Конспект урока в 5 классе по развитию речи "Сочинение в жанре письма"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ермолаева Татьяна Владимировна

Урок развития речи в 5 классе "Сочинение в жанре письма" реализует задачи ФГОСов.
Цель урока: формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинениям в жанре письма
Задачи урока:
1. Образовательная: развитие познавательных процессов у обучающихся, формирование знаний, необходимых при написании сочинения в эпистолярном жанре.
2. Воспитательная: формирование уважительного отношения к русскому языку как духовной, нравственной и культурной ценности.
3.  Развивающая: развитие творческих и личностных возможностей учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_v_zhanre_pisma.docx2.99 МБ
Файл urokliteraturyiv11klassepriizucheniiromanae.docx863.05 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе при изучении романа Е. Замятина «Мы»

Форма проведения урока: мастерская письма.

Задачи урока:

- осмысление прочитанного произведения,

- развитие творческого мышления,

- развитие устной и письменной речи.

Педагогическая технология:

- личностно-ориентированная, проблемное обучение.

Мастерская проводится в течение 2 уроков.

Ход урока:

  1. Напишите слово «Я», а рядом слово «Мы».  Нарисуйте, что такое «Я» и что такое «Мы».

(5 минут).

  1. Напишите слова-ассоциации, которые возникают, когда слышите «Я» и «Мы».
  2. Запишите вопросы, возникшие у вас при чтении романа.

- Роман «Мы» о будущем или о настоящем?

- Любовь  (иррациональный корень из минуса 1)- это действительно болезнь или лекарство от неизлечимого недуга?

- Насколько страшно потерять своё имя и превратиться в «нумер»?

- Может ли государство дать человеку счастье?

- Что такое счастье?

- Что такое свобода? Нужна ли она человеку?

- Как легче жить: осознавать своё «Я» или принять удобное «МЫ»?

(5 минут)

4.Прочитайте вслух вопросы.  Запишите их.

5. Выберете вопрос,  который вызвал  интерес.

6. Напишите тезис-ответ на этот вопрос.(10 минут)

- Цифры в именах героев предопределяют их судьбу.

- Жители Единого Государства выбирают участь нумера. Страшно!

- Люди похожи на снующих по заданному маршруту муравьёв. Теряется человек как личность.

- Страшно, когда «Я» ничего не значит, личность прячется под удобным «МЫ».

- Это роман о сегодняшнем дне. Это предсказание того, что ждёт людей завтра, если государство уничтожит в нас «Я»!

- Государство не может никого сделать счастливым , оно бессильно.

  

7. Рассмотрите иллюстрации и фото. Поделитесь своими впечатлениями. Подберите к ним названия.

8.Прочитай предложенные тексты. Это размышления о романе: (15 минут)

а).«….

Какое место занимает человек в нашем мире? Можно ли пожертвовать одной или несколькими жизнями ради счастья других? С точки зрения Единого Государства, это необходимо для всеобщего счастья. «В результате Двухсотлетней Войны была изобретена нефтяная пища. Правда, выжило только 0,2  населения…зато эти ноль целых и две десятых – вкусили блаженство в чертогах Единого Государства»

…»

б).«…

«Конец». Человека излечивают от его «болезни», и он превращается в машину – «настоящего нумера». Теперь «Я» не существует вообще. Можно ли представить себе общество, где каждый будет таким, как Д-503?

…»

в). «…

« Я,R и О – мы треугольник, мы=семья…» Они были счастливы втроём. Любопытно: сложите эти три буквы – получится РОД, что-то родное, человечное. Не случайно О-90 РОДит ребёнка, несмотря на запрет. Появилась I-330. Она отняла R. Она отняла О.  Осталось одно Я. Это счастье или великая потеря?

…»

г). «…

Ещё Платон сказал, что «в каждом из нас происходит война  с самим собой» … Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед». Д-503 испытал это в должной мере.  Душевная болезнь разрастается, герой чувствует себя огороженным стеной от всеобщего мира, но за этой стеной – его мир.  « И только один Я… как человеческий палец, отрезанный от руки. Это палец – Я»

…»

д). «…

« Я перед зеркалом. Вижу себя, как какого-то «его».  Вот Я – он. А я настоящий, Я – не он». Душевная боль ломает мир старых ценностей. Если бы знать: кто Я, какой Я?

…»

8. Выберите текст, который вас  заинтересовал своими рассуждениями. Допишите начало и конец  этого текста. Придумайте название своей работе. (20 минут).

9. Рефлексия. Прочитайте текст.

- вы когда-нибудь читали о людях без души? О людях, которые, как бездушные машины, с огромной скоростью движутся по дороге времени? В Едином Государстве не люди, а безликие нумеры. Бездушные, безвольные, бездумные…

- человек в романе совершенно безжизненная субстанция. У него нет имени, только номер… общество без людей или люди без общества?  Только любовь , которая заставляет подчиниться зову сердца, нарушить все запреты, стереть все границы на пути к истинно человеческому счастью.

- люди живу по общей формуле, когда свобода=ноль! В жизни героя нет сомнений, нет тревог – он СЧАСТЛИВ!  Но душа жива. Иррациональный корень из минуса единицы! Забавно!  Любовь воскрешает в нумере человека. Душа и разум борются.  Казалось, что вот человек вырвется наружу, но торжествует сила Благодетеля…

- герой понял значимость Я, ощутил себя личностью, понял, что МЫ состоит из Я. Но человеческому Я плохо одному. Может, поэтому не хватило сил.

10. Оцените работу других, чьи размышления помогли найти ответы на возникшие вопросы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.

Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

Конспект урока "Любимые книги и персонажи", презентация "Литературные жанры"

Урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС.Цель урока - создать условия для формирования УУД (универсальных, учебных действий).Обучаущие подводятся к самостоятельной постановке цели и задач ур...

Конспект урока 9 класс письмо: "Количество букв и звуков в слове"

Конспект урока 9 класс специальной (коррекционной) школы по теме: "количество букв и звуков  в слове"...

Конспект урока 9 класс письмо: "Развитие речи. Сочинение на основе личных наблюдений"

Конспект урока 9 класс письмо и развитие речи спеуиальной (коррекционной) школы: "Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений"...

Конспект урока 5 класс "Письмо"

Конспект урока 5 класс "Письмо"...