь вопросы для обеих команд:

– Где стоят буквы еёюя в словах данного столбика? (После согласного.)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (
Один звук [э, о, у, а].)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (
Мягкие.)

Сделаем вывод: СЛАЙД 8

Если буквы еёюя стоят после согласной, то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.

Итак, первая роль букв еёюя – это смягчение согласной.

-Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях. СЛАЙД 9

Из полученных наблюдений сделайте вывод: СЛАЙД 10

(Буквы еёюя в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)

– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?

Если буквы еёюя стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.

Задание 4: Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его,  определите, сколько букв и звуков в словах. (После команды обмениваются листочками и сверяют с ответами на слайде СЛАЙД 11)

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)

Физкультминутка.

- Если в названных словах гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают один звук, то встают (садятся) мальчики, если два звука, то девочки: полёт, яма, лес, поле, юла, дерево, красивая, подъезд, деревья, съёмка, весна.

Задание 5: Игра “Дай сигнал”

Задание: Я произношу слова, если вы услышали  слова, в которых буквы могут передавать два звука, то поднимите красную карточку, если один звук, то зелёную карточку. Если есть буквы передающие один и два звука поднимите две карточки. За каждый правильный ответ команда получает по звезде.

Дождя, буря, вьюга, съезд, весна, лён, ружья, воробей, поздняя, знания, метель, лес, каюта, съёмка, ярко, подъезд, юла

Задание 6: за три минуты учащиеся записывают женские имена, в которых есть Е, Ё, Ю, Я, обозначающиеся два звука. (Кто записал больше всех имен, получает одну звезду)

Задание 7: Игра-задачка        

Задание: необходимо собрать два “букета” из цветов: в первый входят цветы, в названиях которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука; во второй – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук.

Какой “букет” оказался больше?

(у каждой команды - одинаковый набор названий цветов, написанных заранее на отдельных листочках, “букеты” цветов висят на доске, куда один из учащихся группы будет “приклеивать” листочки с названиями цветов)

Названия цветов: (на столах картинки (фотографии) и название цветка). Первая команда выбирает названия цветов, где буквы Е,Ё,Ю,Я дают один звук, вторая команда выбирает названия цветов, где есть эти буквы и они дают два звука. Команды выбирают из всех цветов свои и затем представитель от каждой команды выходит и составляет букет.

(По окончании работы учащиеся представляют свои “букеты” цветов, по ходу работы выявляются ошибки (если есть), которые сразу же исправляются).

Задание 8: Игра «Третий лишний» Все слова записаны на слайде. СЛАЙД 12

-Найди в каждой группе лишнее слово. По какому признаку оно оказалось лишним?
Месяц, перец, посёлок, семья
Ящерица, яблоко, ясень, тяжесть.
Юля, юрта, каюта, жюри.

Салют, брошюра, земля, ягода.

Задание 9: Каждой команде выдаётся лист с кроссвордом и на отдельных  листах представлены отрывки из стихотворений поэтовЧтобы по лестнице подняться до самой вершины дерева, нужно на каждую ветку повесить такое слово, выбранное из стихотворения, чтобы оно соответствовало ступеньке лестницы. Начинаете с нижней ступеньки (В слове обязательно должны присутствовать буквы или Е, или Ё, или Ю, или Я).

1) И теперь наоборот: 
Ночь – как серенькая мышь, 
День – большой, блестящий кот. (П. Соловьева)

2) Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. (А.С. Пушкин)

3) Но живет без всякой славы 
Средь зеленыя дубравы, 
У семи богатырей 
Та, что все ж тебя милей. (А.С. Пушкин)

4) Весна идет сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна? (А. Блок)

5) Спи, мой бычок,
Белый бочок,
Мягкие рожки,
Резвые ножки! (Ю. Черных)

Вот так должен выглядеть кроссворд: если у учащихся неправильно, для следующего задания отдаю с правильными ответами.

Слова, выписанные учащимися:

1) блестящий;

2) отгоняя;

3) богатырей;

4) весна;

5) резвые.

При проверке ребята обмениваются кроссвордами. Если всё правильно получают по звезде.

-Далее отдают кроссворды обратно.  Каждой команде даётся две минуты, чтобы посчитать сколько букв и звуков в этих словах. За каждый правильный ответ – звезда.

Задания (если осталось время):

Задание 1: 1 группа выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук, а 2 группа – 2 звука.
Лень, ёжик, юбка, парашют, люлька, споём, листья, село, жесть, ёлка, вёл, поезд.

1

2

Лень

Парашют

Люлька

Село

Жесть

Вёл

ёжик

юбка

споём

листья

ёлка

поезд

Затем каждая команда вслух зачитывает эти слова. Если нет ни единой ошибки получает звёздочку.

Задание 2: «Стихотворная пауза»

 – Я читаю, вы внимательно слушаете и выписываете слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Тюлень ел рыбу целый день,

Объелся рыбою тюлень.

Тюленя одолела лень,

И вот тюлень лежит, как пень,

Лежит и улыбается...|

А мне так жить не нравится.

Задание 3:

Задание: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них  букв и звуков.

Карточка с заданием

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

( Группы обмениваются работами, проводят взаимопроверку, исправляют ошибки).

Подведение итогов. Рефлексия

Команды подсчитывают свои звёздочки.

-Вот мы и побывали в гостях у звуков речи. Слайд 13

-Молодцы, вы очень хорошо работали. И не стоит расстраиваться, если ваша команда набрала меньше звёздочек, чем другая команда.

-Скажите, а какую тайну, которую скрывают от нас гласные буквы, мы сегодня разгадали в процессе игры? И какие это буквы?

-Понравился ли вам урок?

-Вы выполняли задания в группе. А сейчас я бы хотела, чтобы вы ребята попробовали оценить сами себя. (Раздаю таблицы с рефлексией).

 

?

 Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука,  остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

!

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»


-На этом уроке все хорошо работали и получают сегодня хорошие оценки.

Домашнее задание: предлагаю вам ребята дома ещё раз оценить себя и выполнить тестовое задание.

Тест

1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука.

    а) тёс;     б) ёлка;     в) счёт.

2. Укажите, в каком слове больше   звуков, чем букв.

    а) ель;   б) ест;     в) есть.

3. Какая буква не даёт два звука?

    а) у;   б) ю;    в) я.

4. В каком слове звуков меньше чем букв?

   а) наугад;    б) набекрень;  в) надвое.

5. Сколько звуков в слове объяснение?

   а)  9     б) 10        в) 11

6. В каком слове есть звук [й]?

   а) рябина;     б) каёмка;       в) кисти


Правильные ответы

                                                       

1. б) ёлка                                                  

2. б) ест                                                    

3. а) у                                                        

4. б) набекрень                                      

5. в) 11                                                      

6. б) каёмка

Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».                                            

                                                                 

«5» - 6 балл.

«4» - 5  балл.

«3» - 3 - 4 балл.

СЛАЙД 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...