Тематическое планирование занятий спецкурса для 9 класса "Знай и люби русский язык"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Сущность курса  состоит в интеграции двух предметов -  русского языка и литературы ,в освоении знаний об особенностях художественной речи при анализе художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Спецкурс по русскому языку23.08 КБ

Предварительный просмотр:

      ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  СПЕЦКУРСА

   

                 «Знай  и  люби  русский язык»  

        для уч-ся 9  класса.( 35 часов в год ( 1 час в неделю )                

          Составлена  учителем русского языка и литературы

                     Ярцевой  Ларисой   Владимировной

п/п

Кол-во

часов

 

  ТЕМА

           

Содержание работы на занятиях

                             Средства выразительности  русской  речи

                                              (  морфологические)  -  17  часов

1

     1

Имя  существи-                    

     тельное

   Экспрессивная функция  частей речи  в художественных  произведениях разных  писателей.

    Изобразительно-выразительное использование  имени существительного в художественной речи.

    Стилистическое использование  грамматических категорий  имени  существительного (род, число, падеж).            

Грамматический род и пол живых существ. Образное использование  категорий рода при создании поэтического олицетворения.

2

   1  

    Имена  собственные и нарицательные;  обыгрывание внутренней формы  фамилий литературных  героев  как средство  художественной характеристики.

   Стилистическая роль  географических наименование  в литературных  произведениях.

3-4

   2

 

 Имя прилага-                

       тельное

    Образная функция  имен прилагательных  в произведениях  писателей  разных  литературных  направлений.

    Употребление   относительных, притяжательных  и качественных  прилагательных  в переносном значении как средство речевой экспрессии.

5-6  

    2

  ЭПИТЕТ  и языковые средства  его создания.  Постоянные эпитетеы.  

    Роль имени прилагательного  в создании  цветовых  образов. Стилистическая  роль сложных прилагательных;.  индивидуально- авторские  образования сложных прилагательных.

    Краткие  и усеченные прилагательные  в поэтическом  тексте.

 7

    1

 Глагол  и его  

    Формы              

   Экспрессивная  роль глагола  в художественном  тексте.

Употребление глагола  в переносном  значении;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  как поэтический троп  и языковые средства его создания (обобщение).  

Использование  усеченных  глаголов  в художественном  тексте  (прыг  в траву).

8-9

  2-3

   Грамматические категории  как источник  выразитель-ности речи  : категория времени, наклонения, вида, лица.  Употребление  глаголов одного времени(наклонения)  вместо другого  как изобразительный прием.  Семантико- стилистические особенности  упот-ребления инфинитива, причастия  и деепричастия  в текстах  художественной литературы.  Соединение  форм прошедшего  и настоящего времени  в предложении  с целью придания живости повествованию (пришла  и говорю, прибежал и видит

10

    1

Имя  числительное

    Экспрессивная роль числительных в художественном  тексте.     Употребление   числительных – символов  (3,7, 40, 100)  в произведениях  устного народного творчества  и литературных  текстах.

11

     1

Местоимение

     Экспрессивная  роль  местоимений  в художественных  текстах.  Стилистическое    использование  устаревших  местоимений.

     Синонимика местоимений разных  разрядов  и экспрессивное их использование

      Употребление  личных  местоимений  единственного и множественного  числа  как экспрессивное средство.

12

      1

   

 Наречие

   Спицифические  свойства  наречия,  которые определяют  его изобразительную  функцию:  близость  к образной функции  прилагательного  и соотнесенность  с другими частями речи.

   Экспрессивное  использование  наречий  разных  разрядов.   Наречия    СРАВНЕНИЯ  (по-детски, градом) и образное  использование  их  в художественном  тексте;

 СРАВНЕНИЕ  как поэтический  троп  и разные языковые средства  его создания.

    Использование  степеней сравнения  наречий  и прилагательных  для  создания  эмоционально- экспрессивной  окраски.

13

      1

Служебные  части  речи

   Роль  служебных  частей речи  в семантико-стилистическом  оформлении литературного текста.

   Частица  НЕ  в отрицательном  сравнении

   Семантическая  роль противительных  союзов  и использование их  в конструкциях  художественного  противопоставления.

                                     ПРАКТИЧЕСКИЕ  ЗАНЯТИЯ

14-

17

     4

Комплексный лингвистический  анализ   художественных  текстов

    Поиски  словообразовательных,   фонетических,  

интонационных, лексических  и морфологических  

средств выразительности   и  выразительное  чтение  художественных текстов.

   

                          Синтаксическое  богатство  русского языка  (18 часов)

18.  

    2

 

  Русский  

  синтаксис

  Свойства  русского синтаксиса, определяющие его богатство  и  разнообразие, безграничные

возможности  в  передаче смысла  речи и создания  художественных  образов:  свободный порядок  слов, развитая  синонимимика  синтак-сических  конструкций, функционально-синтак-сическая   закрепленность  синтаксических средств.

19

  1

Экспрессивное  использование предложений раз-ного типа

   Особенности  интонаций  вопросительных предложений.   Лексическое  и  грамматичес-кое  оформление  вопросительных  и побуди-тельных  предложений.  Интонационное  многообразие и богатство  эмоциональных  значений  побудительных   и вопросительных   предложений. Риторический вопрос  и его художественные функции.предложений.   Наблюдение над стилистичес-ким  использованием  вопросительных, побудительных и восклицательных  пред-ложений в текстах художественнойлитературы.

20

   1

Использование  односоставных  предложений  в художественном тексте.

   Типы односоставных  предложений.       Семантико - грамматические  свойства  обобщенно- личных  предложений,

 использование  их в произведениях  художественной  литературы, в русских народных пословицах,  поговорках,  загадках.  

    Семантико-стилистические  возможности

безличных предложений  и использование  их  в художественных текстах.  Выразительные возможности  номинативных  (назывных)

предложений.

     Семантика  и грамматические  способы  оформления  слов-предложений;  их стилисти-ческое  использование в речи.

21

 

  1

Использование  сложных предложений  в художественном тексте

   

 Наблюдения  за использованием  в художест-венном тексте  разных  типов сложных предло-жений (сложносочиненных, сложноподчиненных,  бессоюзных).   

    Семантико- стилистическая  роль  союзов  в сложных предложениях.  Стилистическая  окраска  союзов.

    Способы  передачи значения СРАВНЕНИЯ 

в языке.  Наблюдение  за употреблением  в тексте предложений  с  сравнительным  оборотом  и   предложений  с придаточным  сравнения.

     Наблюдение  за употреблением  бессоюзных  предложений  в текстах  художественной литературы, в произведениях  устного  народ-ного  творчества.

22

   1  

Использование  прямой речи   и диалогов  в художественном тексте

Семантико -  стилистическая  функция  прямой речи. Несобственно- прямая  речь. Использование    прямой, косвенной, несобственно- прямой речи  как средство  создания  речевой  характеристики  персонажа .

    Период  как особая  форма  организации  сложных предложений  и как поэтическое  средство  художественного  текста.  

Структурный параллелизм сложного  предложения  как средство  выразительности

23-26

   4

Стилистические  фигуры  речи

   Стилистические  фигуры  речи  как синтак-сические построения, обладающие повышен-ной экспрессией  и выразительностью .

Знакомство  с еще  не изученными  фигурами  речи  (бессоюзие, многосоюзие   инверсия,

параллелизм  ,  риторический вопрос  и обращение,  эллипсис)  и повторение сведений  об уже  известных  риторических фигурах

(анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание  и др.).

   Наблюдение за использованием  этих стилистических  фигур   в художественных  текстах.

  Наблюдение   за индивидуально- авторскими особенностями  синтаксиса  в произведениях  русских писателей  и поэтов.

         

         СТИЛИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ  И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

27

    1

Разговорный стиль речи

   Происхождение  слова СТИЛЬ и его много-значность.  Торжественный стиль  Иронический  стиль. Стиль фельетона.  Стиль романтизма.

Функциональные стили :  разговорный  и книжный.

   Использование  разговорного стиля  ( воспо-мина-ния, дружеские письма  и т.д.)

     Новая  звательная форма.

28

    1

Научный стиль речи

   Многосмысленность слова..  семантические синонимы, стилистические синонимы.

29

    1

Официально-де-ловой стиль речи

   Канцеляризмы.Штампы. Устойчивость  формы

Область применения.

30

     1

Публицистический стиль речи

    Функция  сообщения  и функция  воздействия.

Жанры публицистики: информация, критическая заметка,   репортаж,  интервью, статья, рецензия, зарисовка, очерк, фельетон.

31-32

    2

Художественный стиль речи

    Наблюдение  за использованием  образных средств языка  в художественном  стиле речи.

   Тропы  и стилистические фигуры.

33-34

   2

Лингвистический разбор текста

   Отработка  практических навыков  лингвистического разбора    текстов разных стилей.

35

   1

Итоговое занятие

      Рекомендации по самостоятельной работе  с текстами.

                               Используемая  литература

  1. Бахтин. М.М.  Вопросы  стилистики  на уроках  русского языка  в школе.  //Русская словесность.  1994.  №2.
  2. Львова. С.И.  Уроки  словесности. 5-9  кл.  Пособие для учителя. М.:  Дрофа, 1996.
  3. Никитина.Е.И. Русская речь.  Развитие  речи. 9 кл.:  учеб. Для общеобразовательных  учреждений. – 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-
  4. Квятковский. А.П.  Школьный поэтический  словарь. – 2-е изд., стереотип. – М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Знай и люби родной язык» 5 класс

Рабочая программа рассчитана на развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка. Деятельность учителя направлена на то, чтобы ученики овладели языковыми, ...

КВН 6 класс "Почему мы любим русский язык"

КВН проводится в рамках Недели русского языка в 6 классах....

Урок-КВН по русскому языку "Знай и люби русский язык"

Час занимательного русского языка с лингвистическими разминками, весёлыми загадками и шарадами, с заданиями на знание пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов....

Конкурс "Знай и люби русский язык"

Конкурс представляет собой интерактивную игру на знание русского языка....

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...

Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"

Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса...