Статья. "О русской орфографии"
статья по русскому языку (5 класс)

 Карасева Ирина Владимировна

Наши знания о русской орфографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый грамотно построенный урок литературы благоприятствует достижению успешных результатов. содержит методические советы.

Не всегда молодой учитель может удачно спланировать урок, быстро найти интересный дополнительный материал, возникает много вопросов различного характера.

Практика показывает, что совершенствование речи учащихся — это кропотливая, каждодневная работа. Именно поэтому из урока в урок в разработках ставятся такие цели, как развитие навыков беглого выразительного чтения; развитие умений грамотно и полно давать ответы на вопросы. В заданиях на дом часто встречаются, например, пересказ текста, рассказ о писателе, ответы на вопросы, а также задания творческого характера.

Хочется надеяться, что материал разработанных уроков будет неплохим подспорьем для начинающих учителей и поможет им с учетом индивидуальных особенностей учащихся разнообразить свои варианты уроков.

Предполагается творческое использование. Предложенное деление учебных часов по темам является примерным. Учитель может изменить планирование, увеличив или, наоборот, уменьшив количество часов, выделенное на изучение художественного произведения. В разделах «Русские поэты ХIX в. и ХХ в. о Родине, родной природе и о себе» уроки по произведениям тех или иных авторов педагогу предлагается разработать самостоятельно, полагаясь на свой выбор и учитывая художественные интересы учащихся.

Представленные разработки могут быть положены в основу своего собственного учебного занятия, другому же будут интересны лишь некоторые идеи и подходы.

Профессиональный интерес, научные знания, терпение, желание — именно эти качества станут самыми главными помощниками в воплощении ваших творческих планов. Успеха вам!

Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ КНИГИ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(I вариант)

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии; заинтересовать учебным предметом — литературой; сообщить задачи по предмету, которые ставятся в новом учебном году; побудить к дискуссии о роли книги в жизни человека.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Литература — это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи — все это есть богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.

Именно из литературы мы черпаем необходимые знания, получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели и очерствели бы душой.

Изучение нового для вас предмета начинается с мифов, затем — устное народное творчество, древнерусская литература, позже следует классическая, а за ней — современная литература.

На уроках литературы в этом учебном году мы продолжим работу по развитию беглого выразительного чтения, совершенствованию умений пересказа, монологической речи, будем пополнять знания по теории литературы, встретимся с новыми книгами, писателями.

Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, утверждавшим, что чтение — лучшее учение? Почему?

II. Беседа о прочитанном в дни летних каникул.

Вопросы:

1. Книги каких авторов вы прочитали? О чем они?

2. Что взволновало вас в этих произведениях?

3. Чему научились вы у героев книг? От каких черт характера этих героев вы отказались бы?

4. Что из прочитанного вы предложили бы своим друзьям? Почему?

Следуют пересказы прочитанных произведений. Чтение стихотворений, ребята показывают полюбившиеся книги, поясняют свои иллюстрации к ним. Можно провести литературную викторину или литературное лото.

III. Знакомство с учебником.

Учитель обращает внимание детей на титульный лист книги (объяснить слова «титул», «титульный лист»), где изображена картина М. В. Нестерова «Лель (Весна)». (Пояснить, кто такой Лель.) Затем следует знакомство с форзацами учебника. (Все новые слова поясняются в ходе беседы.) Звучит небольшое сообщение об искусстве Палеха.

Палех. Лаковая миниатюра — живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, ювелирных украшениях). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из сел Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Лаковой эта живопись называется потому, что основу изделия изготавливают из папье-маше, затем грунтуют и покрывают черным лаком. Затем к работе приступают художники. Они создают жанровые композиции, портреты, пейзажи. На последнем этапе работы изделие покрывают прозрачным лаком, который не только предохраняет красочный слой, но и добавляет глубину и силу краскам.

Работа с репродукцией картины Б. Парилова, В. Дудорова «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый...». Ребята рассматривают изображения героев великого поэта, называют произведения. Звучит выразительное чтение Вступления к поэме «Руслан и Людмила». Аналогичная работа проводится над вторым форзацем.

Далее ученики знакомятся с коллективом авторов-составителей, редакторов, художников. Знакомятся с такими элементами книги, как предисловие, послесловие, оглавление, словари, сноски и узнают об их назначении.

Завершая этот этап работы, нужно сказать о том, что читать правильно, по-настоящему, не так просто. Нужно быть внимательным при чтении, задумываться над тем, что хотел сказать автор, учиться понимать смысл прочитанного, делать выводы.

Здесь можно пригласить ребят на 1-й библиотечный урок, так как именно в библиотеке можно выбрать книги по интересам, которые «поведут» в мир знаний.

IV. Чтение вводной статьи учебника (с. 3). Работа с иллюстрациями (с. 4). Работа по вопросам (с. 5—6).

 Домашнее задание: перечитать статью, составить ее план, уметь пересказать текст.

Урок-игра 1[1]. ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ

(II вариант)

Первый урок всегда очень важен. «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», — говорил герой мультфильма и был прав. Интересное, запоминающееся начало изучения предмета — залог того, что и в дальнейшем дети будут стремиться на эти уроки, что положительно скажется на их знаниях.

Цели деятельности учителя: реализовать подготовленные проблемные, творческие, игровые задания, способствующие актуализации знаний по литературе; формировать предметные умения по применению знаний в нестандартной ситуации, коммуникативные универсальные учебные действия (работа в команде); выявить уровень литературного развития учащихся, приобретенный в начальной школе.

Оборудование: «маршрут движения» в виде табличек или картинок на доске, маршрутные листы для команд, распечатанные задания.

Для проведения этого урока потребуется помощь учащихся-экспертов, которым нужно подготовить ответы на задания. С этими учениками желательно встретиться заранее, чтобы они выбрали себе «станцию», сами выполнили задания, могли на уроке пояснить суть вопросов другим учащимся.

Ход урока

Урок начинается до звонка. Вход в класс — импровизированный турникет, входной билет — разгадывая загадка, которую выбирают из предложенных экспертом (см. Приложение к уроку). Рассаживаются по отдельным столам по 4—5 человек, всего 7 «городов»-столов, группы формируются заранее для экономии времени на уроке.

I. Организационная вступительная беседа.

Учитель. Мы с вами в стране с красивым звучным названием — Литература. Как в любом государстве, в ней действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы с вами знаем многих из коренных жителей этой страны и, путешествуя сегодня по городам этого государства, вспомним своих старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках литературы, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями этой огромной и интересной страны. Прочитайте названия городов, где нам суждено сегодня побывать, они перечислены в ваших путевых листах. Порядок посещения — на ваше усмотрение, только не создавайте «заторов на дороге»!

II. Групповая работа.

Задания приведены в нескольких вариантах, выбор — на усмотрение учителя.

Станция «Басни».

Задание 1.

Герои басен И. А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линями героев одной басни.

• Ворона

• Обезьяна

• Стрекоза

• Лисица

• Зеркало

• Крыша

• Орел

• Муравей

• Мышь

• Соловей

• Листы

• Петух

• Кукушка

• Корни

• Осел

• Пчела

Задание 2.

Прочитайте «басню». Вы заметили, что её герои «перемешаны»? Определите, из каких трех басен И. А. Крылова они взяты.

1) Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки —

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,

И у кого, что силы стало,

В ушах у гостя затрещало —

И закружилась голова.

Всё пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, — говорит, — сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

2) Зубастой щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так прямо сказки!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

Станция «Крылатые слова»

Подберите к данным текстам подходящие «крылатые слова», взятые из басен; в качестве подсказки можно предложить варианты ответов, они приведены ниже.

1) Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются: ________________________________________________________________

2) Перед баскетбольным матчем между школьными командами нападающий одной команды хвастался в раздевалке: «Да мы их шапками закидаем!» Его команда проиграла. Огорчённые товарищи бурчали: _________________________________________________________

3) Готовясь к школьному КВН, трое друзей, ответственных за подготовку программы, никак не могли выработать общий сценарий. Каждому казалось, что его сценарий самый смешной и самый умный. Так ничего и не сделав, они разошлись. Назавтра в школьной стенгазете появилась карикатура, изображавшая трех «режиссеров» в виде известных персонажей басни с подписью:__________________________________________________________________________

4) Вместо подготовки к контрольной работе Катя пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услышала:__________________________________________________________________________

5) Мальчик, не зная решения, исписал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель написал на доске правильное решение и со словами: _____________________ отдал ему дневник с двойкой.

6) Мальчик очень боялся школьного дворника, усатого и длинного, как жердь, но, услышав однажды, как тот лебезит перед школьным завхозом, сказал себе: ___________________________________________________________________

• «Хвалилась синица море сжечь».

• «А ларчик просто открывался».

• «Ты всё пела? Это дело: так пойди же попляши!»

• «Страшнее кошки зверя нет».

• «Да только воз и ныне там».

• «Ай, Моська? Знать она сильна, что лает на слона!».

Станция «Лирика»

1) В стихотворениях изменен порядок слов, восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.

• Серебро, огни и блёстки, -

Из серебра целый мир!

В жемчугах горят березки,

Чёрно-голые вчера.

• Экипажи, пешеходы,

На лазури дым белый.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

• Зима злится недаром,

Прошла её пора -

Весна стучится в окно

И гонит со двора.

• На диком севере одиноко стоит

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и сыпучим снегом

Одета, как ризой, она.

2) Восстановите ритм стихотворений, зачеркнув лишнее слово.

• Ночевала тучка золотая

На большой груди утёса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

• Ещё в полях белеет старый снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и громко гласят...

• О каждом новом свежем молодом пне,

О ветви сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично — больно, плохо мне.

• Редеет осенний парк, редеет глушь,

Редеют еловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в мутном озере осенних луж

Он отражался исполином…

3) Закончите стихотворные строчки, вспомнив произведение и подобрав правильную рифму. Назовите автора.

• Зима недаром ___________

Прошла ее _______________ —

Весна в окно ______________

И гонит со ___________.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму ____________ —

И жаворонки в небе

Уж подняли ____________ .

Зима еще ________

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза __________

И пуще лишь ______ …

Взбесилась ведьма ______

И, снегу захватя,

Пустила _________,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в ________

И лишь румяней _________

Наперекор врагу.

• Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной __________

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он _________ .

• Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный ________ ,

Бегут и блещут и ________

• Ласточки пропали,

А вчера с зарей

Все грачи ___________

Да как сеть _________

Вон над той горой.

• С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой ________

Ночью ветер _______

Да стучит в _______ .

• Белая береза

Под моим окном

Принакрылась ________

Точно ___________.

На пушистых ветках

Снежною________

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной ________

И горят снежинки

В золотом ______.

А заря, лениво

Обходя кругом.

Обсыпает ветки

Новым _____________.

• Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего _______

В сердце только ________

Стаи птиц _______

Прочь за синее _______

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень _________ —

И заплачет ______________.

Станция «Пословицы».

1) Здесь перепутаны части пословиц (начало и конец), «Соедините» их.

• Делу время.

• А спина виновата.

• Жгуча крапива

• А почешется и вор.

• Пусти козла в огород.

• По-волчьи выть.

• Пословица не укор.

• Да мир додумывает.

• С волками жить.

• Потехе час.

• Дешево волк в пастухи нанимается

• Да во щах пригодится.

• Он всю капусту обдерет.

• Душа согрешила.

2) Найдите окончание пословицы, при этом сохраните её смысл и рифму.

• Злой плачет от зависти, а добрый от __________.                                

• В болоте тихо, да жить там __________________.                                

• Морских топит море, а сухопутных крушит _____ .

• И вашим и нашим ______________________ .

•В лесу жить — ______________________.

• Когда ни умирать, ______________________.

• За копейку спляшем

• Горе.

• Лихо

• Лешим слыть.

• От радости.

• День терять

3) Подберите к данным пословицам близкие по смыслу.

• С волками жить — по-волчьи выть.

• Своя рубашка ближе к телу.

• Свой свояка видит издалека.

• Не красна изба углами, а красна пирогами.

♦ Рыбак рыбака видит издалека.

♦ Моя хата с краю — ничего не знаю.

♦ Как аукнется, так и откликнется.

♦ Встречают по одёжке, провожают по уму.

Станция «Сочини-ка»

1) Сочините стилизацию русской народной сказки по опорным словам, соблюдая ее композиционную структуру.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были

____________________________________________________________

И был(а) у них_________________________________________________

Вот однажды ________________________________________________

Идет он(а) по дороге, а навстречу _____________________________________

Говорит ____________________ такие слова: «__________________________».

Идет ________________________ дальше - ___________________________

___________. Тут встречается ему (ей) ______________________________

_________ и спрашивает: «__________________________________________?»

Отвечает _________________________________________________________:

«_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Идет дальше, вдруг видит: __________________________________________

___________________________________________________, испугался (лась) и

говорит: «_________________________________________________________».

Долго ли, коротко ли, но пришел (ла) _________________________________

____________________________________________. А там чего только нет!

__________________________________________________________________

Стали жить-поживать да добра наживать ____________________________

И там был __________________________________________________________

2) Прочитайте сказку Феликса Кривина.

Научный спор

…Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят ученые споры.

— Какой мокрый этот мир, — начинает Калоша. — Идешь, идешь — места сухого не встретить.

— Да что вы! — возражает Босоножка. — В мире совершенно сухо.

— Да нет же, мокро!

— Именно сухо!

Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля.

— Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает в мокрым и сухим: мокрым — когда хозяйка моет пол, сухим — все остальное время.

А теперь попробуйте сочинить сказку, где главные герои — самые обычные вещи. Например, портфель или карандаш, телефон и записная книжка. Пусть вам в этом помогут олицетворение и фантазия.

Станция «Сказка».

Данный отрывок представляет собой «винегрет» из нескольких литературных произведений. Определите, из каких. Назовите авторов.

Вот Иванушка поднялся,

В путь-дорожку собирался,

Вынул хлеба ломоток

И поехал на восток.

Ночь настала; месяц всходит;

Поле все Иван обходит,

Входит с гуслями в шатер

И садится за прибор.

Царь-девица тут встает,

Знак к молчанью подает.

«Говори ты! Как не так!» —

Про себя ворчит дурак.

Станций больше, чем групп, это можно сделать для того, чтобы не было задержек «в пути».

III. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.

Учитель. У нас всё замечательно получилось! Вы вспомнили сказки, басни, стихи и пословицы, вы убедились, как здорово работать, когда рядом единомышленники которые трудятся с тобой в команде. Вы спорили, но и эти споры приводили к правильному решению. Если у вас остались вопросы, мы разберем их на следующем уроке (если есть время, то можно и на этом уроке) или вы прочитаете на стенде, правильные ответы туда поместят наши консультанты.

Вопрос об отметках за работу на уроке учитель может решить следующим образом: если эксперт сам предварительно правильно выполнил задание и хорошо организовал работу на своей станции, то это, конечно, нужно оценить. Если команда слаженно работала и хорошо выполнила задание, то их «пятёрка» заслуженна. Если есть недочеты, то можно спросить у команды, хотят ли они получить «четверки»; подобный «либерализм» на данном этапе вполне возможен. Если есть команды, у которых не получилась работа, то желательно с ними поработать индивидуально, выяснить причины неудачи, объяснить непонятое, чтобы у детей не остался неприятный осадок. Если времени на оценивание не осталось, то это можно сделать на следующем уроке.

Учитель. Ваше впечатление: у нас сегодня получилось то, что мы наметили? Конечно, и поэтому все вы получаете «путевки»-разрешения на изучение литературы в 6 классе.

В нашем пути нам потребуется учебник, тетрадь, чтобы фиксировать все «дорожные» наблюдения, и, конечно, огромное желание не просто получать знания, а делать это с удовольствием.

Домашнее задание будет продолжением сегодняшнего урока. На с. 4 вашего учебника есть вопросы. Чем больше вы вспомните, тем интересней будет всем нам на следующем уроке. В своих дневниках поставьте маленький плюсик напротив сегодняшнего урока, если вы считаете, что сегодня вы хорошо поработали и внесли свой вклад в успех команды; если это не так, то подумайте, почему не получилось. Запишите задание на следующий урок: с. 4, вопросы 1, 2, 6, 9. Если захотите, то можно попробовать ответить и на другие вопросы, предложенные на этой странице.

Домашнее задание: самостоятельно прочитать вводную статью учебника (с. 3); работать с вопросами и заданиями (с. 5—6). Индивидуальные задания к следующему уроку (в зависимости от выбора учителя одно произведение из вариантов проведения урока).

Приложение

Загадки для начала урока

1) Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью.)

2) Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

3) В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Зерно.)

4) Весь из золота отлит,

На соломинке стоит. (Колос.)

5) Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Семь плугов тащит. (Трактор.)

6) Что за машина?

Шея, как у гуся,

Сила, как у слона. (Подъемный кран.)

7) Птичка-невеличка,

Носик стальной,

А хвостик льняной. (Иголка с ниткой.)

8) Повернулось к солнцу

Золотое донце. (Подсолнух.)

9) Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине — огонь да вода. (Самовар.)

10) На лесной полянке

Красуется Татьянка —

Алый сарафан, белые крапинки. (Мухомор.)

11) Эй, звоночки, синий цвет, —

С язычком, а звону нет. (Колокольчик луговой.)

12) Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

13) Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, —

Такое тёплое, живое,

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)

14) Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (Коньки.)

15) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива.)

16) Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

17) Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (Электричка.)


Урок 2. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

(внеклассное чтение)

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя.

Литература — это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество — от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф — это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782—1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.

III. Эвристическая беседа.

1. Что такое миф?

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?

IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «праславянский») — Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун — бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями[2]. Велес — бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги — Сварог и Дажбог. Сварог — бог неба, Дажбог — бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур.

Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся — Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля — недоля, весна — зима, счастье — несчастье, чет — нечет, правый — неправый, небо — земля, Солнце — луна, белый — черный, старый — молодой, близкий — дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. — условная дата начала русской культуры[3].)

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.

V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ её содержания.

В те времена был Богумир — муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят И поехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.

И сказали они:

— Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья — Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сена и младший — Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три — Утренник, Полуденник и Вечерник.

Вопросы для обсуждения:

1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?

2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний?

3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их.

4. Какие боги для этих героев являлись главными?

5. Какие стояли на самом низком уровне?

6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов?

(В ХIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)

VI. Творческая работа.

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

(На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.)

Беседа заключительная:

1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

2. Подумайте, что такое сказка?

3. Чем отличается миф от сказки?

(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)

Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.

Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОЛНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ

Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста — губы, рот.)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве.

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество — это жанр (genre (фр.) -  вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)

Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.

III. Беседа о малом жанре устного творчества — загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов).

Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» — «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом — «Без имени» — согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Сходство всех четырех видов загадок — в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая — вопрос, вторая — ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

IV. Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.

Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб — старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась:

Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.

2. Загадка-описание

Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Бежит — бежит, шумит — шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри.

Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного народного творчества наблюдаются такие художественные средства выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание, эпитет, гипербола; иначе — широко используются средства языка.

V. Запись учащимися загадок, составленных дома, обсуждение в классе.

Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Русские народные сказки» (с. 8-10).

Урок 4. СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

Цели деятельности учителя: ознакомить с волшебной сказкой; обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника):

1. Что такое «сказки»?

2. Поясните слова А. С. Пушкина:

Сказка — ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?

4. Что хотели люди отразить в сказках?

5. Какие виды сказок вы знаете?

6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».

7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?

Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.

Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.

М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогах-скороходах»... Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...» Это сказка «Царевна-лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.

II. Чтение сказки учителем.

Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно — повторы, ярко и назидательно — концовка. Заостряется внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Ивана-царевича, на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев.

III. Фронтальная беседа по вопросам учебника «Волшебная сказка и ее герои» (с. 25).

IV. Обучение художественному пересказу.

В давние времена на Руси почитали сказителей. Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывал о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну — сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы ХХ в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» — «И звери говорили? И мертвые воскресали?» — «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»

Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.

Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция — брать сказителя в артель. И за свою работу — сказывание сказок — он получал равную со всеми плату.

До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев — эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.

Составление и запись плана пересказа.

1. Сватовство царевичей.

2. Испытание невесток:

а) испечь каравай хлеба;

б) выткать ковер за ночь;

в) приехать на царский пир.

3. Иван-царевич и старый старичок.

4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.

5. Царевич и Баба-Яга.

6. Счастливое завершение сказки.

Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.


[1] Использован материал пособия: Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. Волгоград: Учитель. 2009.

[2] Иллюстрация — в кн.: Мифы древних славян / А. И. Баженова. В. И. Вардугин. Саратов: Надежда. 1993. С. 55, 131.

[3] Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый Мир. 1988. № 6. С. 257.



Предварительный просмотр:

О русской орфографии

Что такое орфография? Орфография – это раздел лингвистики, в котором собраны все правила о написании слов. В первую очередь, в этом разделе изучается правописание частей слов, т.е. морфем (надо хорошо знать морфемику!), а именно: слитные, дефисные, раздельные; грамотно переносить слова с одной строки на другую и знать употребление прописных, заглавных, букв.

        Русское письмо имеет свою историю, и это нашло своё отражение в правилах орфографии. Большое количество русских слов пишется по традиции, т.е. так, как писались много-много десятилетий назад. Мы и сегодня знаем правило «ЖИ-ШИ пиши с буквой И», несмотря на то что произносится со звуком Ы. А происходит это потому, что эти шипящие в языке современном нам считаются твёрдыми. Вспомним об окончаниях прилагательного -ОГО-ЕГО: длинного, синего – вместо звука Г произносим звук В. Именно в такие случаи написания и считаются традиционными.  

        Много в русском языке слов, которые соответствуют произношению: шутка, крыльцо, добрый, поклон. Вот в слове ПОКЛОН корень как слышим, так и пишем (О), так нам диктует ударение. Такие написания носят фонетический характер.

        Но и традиционные, и фонетические написания в орфографии языка не получили большого распространения, т.к. для русского языка более удобным стал морфологический принцип. Этот принцип значит, что части слов (значимые) пишутся всегда одинаково, и произношение здесь не отражается. Так, в каждом кусте родственных слов корни начертаны одинаково. В корне -лес- только в ударной позиции пишем Е, а в безударной слышим И : лесной, лесник, лесистый, подлесок, лесовать, лес.

        В речи все морфемы могут произноситься по-разному, но пишутся они всегда одинаково, кроме окончания. Именно использование морфологического способа правильного написания слов дает дает возможность легко понять письменную речь.

Этот принцип позволили закрепить единое написание одинаковых форм грамматики, в то время как в устной речи, есть определенные отклонения. Это очень важно для такого языка, как наш, язык, выделяющийся разнообразием грамматических форм.

        В языке существуют и дифференцированные написания, с помощью которых разграничивается написание слов, которые совпадают в произношении , но несут разное лексическое значение.

        Подобные написания дают возможность различать в письменной речи слова, совпадающие в произношении, но пишущиеся по-разному, таких слов в языке небольшое количество: бал-балл; поджег-поджог; тушь-туш. Ну и для того, чтобы писать грамотно, орфографию надо знать! (И.В.Карасева)

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы....

Элективный курс по русскому языку "Секреты русской орфографии", 5 класс

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является развитие орфографической зоркости и отработка навыков грамотного письма. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неде...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Программа по русскому языку для 8 класса на тему: «Трудные случаи русской орфографии»

Учебно-тематический план курса по русскому языку                                           ...

Статья "Основные принципы русской орфографии"

Данная статья будет полезна учителям русского языка средней школы при подготовке к урокам раздела "Морфология.Орфография" в 10 классе (УМК Гольцовой Н.Г.)...

Орфография_Принципы русской орфографии

В тетрадь для правил учащихся...

Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)

Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...